Образовательная программа Предшкольная подготовка

 
 








ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
 
 
 
 









 
 
 Содержание:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАЗДЕЛ. ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Блок «Здоровье»
Блок «Физическая культура».
РАЗДЕЛ «РАЗВИТИЕ»
Блок «Социально-личностное развитие детей»
Блок «Познавательно-речевое развитие детей»
Блок «Художественно-эстетическое развитие детей»
 















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста – комплексная и охватывает возрастной период от 5 до 7 лет. Цель Программы – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста в соответствии с его способностями, индивидуальными и психическими особенностями, содействование формированию основных психологических новообразований младшего школьного возраста, необходимых для качественного обучения в школе.
В программе определены основные задачи по подготовке детей к школе, которые необходимо решать независимо от материального достатка их семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста и обеспечения успешного включения в систему начального образования.
Программа – документ, который также служит ориентиром для оценки результатов педагогической деятельности образовательных учреждений, аттестации воспитателей, учителей, специалистов, работающих в  системе дошкольного и дополнительного образования.
Данная Образовательная программа реализуется МОУ начальная школа – детский сад п.Партизанское на основе учебно-методического комплекса «Предшкола нового поколения».
Структура Программы
В основу структуры Образовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста  положены направления развития ребенка, обозначенные в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной  ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003, а именно:
физическое,
социально-личностное,
познавательно-речевое,
художественно-эстетическое.
В Программе данные направления представлены в виде двух разделов.
Первый раздел «Здоровье и физическая культура» представлен двумя блоками: «Здоровье» и «Физическая культура».
Второй раздел  «Развитие» включает следующие блоки: «Социально-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Область применения Программы.
Программа предназначена для работы с детьми 5-7 лет:
- в дошкольных образовательных группах, функционирующих на базе дошкольных образовательных учреждений, школ, учреждений системы дополнительного образования,
- в семье.
Программа нацеливает педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе.
Работа по Программе осуществляется в соответствии с СанПин 2.4.1.2660-10.
При реализации содержание работы с детьми дополняется разнообразной свободной самостоятельной деятельностью детей (игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательной). Создаются условия для совместной деятельности детей.
Сроки освоения Программы.
Программа может быть реализована в течение одного или двух лет в зависимости от времени пребывания ребенка в дошкольной образовательной группе.

















РАЗДЕЛ
«ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Блок«Здоровье»
Цель. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
Задачи
1.Формировать у детей основы культуры здоровья.
1.1.Формировать культурно-гигиенические навыки.
Формировать умение самостоятельно выполнять гигиенические процедуры: мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после приема пищи; умение пользоваться носовым платком, прикрывать рот во время чихания и кашля, отворачиваясь в сторону; пользоваться туалетом. Учить детей следить за своим внешним видом: причесываться своей расческой, следить за своей обувью и одеждой, уметь убирать за собой игрушки, пособия и постельные принадлежности; следить за своим внешним видом (одеждой, прической и др.).
1.2.Формировать культуру питания.
Формировать навыки правильного поведения за столом во время еды: пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом); пользоваться салфеткой в процессе еды; есть аккуратно, медленно пережевывая пищу, правильно и красиво сидеть за столом, не капризничать во время приема пищи. Давать детям представления о здоровом питании: о значении разнообразного питания, пользе овощей и фруктов, каши, соков, молочных, мясных и рыбных продуктов; необходимости своевременного приема пищи и соблюдения режима питания, ценности горячих блюд; о вреде чрезмерного употребления сладостей, тонизирующих и газированных напитков, жевательной резинки, чипсов и др.
1.3. Формировать культуру деятельности и общения как основу психического здоровья ребенка .
Формировать умение найти себе занятие по интересам, привлечь сверстников и самому включиться в их деятельность. Поддерживать проявления активности и доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, эмоциональной отзывчивости, побуждать ребенка регулировать интенсивность своих эмоциональных реакций, учить высказывать свое негативное отношение к чему-либо социально-приемлемыми способами.
Развивать интерес к разным формам двигательной активности (подвижные игры, элементы спортивных игр, прогулки, купание и плавание, утренняя гимнастика, физические упражнения, катание на велосипеде, самокате, коньках, лыжах и др.).
2.Обеспечивать  охрану здоровья детей.
Соблюдать оптимальный объем умственной и физической нагрузки, продолжительность занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Предупреждать психоэмоциональное напряжение, переутомление детей, психологический дискомфорт, связанный с авторитарным стилем воспитания, отсутствием обращенности взрослого к ребенку, включением детей в неинтересную для них деятельность.
Поддерживать положительные эмоции в разных видах детской деятельности, на занятиях и др. как основу сохранения и укрепления здоровья детей.
Обеспечить разнообразную двигательную активность (организованную и самостоятельную) в течение дня с учетом климатических, сезонных, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Следить за правильной осанкой детей.
Обеспечивать воздушный, температурный, световой и питьевой режимы, охрану сна детей, исключать скученность и избыточную шумовую нагрузку. Соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места детей во время занятий, физкультурному оборудованию, дидактическим пособиям и игрушкам.
3.Обеспечивать безопасность детей.
Создавать условия для предупреждения детского травматизма (в помещении, на прогулке, во время занятий и самостоятельной деятельности).
Формировать у детей представления об опасных формах поведения: при встрече с незнакомыми людьми, бездомными животными. Объяснять опасность сбора неизвестных растений, грибов, самостоятельного употреблении лекарственных препаратов и биологически активных добавок.
Учить детей основам безопасного поведения на улице, в общественном транспорте, в помещениях (на лестницах, у открытых окон, балконов), во время купания в водоемах и бассейне. Обучать детей простейшим способам преодоления опасностей и получения помощи (знание своего имени, фамилии и домашнего адреса, имени родителей, умение набрать телефонный номер службы спасения). Формировать модели поведения в типичных ситуациях (ребенок дома, потерялся на улице или в общественном месте).
