Урок литературного чтения по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке

Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К. Д. Воробьёва»











Урок литературного чтения по теме:

«А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке»




2 класс
Программа «Школа России»








Подготовила и провела:
Алехина
Марина Алексеевна,
учитель начальных классов





2009 год
-1-
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цели: - познакомить с некоторыми страницами биографии великого
поэта;
- пробудить интерес к творчеству поэта;
- познакомить со сказкой А.С.Пушкина;
- развивать умение интонацией передавать настроение;
- развивать навыки выразительного чтения;
- учить анализировать поступки героев;
- расширить читательский кругозор учащихся, прививать любовь и интерес к чтению.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина; рисунки детей на тему «Моя любимая сказка», выставка книг.

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.
1. Ответы на вопросы.
- Ребята, что мы читали на предыдущих уроках?
- Какие именно сказки мы читали? (народные)
- Назовите, пожалуйста, прочитанные сказки. (Лисичка-сестричка и волк», «Новая шапка», «Заяц-хвастун», «Два мужика», «Волк, собака, кошка и мышь».
2. Чтение по ролям.
- Кто написал эту сказку? (народ)
3. Итог по домашней работе.

III. Работа над новой темой.

1. Сегодня мы познакомимся с творчеством А.С. Пушкина, прочитаем его сказку. Постараемся понять, чем отличается народная сказка от литературной.

2. Рассказ учителя о сказочнике А.С. Пушкине.
(Показ портрета А.С. Пушкина)

- Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александ-ра Сергеевича Пушкина. Ещё при жизни его называли «солнце

-2-
русской поэзии». Прошло больше ста лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее.

Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В длинные зимние вечера Арина Родионовна рассказывала ему сказки. Поэт, брызгая гусиным пером, торопливо записывал нянины сказки. «Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.

3. Знакомство со сказкой.

- Сегодня мы с вами познакомимся с одной такой сказкой Пушкина. Название этой сказки узнаете разгадав эту головоломку. Вставьте между согласными буквами гласные и прочитайте.

СК.ЗК. . Р.БАК. . Р.БК.

- «Сказка о рыбаке и рыбке».

4. Показательное чтение учителем (дети следят по учебнику).

5. Вопросы по прочитанному.

- Какие чувства у вас остались после чтения?
- Хороший ли конец сказки? Почему? (Ведь в сказке добро всегда побеждает).

Физкультминутка.


-3-

- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Дружно выстроились враз.
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде:
То согнутся, разогнутся
То зароются в песке.

6. Словарная работа.

Невод – большая рыболовная сеть.
Тина – водоросли, плавающие в стоячей воде и при оседании образующие вместе с илом вязкое дно.
Корысть – выгода, материальная польза.
Тесовые (ворота) – тонкие доски из древесины хвойных пород.
Чупрун –спускающаяся на лоб прядь волос.
Сварливая – ворчливая, склонная к ссорам.

7. Чтение по частям (Показ слайдов).
1) Работа по 1 части.
- С каким великим чудом встретился старик?
- Как он поступил? (Отпустил).
2) Работа по 2 части.
- Кому он рассказал про великое чудо?
- Чего захотела старуха?
3) Работа по 3 части.
- Чего захотела старуха? (избу).
- Кем захотела стать старуха? (столбовою дворянкой).
4) Работа по 4 части.
- Как изменилось синее море?
- Почему оно неспокойное?
-Что увидел старик, воротившись домой? Найдите и прочитайте это место.
5) Работа по 5 части.
- Как изменилось море? (Почернело).
- Почему оно почернело?
- Кем хочет стать столбовая дворянка? (Царицей).
- Почитайте, как изменилась старуха?
- Как понимать смысл этого места?
«Поделом тебе, старая невежа!
Впредь тебе , невежа, наука:


-4-

Не садися не в свои сани!»
6). Работа по 6 части.
- Как изменилось синее море?
- Почему на море буря?
- Почему это не нравится золотой рыбке?

8. Вывод.

- А вам понравились желания старушки? Почему? (Она слишком многого захотела. Она перестала любить людей. Она только себе хотела. Она жадная.

- Если бы вы поймали золотую рыбку, то что бы вы спросили у рыбки?

- Ребята, кому сказка понравилась?
- Чем она вам понравилась?
- Кто из героев вам понравился?
- А кто не понравился? Чем она вам не понравилась?
- Что вас поразило в старушке?
- Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро (Побеждает зло).
- Кто и как был наказан в этой сказке?
«Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто».

- Ребята, вам хочется изменить конец сказки?
- Чему вас научила эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, любить близких, не завидовать другим).

9. Анализ сказочных примет.
- Докажите, что прочитанное произведение – сказка. (Повторы).

Ребята, какие виды сказок вы знаете? (Народные и литературные).

Народные
Литературные

Автор – коллективный (народ)
Автор – конкретное лицо

Есть исполнители сказок - сказители
Исполнителя как такового нет.

Существует в устной форме.
Создается в письменной форме.

Текст вариативен – каждая существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения).
Текст каноничен (не допускается произвольное внесение измене-ний).


- У сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» есть автор?
- Кто автор сказки?

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочитал сегодня сказки Пушкина впервые, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Пушкин оставил нам не только эти изумительные сказки, но еще много звучных и сильных стихотворений, поэм, рассказов и повестей. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с рами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

IV. Домашнее задание.

Нарисовать золотую рыбку.
Научиться читать выразительно.

V. Итог урока.