Доклад Коррекционная направленность трудового обучения специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида


Доклад «КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ - ИНТЕРНАТА VIII ВИДА».
Подготовил Суханов В.Л.
Общая характеристика деятельности со слаборазвитым интеллектом детей.
В связи с недоразвитием психики и слабо развитым интеллектом ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности обучающего специальной коррекционной школы.
Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности, её сознания. Естественно, что воспитание личности, в том числе и со слабо развитой деятельностью. Но наряду с этим для воспитания ребенка со слабо развитым интеллектом деятельность имеет еще и то значение, что, во-первых, при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корригировать недостатки познавательных процессов.
Вся деятельность ребенка со слаборазвитым интеллектом глубоко своеобразна. Это прежде всего проявляется в нарушении ее целенаправленного характера. Для школьника со слабо развитым интеллектом характерна слабость ориентировки, неумение его анализировать, планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для выполнения задания. Он не уверен в своих силах и поэтому от встречающихся трудностей, постоянно отключается от поставленной задачи, цели, подменяет её другой, на более легкой и доступной. Часто это соскальзывание вызвано случайными ассоциациями, отсутствием настойчивости при выполнении задания, отвлекаемость и т.п. Дети со слабо развитым интеллектом некритически относятся к результатам своей деятельности. Они не соотносят их с поставленной задачей.
Внимание ребенка олигофрена направлено на процессуальную сторону, а не на получение результата, в котором выражены суть действия, качество его выполнения. Испытывая затруднения в актуализации прошлого опыта, дети зачастую не используют его вовсе при решении новой задачи, или наоборот, в готовом виде переносят отдельные элементы прошлого опыта на решаемую в данный момент задачу.
Правила приема деятельности обучающихся нередко усваивают механически – не применяют их там где следует, и наоборот, используют в тех случаях, где следует, и наоборот в тех случаях, где это не нужно. Ограниченные познавательные возможности, неумение использовать прошлый опыт, узкий круг потребностей и интересов, недоразвитие мировоззрения и личности в целом приводят к тому, что ребенок более склонен к близкой мотивации своей деятельности нередко руководствуется не объективными данными задачи, стремлением удовлетворить требования учителя, родителей и т.п. В связи с этим дети нередко выполняют задание без интереса, формально производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений. Выработка общественно значимых мотивов деятельности особенно в младших и отчасти в средних классах специальной (коррекционной) школы довольно затруднена.
Для детей со слабо развитым интеллектом характерна склонность к автоматическим стереотипным действиям, к физическому труду, не требующему интеллектуальных усилий, самостоятельности и активности. Недостатки таких детей связаны с недоразвитием не только его психики, но и моторики.
Основными видами деятельности для детей со слаборазвитым интеллектом, как и нормальных детей, являются игра, учение, труд.
Труд, являющийся основным видом деятельности человека, играет важнейшую роль в коррекции и развитии психики обучающего. Особенности деятельности наиболее выпукло выступают в его труде: весьма заметно снижение интеллектуальной стороны труда, что является прямым следствием основного дефекта обучающего специальной (коррекционной) школы. Это значительно ограничивает возможность привить творческое отношение к труду, помочь ребенку овладеть навыками конструкторского и организаторского труда. По этой же причине обучающемуся специальной (коррекционной) школы недоступны различные виды квалифицированного труда, требующие высокого уровня интеллектуального развития, овладение сложными механизмами. В то же время обучающиеся успешно овладеваю такими видами труда, которые состоят из несложных операций и доступных приемов.
Недостаток интеллекта мешает ученикам школы выработать сознательность трудовых навыков и умений. Для выработки навыка со слаборазвитым интеллектом ребенку нужно значительно больше упражнений, чем нормальному. В то же время усвоенный учеником навык носит довольно устойчивый характер. Ученик специальной (коррекционной) школы часто не может установить связь между выполняемыми им отдельными операциями и всем процессом изготовления изделий, между целью труда и его результатом. Труд содержит богатые коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание благодаря своей конкретности и доступности чувственному восприятию помогают обучающемуся выработать умение соотносить свои действия с целью труда, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнение общественно значимых трудовых заданий повышают интерес к выполняемой работе, активность, формирует более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности. Задания, требующие решения мыслительных задач, повышают интерес к учению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей. В процессе выполнения трудового задания обучающиеся практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ребенку овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действия. У ребенка появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности. На уроках труда со слабо развитым интеллектом обучающийся практически усваивает приемы измерения, взвешивания, распознавания форм и величины, цвета др.качества обрабатываемого материала. Таким образом, у него появляется возможность применить знания, полученные на уроках, тогда же дети осознают необходимость и важность этих теоретических знаний. При соответствующей организации труда у школьников воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, вырабатываются навыки совместной организованной работы.