Разъяснять родителям и детям, что ребенок дошкольного возраста не может находиться один, без присмотра взрослых (дома, на улице, во дворе, в общественных местах, в транспорте, в лифте).
Рассказывать детям о способах передачи и профилактики инфекционных, паразитарных и грибковых заболеваний.
Формировать у детей представления и умения осуществлять элементарную заботу о своем здоровье (одеваться по погоде, предупреждать перегрев и переохлаждение тела, солнечные ожоги, менять промокшую обувь и одежду, сообщать взрослому о физическом дискомфорте, недомогании). Разъяснять детям негативное влияние на здоровье длительного просмотра телепередач и видеофильмов, продолжительных компьютерных игр.
Познакомить с некоторыми правилами противопожарной безопасности.
Блок
«Физическая культура»
Цель. Формирование у детей интереса к физической культуре
Задачи
1. Обогащать двигательный опыт детей, создавая ситуации радости и удовольствия в движении.
Обогащать разнообразный двигательный опыт детей.
Играть с детьми в подвижные игры с правилами, народные игры (на развитие быстроты движений, силовых качеств, ловкости  и координации, ориентировки в пространстве и др.). 
Использовать в работе с детьми элементы спортивных игр, упражнения со спортивным инвентарем.
Приобщать к разным видам занятий физической культурой с учетом состояния здоровья, уровня физической и  двигательной активности, половозрастных различий, включая утреннюю гимнастику, занятия по физической культуре, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, гимнастику после дневного сна, динамические паузы между занятиями, физкультминутки, недели здоровья, прогулки, праздники и досуги, самостоятельную деятельность.
Содействовать развитию вариативности в выполнении детьми различных видов движений, создавая для этого соответствующие условия (музыкальное или ритмическое сопровождение, использование различной атрибутики и пособий, образного описания и т.д.).
Расширять двигательный опыт детей в различных условиях (при преодолении полосы препятствий, на спортивной площадке, в лесу,  парке,  в физкультурном зале и др.); при посещении социокультурных учреждений спортивной направленности (дворовые спортивные площадки и мини-стадионы, секции, кружки).
Учить детей использованию различного физкультурного оборудования, пособий и спортивного инвентаря в организованной и самостоятельной деятельности.
2. Целенаправленно развивать у детей физические  и волевые качества.
Развивать физические качества, чувство равновесия и координационные способности, пространственно- временную ориентировку.
Формировать умение участвовать в совместной деятельности, подчинять свои желания и интересы общим требованиям и правилам в процессе различных подвижных игр и игровых упражнений.
Воспитывать у детей решительность, смелость, выдержку, самостоятельность, настойчивость для достижения определенной цели в процессе выполнения двигательных заданий.
Поощрять стремление детей выполнять движения как можно лучше.
3. Способствовать развитию произвольности и саморегуляции.
Создавать ситуации, в которых дети самостоятельно ставят двигательную задачу, находят способы ее решения и добиваются результата.
Учить детей соотносить свои действия с образцом. Выполнять задания по словесной инструкции, используя схемы, в играх с правилами, при выполнении двигательных заданий на полосе препятствий и т.д.
Учить детей управлять своим телом в процессе движений. Радоваться своим успехам, качественному выполнению движений.
4. Развивать двигательное творчество детей, их активность и  самостоятельность
Создавать условия для развития двигательного творчества детей, предоставляя им возможность выбора игр и  упражнений, игровых сюжетов, физкультурных пособий.
Способствовать эмоциональной включенности детей и их образному перевоплощению в процессе музыкально-ритмических движений, сюжетно – игровых композиций, игр имитационного характера.
Привлекать детей к придумыванию разных вариантов подвижных игр и упражнений и побуждать реализовывать их в самостоятельной деятельности.
Развивать у детей коммуникативную инициативу и навыки поведения в процессе игровой двигательной активности.
Развивать потребность участвовать  в коллективных подвижных и командных спортивных играх, формировать умение их организовывать.
5. Развивать интерес к спортивной жизни
Знакомить детей со спортивной жизнью страны, своего города, историей спорта и др., воспитывать уважение к спортсменам и гордость за национальные спортивные достижения.
Расширять представления детей о разнообразных возможностях каждодневных занятий физической культурой, их пользе для хорошего физического и психического самочувствия.
6. Реализовывать базовое содержание физической культуры
Обучать детей технике выполнения основных движений, общеразвивающих упражнений, упражнений с пособиями и спортивным инвентарем, способам коллективных движений на занятиях физической культурой, во время утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, динамических пауз между занятиями, физкультминуток, на прогулке, в ходе индивидуальной работы.
Основные движения.
Ходьба: различными способами в разных построениях (обычная, в полуприседе, выпадами, на носках, перекатом с пятки на носок, на внешней стороне стопы; с закрытыми глазами (34 м); приставным шагом; с различным положением рук; с изменением направления и темпа движения, с переступанием через предмет и с наступанием на предметы, с поворотом вокруг себя на 360 градусов, в сочетании с прыжками и другими заданиями; с сохранением равновесия на ограниченной и подвижной опоре).
Бег: в различном темпе с разнообразным характером выполнения движений (обычный, на носках, с высоким подниманием коленей, выбрасыванием прямых ног вперед, с захлестом голени назад, мелким и широким шагом; в колонне по одному, по два, по кругу с остановками и поворотом вокруг себя, «змейкой» между предметами; с изменением направления движения; с преодолением препятствий; в сочетании с другими видами движений (прыжками, переходом на ходьбу и т.д.); с сохранением равновесия на ограниченной площади опоры; бег наперегонки, с ловлей и увертыванием, непрерывный бег 1,5-3 мин.).
Прыжки: в длину с места, в длину с разбега, в высоту; подпрыгивание на одной и двух ногах на месте разнообразными способами с различным исходным положением рук (на поясе, к плечам, в стороны, вверху, с хлопками, вниз и т.д.); одна нога вперед другая назад, ноги скрестно ноги врозь; попеременно на правой и левой ноге; с поочередным выносом прямых ног вперед; с поворотами и смещением направоналево; с поворотом вокруг себя; с продвижением вперед; через линии и небольшие препятствия; с опорой руками на предмет; боком; впрыгивание на возвышение; спрыгивание с предметов; вверх с места и с разбега с доставанием подвешенных предметов; прыжки; запрыгивание на мягкие препятствия (маты, поролоновые модули), прыжки с использованием короткой и длинной скакалки.
