Коммуникативный тренинг-игра Мы вместе


Коммуникативный тренинг-игра «Мы вместе»
Цель данного тренинга: развитие навыков успешной межличностной коммуникации.
Задача: обучение в тренинговом взаимодействии наиболее эффективным методам разрешения сложных, конфликтных эмоциональных ситуаций; освоение умения эффективного слушания собеседника; создание безопасной атмосферы на тренинге; развитие творческих способностей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступление
Ведущий представляется, в нескольких словах рассказывает о себе, о предстоящем тренинге, регламенте, целях и задачах тренинга.
2. Знакомство
Цели: знакомство со всеми участниками игры, включение всех участников в работу группы,установления контакта, создание работоспособности.
Упражнения:
 1. «Назови свое имя и прилагательное, которым можно тебя охарактеризовать»;
2. «Пересядьте те, кто…»
«Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: „Пересядьте все те, у кого есть сестры", — и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге».
Упражнение позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.
3. Игра «Кораблекрушение».
- «Все мы собрались на одном большом корабле чтобы… (совместное фантазирование). Но вот неожиданно налетел шторм. Наш корабль пошел ко дну. К счастью у нас есть несколько шлюпок».
Для того чтобы распределиться по шлюпкам, ребята вытягивали листок с названием шлюпки («Ветер», «Чайка», «Победа», «Удача»).
«Вы вытянули карточки, на которых написано название вашей шлюпки. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано „машина", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано „машина"».
«Прочитайте, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надписьвидели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить. Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.
Когда вы найдете свою группу, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».
Цель: повышение настроения, снижение усталости, дальнейшее раскрепощение участников, развитие выразительного поведения; побуждать участников, быть внимательными к действиям других, а также искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
- Задание «Ладони»
«Теперь у нас 4 группы. Каждая группа должна представить себя, свои лучшие качества, для того, чтобы лучше познакомить нас с каждым членом команды. Для этого нарисуйте на листе бумаги свои ладони и запишите качества, которые выгодно отличают вас от других членов команды, те качества, которые могут пригодиться вам в вашем нелегком путешествии».
После выполнения задания один из участников представляет членов своей команды.
Цели: развитие интереса к себе и другим, формирование первичных навыков самоанализа; формирование умения говорить и думать о себе.
- упражнение «Вавилонская башня»
«Ваши острова находятся не так далеко друг от друга, поэтому у вас есть возможность подавать друг другу сигналы. Для этого вам необходимо построить высокую башню».
Каждой команде выдается пачка старых газет и дается задание построить из этих материалов максимально высокую башню. Разрешается использование любых подручных материалов.
Цели: повышение групповой сплоченности, развитие способности выдвигать и отстаивать свои идеи.
- задание «Передай сигнал»
«Теперь, имея высокие башни, вы можете передавать друзьям с других островов информацию».
Каждой команде выдается листок с текстом, который нужно передать другой команде с помощью жестов («У нас закончилась питьевая вода», «Мы построили плот», «Мы вчера ходили на охоту», «У нас все хорошо»).
Цель: развитие невербального общения, развитие креативности, выразительности.
- упражнение «Переправа»
«Жители двух островов приняли решение перебраться со своих островов на соседние. Для этого они отправились в опасное путешествие. Но на пути их ждут отмели и рифы. Как преодолеть препятствия?»
Членам двух команд дается задание преодолеть все препятствия (стулья, расставленные в беспорядке) и прибыть на соседний остров (при этом у каждого участника завязаны глаза). Жители других двух островов становятся «компасами» и указывают дорогу.
В итоге происходит объединение, и в игре уже участвуют не 4, а две команды.
Цель: повышение работоспособности, снижение напряженности, усталости, активизирует внимание, мышление.
- упражнение «Плот»
«Члены одной из команд построили плот. Они встали на него и поплыли за своими товарищами по несчастью на другой остров. Все вместе они отправятся домой».
Участникам дается несколько газет, которые имитируют плот. Необходимо поместиться всем ребятам с первого острова. Затем нужно поместиться на этом острове с жителями второго острова.
«Но, к сожалению, нередко бывает, что сильный порыв ветра разрушает плоты. Вот так случилось и у нас. Порыв ветра оторвал несколько бревен от нашего плота (убирается несколько газет). Может быть кого-то оставим на острове?»
Задача поместиться всем участником на постепенно уменьшающемся плоту.
Цель: сплочение группы, снижение напряженности.
4. Заключение игры.
Рефлексия игры.
«Ну, вот мы все благополучно добрались до суши. Давайте обсудим, что вам понравилось? Что не понравилось? Что показалось трудным? Какие задания хотелось бы повторить?»
5. Заключение
- упражнение «Пожелание группе»
«Закончим нашу работу тем, что каждый по очереди выскажет пожелание группе на сегодняшний день».