Метание: бросание и ловля мяча (предметов) из разных исходных положений; отбивание мяча о землю и бросание в верх с ловлей его двумя руками, одной рукой; с хлопками и отскоком от земли на месте и во время движения вперед; перебрасывание мяча (предметов) из одной руки в другую; друг другу из разных исходных положений различными способами; перебрасывание мяча через веревку и сетку; бросание его в баскетбольную корзину; метание в горизонтальную, вертикальную и движущуюся мишени; метание правой и левой рукой на точность и на дальность; прокатывание и перебрасывание набивных мячей (0,5 и 1 кг).
Ползание, лазание: на четвереньках по полу (по прямой, «змейкой», с выполнением заданий) и на ограниченной площадке; чередование ползания с другими видами движений (перешагиванием, бегом, подлезанием); подлезание под расставленные барьеры (дуги, закрепленные гимнастические палки); переползание через несколько предметов, расположенных подряд; проползание под препятствиями; лазанье по гимнастической лестнице (разнообразными способами и в различном темпе); ползание по гимнастической скамейке (подтягиваться на руках, лежа на животе); лазанье по веревочной и приставной лестнице.
Упражнения общеразвивающего воздействия.
Укрепление мышечного тонуса и развитие физических качеств (для рук и плечевого пояса,  туловища,  ног;  с предметами, пособиями  и без них).
Коллективные движения
Построения и перестроения (в парах,  колонне,  шеренге, круге), включая повороты, размыкания и смыкания.
Музыкально-ритмические и танцевальные движения:
Создание характерного двигательного образа под музыку, согласование ритма и темпа движений с музыкальным сопровождением.
Подвижные игры с правилами:
«Мяч навстречу мячу», «Мяч об пол», «Море волнуется», «Кто сильнее», «Кто больше перенесёт предметов?»,  «Ловишка», «Веселее играй, но мяч не теряй», «Не задень верёвочку», «Успей поймать», «Два мороза», «Совушка», «Хитрая лиса», «В чьей команде меньше мячей» и др.
- на развитие скоростных качеств (быстроты движений): «Ловишка с мячом», «Ловишка, бери ленту», «Мы веселые ребята», «Караси и щука», «Перебежки», игры- эстафеты с использованием пособий;
на развитие скоростно- силовых качеств:  «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Удочка»», «Не замочи ног», «Охотник и зайцы», «Волк во рву»;
- на развитие ловкости  и координационных способностей: «Раз, два, три, мяч скорей бери», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье», «Лягушки и цапля», «Тише едешь», «Море волнуется», «Не урони мяч»;
- на развитие  ориентировки в пространстве: «Ловля птиц на лету», «Чье звено скорее соберется», «Найди свой обруч», «Желудь и шишка», «Ниточка и иголочка»;
Народные игры. «Пустое место», «Стадо», «Челночок», «Горелки», «Уголки», «Старые лапти», «Лапта», «Журавли», «Прятки», «Жмурки», «Краски», «Фанты», «Колечко»,  «Чурбан», «Солнце и месяц», «Кривой петух»,  «Коршун и наседка», «Классы, «Пятнашки»», «Ручеек», «Гуси-лебеди».
Элементы спортивных игр.
Бадминтон, футбол, хоккей,  городки, баскетбол, теннис.
Упражнения с использованием спортивного инвентаря.
Катание на санках, ходьба на лыжах, скольжение по ледяным дорожкам, катание на коньках, на велосипеде и самокате.
Игровые упражнения.
С мячом.
«Обеги мяч», «С мячом под дугой», «Вперед с мячом», «Проведи мяч», «Не теряй мяч», «Найди мяч», «Поймай мяч в воздухе», «От пола на ракетку», «Мяч в кругу», «Прокати мяч с горки», «Догони мяч», «Веселей играй, но мяч не теряй», «Заведи мяч в воротики», «Прокати мяч»; «Быстро переложи мяч»; «Кто скорей с мячом»; «Перебрось мяч», «Кто дальше», «Ударь и догони», «Шмель», «Не урони мяч», «Оттолкни и поймай мяч», «Задержи мяч», «Не давай мяч».
С веревкой, обручем, палкой, с использованием гимнастической  скамейки и  мелких  предметов.
«Догони обруч», «Скорее в обруч», «Пролезь в обруч», «Мяч сквозь обруч»,  «Цапля», «Меняемся местами», «Не задень веревку», «Не урони мешочек», «Донеси мешочек», «Маяк», «Через болото», «Бильбоке», «Бегом в обруче», «Не опоздай», «Разойдись – не упади», «Спрыгни- развернись», «Гимнасты», «Положи – подними предмет», «Не урони шарик», «Бег в мешках». «Колечко», «Кто внимательнее», «Делай так»; «Не задень»,  «Бегом по горке», «Скорей до середины», «Не урони колечко», «Кольцо навстречу кольцу», «Успей первым», «Юла»,  «Играй, но обруч не теряй», «Не потеряй предмет», «Береги мешочек», «Схвати шнур», «Скорей до середины», «Не урони кольцо», «Меняемся местами» «Волчок», «Пропеллер», «Успей поймать», «Быстрее вверх», «Гребцы», «Кто быстрее».
Игровые упражнения без пособий.
«Догнать соперника», «Петушиный бой», «Перекати назад», «Ловля бабочек», «Дружные пары», «Петрушка», «Стоя на одной ноге», «Прыгни и повернись», «Найди пару в кругу».
Ежедневная самостоятельная двигательная деятельность детей.
Раздел «РАЗВИТИЕ»

Блок
«Социально-личностное развитие детей»
Цель 1. Содействие становлению у детей  ценностных ориентаций.
Задачи.
1.Приобщать детей к общечеловеческим ценностям.
Приучать детей с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.
Учить проявлять терпимость к тому, что другие люди отличаются от того, к чему ребенок привык (по-другому выглядят, говорят, одеты, едят другую пищу и др.)
Формировать представление о добре и зле.
Содействовать проявлению бережного отношения ко всему живому.
Способствовать гуманистической направленности поведения. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций, знакомить детей с поступками людей, защищавших и отстаивающих ценности жизни, семьи, дружбы, любви и верности, созидания и труда.
Предоставлять детям возможность почувствовать себя носителями этих ценностей и проявлять гуманное и уважительное отношение к другим: помогать по дому  родителям, проявлять сочувствие к больным, инвалидам и обездоленным. Делиться с друзьями игрушками, сладостями, помогать им; оказывать посильную помощь младшим детям.
Воспитывать у детей честность и порядочность: стремление сохранять верность данному слову, уважение к частой собственности (преодолевать желание брать без разрешения чужие вещи).
Поддерживать в детях стремление использовать в качестве  подарков для пожилых людей, сотрудников  образовательного учреждения, родителей, малышей продукты своего художественного труда и продуктивной деятельности, созданные старательно и с «душой».
Организовывать сюжетно-ролевые игры,  по ходу которых дети осуществляют помощь тем, кто в ней нуждается, проявляют сочувствие и сопереживание попавшим в трудную жизненную ситуацию.
При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства вызывать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду.
2. Создавать условия для формирования нравственной основы патриотических чувств.  
Поддерживать любовь ребенка к родным и близким людям, своему дому. Воспитывать интерес к истории своей семьи.
Воспитывать уважение к малой родине. Знакомить с понятиями «мой город или поселок, село, деревня», «мой край», города, его достопримечательностями, яркими событиями из истории родного края. Закладывать интерес к участию в общегородских праздниках и событиях.
Воспитывать любовь к родной природе, восхищение ее красотой. Рассказывать о природных богатствах, уникальных объектах природы.
Формировать чувство гордости за достижения своей страны (в области культуры, спорта, науки, технического прогресса и др.), ценности процветания и безопасности Родины.
Приобщать детей к отечественной культуре. Знакомить с произведениями профессионального и народного музыкального, декоративно-прикладного, изобразительного и других искусств.
Давать детям первоначальные представления о стране, в которой они живут; о названии государства, о его символике, о его территории и расположении; о его многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, о столице России – Москве.
Воспитывать детей в духе уважения и интереса к различным культурам. Обращать внимание не только на внешние отличия, но и на сходство ценностных ориентаций различных  культур. Знакомить детей с некоторыми элементами других культур (народная музыка, изобразительное искусство, танец, костюм).
3. Воспитывать доброжелательное отношение, уважение  прав сверстников и умение сотрудничать с ними
Воспитывать у детей ценность сотрудничества с другими детьми.
Знакомить детей с правилами справедливого использования игрушек, оборудования и пр. и следить за их соблюдением.
Запрещать:
- прибегать к насилию для разрешения конфликтов;
- разрушать продукты деятельности других детей;
- пользоваться личными вещами других без их согласия.
Формировать у детей понимание необходимости уважения прав других детей и недопустимости их нарушения. Вызывать сочувствие к пострадавшим от нарушения их прав; одобрять восстановление справедливости.
Поддерживать коммуникативную инициативу детей, учить их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий и др.
Создавать условия для реализации на практике прав каждого на выполнение в совместной деятельности привлекательных и престижных функций (по желанию детей).
Закладывать основы совместной деятельности детей. Организовывать получение детьми общего результата, объединяя для этого индивидуальные продукты детской деятельности.
Организовывать совместную деятельность двух детей. Ставить перед ними цели, достижение которых невозможно без согласования действий обоих участников.
4. Формировать положительное  отношение к себе.
Поддерживать убеждение каждого ребенка в том, что в нем много хорошего и сообщать об этих достоинствах детям, родителям. Создавать у каждого ребенка уверенность в уважении его взрослыми (воспитателями, родителями). Рассказывать в присутствии всей группы о достижениях и хороших чертах каждого ребенка.
Предоставлять детям возможность почувствовать себя теми, кто помогает маленьким и слабым. Поддерживать проявление желания оказывать малышам помощь в быту и на прогулках, участвовать в  «концертах» самодеятельности для них,  в изготовлении игрушек и пособий.
Предоставлять детям возможность реально пережить собственную значимость в повседневной жизни и игре (создавать условия для того, чтобы ребенок почувствовал свою руководящую роль по отношению к взрослому в деятельности или игре).
Формировать различение ребенком положительного отношения к себе в целом и критических оценок отдельных результатов своих действий. Практиковать с этой целью одновременную различную оценку ребенка: в целом (положительную) и конкретных результатов его работы (содержащую элементы критики).
5. Формировать культуру поведения.
Знакомить ребенка с принятыми правилами культурного поведения .
С правилами поведения в общественном месте (не кричать; не разговаривать громко; не бегать; не трогать все руками; не портить вещи и т.д.).
С правилами вежливости (здороваться при встрече, вставать при разговоре со стоящим взрослым; говорить слова «пожалуйста», «спасибо», прощаться при уходе, уступать место в транспорте пожилым людям, более младшим детям; пропускать вперед женщин и пожилых людей при проходе в дверь, не перебивать собеседника в разговоре).
С правилами приличия (не протягивать первым руку старшим; не жевать жвачку во время разговора; не класть ноги на стул или стол; бесшумно и не привлекая внимания окружающих обеспечивать личную гигиену, не плеваться, не разбрасывать мусор).
Цель 2. Содействие  становлению социальной и познавательной мотивации учения
Задачи:
1. Формировать у ребенка внутреннюю позицию будущего школьника.
Вызывать интерес к обучению в школе, к школьной жизни, желание пойти в школу.
Знакомить с важностью учения для успешности во взрослой жизни. Знакомить с художественной литературой о необходимости и ценности учения.
Поддерживать разнообразные познавательные интересы детей, интерес к символическим языкам (знаки, схемы, письмо), к художественной и познавательной книге.
Создавать ситуации, способствующие положительному переживанию ребенком своего продвижения в овладении новым содержанием. Отмечать и публично одобрять продвижение ребенка в овладении различным содержанием.
Фиксировать (со слов детей), что они выделяют в своих сегодняшних знаниях и умениях, к чему стремятся. Периодически обращать внимание детей на достигнутые ими успехи. 
Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность (показать, научить, рассказать), обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
Цель 3. Формирование способности произвольного регулирования деятельности.
Задачи:
1.Формировать умение работать по правилу.
Проводить игры с правилами (подвижные, настольные, речевые).
Учить детей договариваться с партнерами по игре, самому соблюдать правила и контролировать их выполнение другими.
2.  Формировать умение работать по образцу.
Обеспечить понимание детьми необходимости точного воспроизведения образца. Знакомить с примерами негативных последствий неточного воспроизведения образца (при составлении карт; пошиве одежды; постройке дома и т.п.).
При воспроизведении образцов в продуктивных видах деятельности (конструировании, аппликации) учить пользоваться вспомогательными приемами. Учить анализировать образец и делить его на фрагменты: выделять начало и ближайший отрезок работы, фиксировать уже воспроизведенные элементы; сравнивать результаты работы с образцом.
Учить приемам поэлементного сопоставления, изготавливая парные предметы и комплекты (варежки, носки, сервизы и т.п.).
Создавать продукт по заданному расчлененному на составные части и нерасчлененному образцу; улавливать предложенную закономерность и продолжать ее воспроизведение.
Побуждать самостоятельно создавать образцы и следовать им.
3. Формировать  умение точно выполнять словесную инструкцию.
Учить детей действовать по словесной инструкции.
Обеспечить понимание необходимости точного выполнения словесной инструкции, знакомить с примерами негативных последствий неточного выполнения словесных инструкций.
Учить понимать, удерживать и выполнять словесную пошаговую инструкцию; инструкцию в 2 действия.
Проводить дидактические игры с поочередным инструктированием ребенком партнеров по игре.
Цель 4. Формирование  ответственного отношения к решению поставленной задачи.
Задачи:
1. Добиваться понимания детьми значения собственных усилий для получения качественного результата.
Поддерживать и поощрять настойчивость в достижении поставленных целей. Эмоционально поддерживать ребенка в его стремлении овладеть новым материалом, даже, если ему не удается  достичь хорошего результата.
Формировать умение выстраивать свою деятельность (ставить цель и удерживать ее во время работы, определять пути достижения задуманного, контролировать процесс деятельности, стараясь получить качественный результат).
Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, повторно возвращаться к нему, если не успел.
Формировать представление о необходимости приложения усилий для достижения результата – как основы психологической устойчивости к временному неуспеху и способности к преодолению трудностей.
Блок
«Познавательно-речевое развитие детей»
Цель 1. Комплексное развитие всех сторон устной речи.
Задачи:
1. Активизировать речь детей в различных видах деятельности, развивать речевое общение.
2. Развивать и совершенствовать лексическую сторону речи.
Обогащать и уточнять словарный запас детей через расширение представлений о мире (о предметах, явлениях, событиях ближайшего и дальнего окружения ребенка).
Знакомить с названиями предметов (существительные), названиями действий (глаголы), названиями состояний, признаков, свойств и качеств (прилагательные, наречия).
Формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, и пр.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота, смелость и пр.); с их последующей дифференциацией (транспорт – наземный, воздушный, водный, подземный).
Развивать смысловую сторону речи через ознакомление детей с антонимами и синонимами (выраженными разными частями речи: существительными, глаголами, прилагательными, наречиями), многозначностью слов.
Учить осмысливать образные выражения и фразеологические обороты.
3. Формировать грамматический строй  речи.
Создавать условия для практического освоения морфологической системы русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам): употребление имен существительных во множественном числе («один – много»); образование формы родительного падежа множественного числа существительных (нет чего?); согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами.
Учить правильно употреблять категории рода (женского, мужского, среднего).
Знакомить с некоторыми способами словообразования: приставочный, суффиксальный, переход из одной части речи в другую.
Побуждать детей высказываться простыми и распространенными предложениями. Использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Учить правильно употреблять простые предлоги, выражающие различные пространственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед и пр).
4. Развивать и совершенствовать произносительную сторону речи.
Развивать речевой фонематический и фонетический слух.
Совершенствовать фонематическое восприятие на основе дифференциации звуков:
- свистящих и шипящих [с-ш],[з-ж], [ц-с];
- звонких и глухих [ш-ж], [с-з], [п-б], [т-д], [к-г], [в-ф];
- соноров [р-л];
- твердых и мягких [с-с?] , [з-з?] , [п-п?] , [б-б?], [т-т?] , [д-д?], [к-к?] , [г-г?] , [в-в?] , [ф-ф?] , [р-р?] , [л-л?].
Учить детей выделять и подбирать слова с заданным звуком в разных позициях (начало, середина и конец слова); определять последовательности звуков  в словах.
Анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах).
Производить анализ и синтез предложения, состоящего из 2-4 слов (в игровой форме).
Развивать выразительность речи (изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа) в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и пр.
Развивать контроль за собственной речью.
4.Формировать и совершенствовать связную речь (диалогическую и монологическую формы).
4.1. Развивать диалогическую речь.
Включать детей в активный диалог со сверстниками.
Приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным). Закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни.
Учить речевому этикету: общепринятым формам речи, зависящих от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ).
Учить вежливо и тактично вести диалог с взрослыми и детьми.
Организовывать творческие диалоги в театрально-игровой деятельности.
4.2. Обучать монологической речи.
Обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного, описательного типов и комбинированных текстов (сочетание повествования и описания).
В описании выделять и называть объект речи; соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик. Определять и задавать элементарную логику описания объектов.
В повествовании определять и словесно обозначать главную тему повествования (о чем эта сказка). Дать представление о структуре повествования: начало, середина, конец.
Составлять простые комбинированные высказывания (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов) на основе повествования.
Цель 2. Подготовка  к освоению детьми  письменной формы речи (письмо и чтение).
Задачи:
 1. Подготовить руку к обучению письму.
Сформировать правильный захват орудия письма (щепоть). Использовать для этого пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук); упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами») и шариками; игровые упражнения типа «Посолим суп» и пр.
Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки на руку, развивать мелкую моторику рук. Использовать для этого игры типа «Мозаика»; работу со штампами; ручной труд (работа с иголкой, ножницами и др.); раскрашивание карандашом одного цвета с разным нажимом; раскрашивание пунктиром и пр.; лепку из пластилина.
2. Формировать предпосылки культуры письма.
2.1. Развивать пространственную ориентировку.
Учить ориентироваться в своем теле: точное знание правой (левой) стороны. Определять пространственные отношения относительно себя, относительно другого предмета. Ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с разлиновкой листа («линейка», «клетка»).
2.2. Развивать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости.
Формировать умение слушать и воспроизводить ритм (хлопки, удары и пр.). Учить изображать ритм с помощью условных знаков (палочек, кружочков и пр. Воспроизводить ритмические рисунки в движениях и действиях.
2.3. Учить рисовать бордюры в сетках (по образцам, самостоятельные работы детей).
2.4. Учить детей штриховке.
Включать в работы редкую штриховку карандашом одного цвета; штриховку двумя карандашами разных цветов; частую штриховку карандашом одного цвета.
2.5. Формировать элементарные графические умения.
Готовить детей к написанию элементов школьного (письменного) шрифта (изображения типа «клубочки», «волны» и пр.).
3. Проводить с детьми  анализ и синтез условных изображений предметов.
Проводить анализ изображений простых предметов, состоящих из линий, геометрических фигур (Что это? – Из каких элементов состоит? – Сколько элементов? – Все ли элементы одинаковые?).  
Проводить синтез (соединение) элементов в целостный образ.
4. Осуществлять подготовку к обучению чтению в рамках развития устной речи.
Цель 3. Содействие развитию у детей познавательных интересов.
Задачи:
1. Расширять кругозор детей.
Знакомить с различными природными объектами (солнце, вода, земля, различные виды растений и животных и пр.).
Познакомить детей с понятиями – природа (живая и неживая), мир растений и животных и пр.
Объяснять равноценность всего живого.
Начинать формировать элементарные представления о разных климатических зонах, странах и народах, городах и других населенных пунктах.
Расширять и закреплять представления детей о различной деятельности человека (профессиональной, бытовой, хобби и увлечения).
Дать первичные представления о человеческих сообществах (семья, родители и близкие люди (родственные связи), друзья, группа (класс) и пр.).
2. Упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире.
Показать детям на доступном материале (из жизни человека и природы) значение и роль причинно-следственных связей в нашем мире.
Помогать постигать доступные пониманию ребенка экологические связи (между живой и неживой природой, между растениями и животными, между различными животными и пр.).
Подводить детей к осознанному разделению животных на диких и домашних, растений на культурные и дикорастущие.
Знакомить с  временами года (сезонами) как комплексом разнообразных связей и зависимостей в природе.
Показывать влияние природы на жизнь человека и влияние людей на природу.
Познакомить с результатами деятельности человека (рукотворные предметы, изобретения и открытия).
3. Формировать позитивное отношение к миру, включающее бережное (хочу сохранить), созидательное (хочу создать и приумножить) и познавательное (хочу знать) отношения.
Знакомить с праздниками, как отражением отношения людей к природе, разнообразной деятельности человека (праздники профессиональные), к стране (некоторые государственные праздники) и миру (некоторые международные праздники).
Рассказывать о стремлении человека познавать мир и делать его краше.
Знакомить с различными средствами и источниками получения информации (книга, телевидение, микроскоп, телескоп и пр.). Начать формировать интерес к книге как источнику информации. Подбирать и читать детям качественную познавательную литературу, а также занимательную и художественную литературу с познавательным содержанием.
Формировать эмоциональную отзывчивость (события и явления нашего мира; радости и достижения, переживания и проблемы).
Использовать художественное слово, сказки, образные сравнения для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия окружающего мира.
Демонстрировать личный пример познавательного, бережного и заботливого отношения к миру (природе и человеку).
4. Развивать, поддерживать и поощрять активность, инициативность и самостоятельность в поисковой деятельности.
Создавать условия для самостоятельной познавательной активности, позволяющие детям: расширять кругозор; уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания; проявлять собственные познавательные интересы.
Побуждать детей задавать вопросы, содержательно отвечать на них.
Внимательно выслушивать рассказы детей об их наблюдениях и размышлениях.
Систематически организовывать и проводить поисково-исследовательскую деятельность детей (экспериментирование, опыты, наблюдения).
Побуждать детей проявлять свои индивидуальные познавательные предпочтения, выражать эмоции и чувства через высказывания, рассказы, рисунки, поделки; через практические действия и проявления и пр.
Цель 4:  Содействие интеллектуальному развитию ребенка.
Задачи:
1. Содействовать становлению знаково-символической функции.
Познакомить детей с графическими знаками - буквами и цифрами - в сказочно-игровом контексте. Включать сенсорное исследование знаков в разнообразные творческие задания с элементами конструирования, декорирования, сочинения историй.
Дать представление о знаке как о способе передачи информации, используя художественную литературу. Рассказать детям об истории письменности, в том числе – создания славянской азбуки. Привести примеры разных способов записи чисел, показав удобство принятой современной системы цифровой записи.
Познакомить с примерами использования в повседневной жизни различных знаков – например, знаки дорожного движения, знаки родов войск и воинского отличия, знаки-указатели (переход, парикмахерская и т.п.).
2. Давать детям первичные представления о моделировании.
Знакомить детей с тем, что такое и для чего могут быть использованы в жизни, необходимы и полезны карта, план, схема, модель. 
В практических и игровых ситуациях исследования, поиска знакомить детей с тем, для чего используются карта, план, схема, модель. Создавать ситуации, в которых дети в игровой форме получают опыт чтения и практического использования простейшего плана, схемы, карты.
3. Содействовать развитию логического мышления ребенка.
Создавать условия для выделения детьми признаков и свойств окружающих предметов. Создавать ситуации, побуждающие детей выделять существенные  признаки и свойства, отличительные  признаки и свойства различных объектов.
Формировать операцию обобщения на основе выделения существенных  общих признаков; закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа – овощи и т.п.).
Учить детей производить классификацию по 1 и 2 заданным  педагогом, а также произвольно выбранным самим ребенком признакам (разбиение исходного множества на 2 и 3 подмножества).
Учить строить простейшие  возрастающие и убывающие ряды (сериация).
Учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании, в процессе наблюдения, экспериментирования.
Создавать ситуации, побуждающие детей к простейшим рассуждениям – ответам на возникающие у них самих вопросы или обращенные к ним.
Вызывать у детей интерес к логическим играм, учить играть в них (лото, игры по типу «4-й лишний», загадки, ребусы, головоломки, домино, шашки и др.).
Учить  детей составлять рассказы по последовательным сюжетным картинкам (с правильной и перепутанной последовательностью), восстанавливая в уме цепочки взаимосвязанных событий.
4. Содействовать развитию  воображения и образного мышления.
Развивать воображение в процессе сочинительства и сюжетосложения, создавая условия для:
- самостоятельной сюжетно – ролевой и режиссерской игры, выделяя специальное время в распорядке дня; обеспечивая игровым материалом; играя с детьми;
- сочинения сказок и историй по собственному замыслу, заданному сюжету или героям, по началу или концу произведения, по картине и др.;
- рисования, лепки, конструирования по замыслу, сюжетного рисования, рисования иллюстраций;
- восприятия произведений изобразительного искусства, побуждая детей представлять себе то, что происходило до и после того момента, который изображен художником на картине.
Развивать пространственные представления, проводя занятия по плоскостному и объемному конструированию из геометрических форм; предлагая различные геометрические головоломки; конструкторы и мозаики для самостоятельной игры.
Создавать условия для воссоздания детьми в рисунке, лепке, аппликации и конструировании образов на основе представлений, полученных в прошлом опыте, изменяя и перерабатывая свои впечатления, отражая в образах свое личное отношение.
Побуждать ребенка создавать образы, опредмечивая абстрактные изображения (цветовые пятна; геометрические фигуры и группы фигур – задания типа «преврати фигуру»), конструируя из природного и бросового материала.
Привлекать детей к созданию конструкций по заданным условиям  (замок для великана, дворец для Снежной королевы, шляпа, защищающая от дождя и т.д.).
Включать детей в работу с «незаконченным» продуктом, предлагая завершить рисунок, постройку и т.п.
Развивать воображение и конструктивные способности, предлагая детям творческие работы, предполагающие свободную комбинаторику разнообразных готовых элементов (например, создание поздравительной открытки с использованием готовых картинок, элементов надписей, тканей, лент, ниток, бумаги разной фактуры и т.п.).
Цель 5. Формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Формировать представление о количестве. 
Познакомить с операциями счета и измерения как способа выражения количества через число (четыре банана - один килограмм бананов и др.)
Дать представление об алгоритме счетной операции: каждый элемент совокупности только один раз ставится в соответствие с числом натурального числового ряда. Обеспечить запоминание порядка следования чисел натурального числового ряда в пределах 10. Формировать операции пересчета и отсчета предметов в пределах 10. Дать представление о необходимости наименования результата счета (пять кукол, семь  яблок и т.п.).
Дать представление об алгоритме операции измерения: использование единицы измерения, инструмента или прибора для измерения, определение результата измерения. Дать представление о необходимости наименования результата измерения (три килограмма, два метра и т.п.).
В процессе практических опытов знакомить с единицами измерения различных величин, часто используемых в жизни (вес, объем, длина, температура, временные интервалы).
В ходе решения проблемных задач учить отличать ситуации, в которых необходимо использовать измерение, от тех, в которых можно использовать и пересчет, и измерение (крупу только взвешивают, а, например, яблоки, мандарины можно и пересчитать, и взвесить)
Учить детей проводить сравнение по количеству , применяя различные приемы, и выражать в развернутом ответе результат, используя понятия «больше, меньше, равно» («мишек больше, чем зайцев»).
2. Формировать представление о натуральном ряде чисел в пределах 10
Обеспечивать понимание детьми закономерности построения натурального числового ряда: каждое следующее число больше предыдущего на 1 единицу.
Дать детям представление о составе каждого из чисел первого десятка из двух меньших чисел. Создавать условия для запоминания детьми состава чисел первого десятка, используя различные методические средства, ориентированные на учет индивидуальных особенностей детей (преобладание аудиального, визуального, кинестетического канала восприятия информации).
Формировать навыки прямого и обратного счета в пределах первого десятка.
Познакомить детей с цифрами. Давать возможность рисовать и лепить цифры, воспроизводить их в технике плоскостного конструирования.
3. Формировать представление о преобразованиях количества
Познакомить детей с арифметическими операциями сложения и вычитания. Содействовать осознанию связи между действием и характером изменения количества (увеличение и уменьшение). Учить определять, в каких ситуациях какое действие имело место (переводить задачу с языка сюжетного описания на язык арифметического действия). Познакомить со знаками действий сложения и вычитания.
Дать представление о задаче. Формировать умение понимать смысл описанных в задаче изменений количества, обосновывать выбор действия, вычислять в уме ответ (простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10).
4. Формировать представление о размере (величине) предметов
Закреплять понимание и правильное употребление слов, характеризующих размер с использованием качественных прилагательных (обобщенно – большой-маленький; конкретно: длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий, глубокий – мелкий, тонкий – толстый), а также степеней сравнения прилагательных (длинный – длиннее, самый длинный; тонкий - тоньше и т.д.). Использовать для этого наблюдения, исследования, практические опыты.
Учить сравнивать предметы по размеру (обобщенно; а также по длине, ширине, высоте), используя понятия «больше, меньше, равно».
5. Формировать представление о геометрических фигурах и форме предметов
Учить различать и правильно называть круг, треугольник, квадрат. Создавать ситуации, в которых дети по перечню признаков называют фигуру.
Предлагать детям находить предметы, похожие по форме между собой.
6. Закреплять представления о цвете предмета
Закреплять понимание и употребление слов, обозначающих цвет предмета, включая основные названия цветов и оттенков.
7. Формировать представления о положении предметов в пространстве
Закреплять  умение определять направления относительно себя (верх-низ, спереди-сзади, право-лево).
Совершенствовать умение правильно описывать  пространственное расположение предметов друг относительно друга, делая это не только с опорой на реальные предметы, но и по картинке (с использованием предлогов).
Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линейку (находить начало и конец строки, угол листа и клетки, сторону, центр клетки).
8. Формировать представление о времени
Дать детям представление о различных временных интервалах - секунда, минута, час - в процессе наблюдений с использованием различных часов (песочных, стрелочных, электронных, секундомера).
Дать представление о том, что такое день (сутки), месяц, год.
Закреплять представление о годичном цикле смены времен года, их характерных признаках.
9. Обеспечивать связь образовательного процесса с жизнью детей.
Познакомить детей с календарем.
Познакомить с тем, как узнавать время по часам.
Дать представление о размене ходящих в обращении монет.
Познакомить с калькулятором.
Поддерживать интерес к миру чисел и фигур. Использовать  художественную литературу (стихи, сказки, рассказы) для иллюстрации математических понятий.
Обеспечивать положительный эмоциональный фон на занятиях математикой. Содействовать широкому самостоятельному использованию детьми полученных знаний в повседневных жизненных ситуациях.
Блок
«Художественно-эстетическое развитие детей»
Цель 1. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.
Задачи:
1.Развивать эстетическое восприятие
1.1. Способствовать обогащению детей эстетическими впечатлениями.
Создавать условия для восприятия природы, красивых предметов быта, произведений народного, декоративно ? прикладного и изобразительного искусства; чтения художественной литературы; слушания музыкальных произведений.
1.2. Помогать детям замечать эстетические признаки окружающих объектов, учить сравнивать их.
Показывать красоту своего города, села, поселка, с их ландшафтами, садами, полями, лугами, водоемами и т.п. Обращать внимание на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов окружающего мира во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах деятельности.
Цель 2: Содействие художественно-эстетическому развитию детей.
Задачи:
1. Приобщать  детей к музыке, литературе, изобразительному и другим видам искусства.
Знакомить с высокохудожественными произведениями литературы, музыкального и изобразительного искусства разных видов и жанров. Дать первоначальное представление о театре как синтезе разных искусств.
2. Учить понимать содержание произведения музыкального и изобразительного искусства, художественной литературы.
Беседовать с детьми об увиденном, прочитанном и услышанном ими.
Побуждать высказывать свое отношение к произведению искусства, задавать вопросы.
Развивать собственное понимание детьми содержания художественных и познавательных произведений, выражающееся в процессе инициативных вопросов, различных толкований, в процессе игры-драматизации, изобразительной деятельности и других формах детской активности.
3. Воспитывать у детей уважение, эмоционально-ценностное отношение к искусству как общественно признанному делу.
Рассказывать детям о народных мастерах, деятелях культуры и искусства. Посещать с ними музеи, выставки, рассматривать книги об искусстве, прослушивать записи классической музыки.
Показывать детям ценность книги как источника новых впечатлений, представлений, знаний; ее место в жизни людей.
4. Включать детей в продуктиные виды деятельности с художественным содержанием.
Развивать чувство цвета, формы, композиции в изобразительной деятельности.
Познакомить детей с материалами и оборудованием для рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда, и научить применять их на практике.
Побуждать детей экспериментировать с цветом, придумывать и создавать композиции, осваивать различные художественные техники и материалы.
Поддерживать индивидуально-смысловую трактовку образов; интерес к созданию декоративных образов.
Проводить занятия по предметному и сюжетному рисованию, лепке и аппликации; рисованию иллюстраций. Регулярно, не реже 1 раза в месяц, проводить занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием по замыслу детей.
Способствовать тому, чтобы знания детей о жизни, их желания и интересы естественно вплетались в содержание художественных видов деятельности. Помогать детям воссоздавать в рисунке, лепке, аппликации и конструировании образы действительности на основе представлений, полученных в прошлом опыте, изменяя и перерабатывая свои впечатления.
Кроме основных занятий по изобразительной деятельности и ручному труду, создавать условия для ежедневной свободной самостоятельной художественной деятельности детей.
По желанию детей петь, прослушивать музыкальные произведения и читать книги.
5. Помочь детям с помощью произведений искусства почувствовать восхищение перед теми проявлениями жизни, которые они раньше не замечали (сила человеческого духа, отношение к своей Родине, людям, красоте хорошо знакомых овощей, фруктов, цветов, деревьев, природных явлений и т.п.).
Побуждать детей сопереживать тому, что передано в высокохудожественных произведениях литературы, музыкального и изобразительного искусства.
Цель 3. Удовлетворение потребности детей в творческом самовыражении.
Задачи:
1. Предоставлять детям возможность выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла.
Создавать условия для работы с разными материалами. Вовлекать детей в разные виды художественно - эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, поддерживая различные способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).
2. Поддерживать инициативу, стремление к импровизации в художественных видах деятельности.
Ценить проявления детской непосредственности: наивность, но искренность детского творчества, желание дополнить рассказом свой рисунок и т.п.; избегать критики.
Побуждать детей изображать как реально существующие объекты, так и придуманные самими детьми.
Высоко оценивать инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла.
3. Способствовать возникновению у ребенка уверенности, что продукт его творческой деятельности (танец, стихотворение, рисунок и т.п.) интересен другим (родителям, родным и близким, сотрудникам дошкольного образовательного учреждения и т.п.)
Устраивать выставки детского творчества, организовывать концерты. эмоционально поощрять детей за творчески созданные продукты.