Урок литературного чтения в 3 классе Страна- фантазия. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


Тема. Страна- фантазия. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель: познакомить учащихся со стихотворном творчеством А.С. Пушкина; развивать навыки выразительного чтения, воображение, образное мышление, связную речь учащихся; воспитывать чувство справедливости.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, сказки А.С. Пушкина, иллюстрации к данным сказкам.
ХОД УРОКА
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Выразительное чтение учащимися рассказа С. Козлова «Ежикина скрипка»
- Как вы думаете, удастся ли ежику создать ту музыку, о которой он мечтает?
Проверка выполнения задания 2 (с. 43 тетради)
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа
- Из какой сказки взяты эти строки?
У лукоморья дуб зеленый;
Злотая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево- сказку говорит…
(Лукоморье – морской залив.)
- Кто автор этих строк?
- Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы знаете?
- Отгадав, из какой сказки взяты следующие строки, вы сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока
Отпусти ты, старче, меня в море!
Откуплюсь, чем ты только пожелаешь.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Кем и кому были сказаны эти слова? (Так золотая рыбка обратилась к старику)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА
Сегодня мы начинаем изучать раздел «Страна-фантазия».
- Как вы думаете, какие произведения размещены в этом разделе учебника?
А открывает раздел «Страна-фантазия» «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.
IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Демонстрация портрета А.С. Пушкина. Рассказ учителя о поэте.
А.С. Пушкин (1799-1837) родился и провел свое детские годы в Москве. Дальнейший его жизненный путь связан с Петербургом: в 12 лет его отдали учиться в Царскосельский лицей, где началась его творческая деятельность. Отсюда царь не раз отправлял поэта в ссылку за его свободолюбивые произведения и стремление правдиво изображать жизнь общества того времени.
Когда Пушкин был еще маленьким мальчиком, его воспитывала няня – Арина Родионовна, простая сельская женщина, которая любила его, как родного сына. Арина Родионовна знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.
Александр Сергеевич Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах. Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
(Учитель демонстрирует учащимся книги со сказками А.С. Пушкина, предлагает взять эти книги в библиотеке и самостоятельно прочитать.)
Чтение учителем «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
Учитель зачитывает весь текст сказки. В ходе чтения он объясняет значение незнакомых слов.
Невод – большая рыболовная сеть.
Старче – старик.
Корысть – выгода, польза.
Светелка – небольшая светлая комната в верхней части дома.
Вороты – так в старину называли ворота.
Столбовая дворянка – дворянка из старинного рода.
Душегрейка – старинная женская одежда в виде короткой теплой кофты без рукавов.
Кичка – старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, который полностью скрывал волосы.
Чупрун - прядь волос, спадающая на лоб; чуб.
Белены объелась – сошла с ума, обезумела.
Белена – ядовитое травянистое растение с лилово-желтыми цветками и одурманивающим запахом, используется в медицине.
Царские палаты – царский дворец.
Бояре – богатые знатные люди, которые служили царю.
Пряник печатный – пряник с отпечатанными рисунками или буквами.
Очи – глаза.
Быть на посылках – находиться в полном подчинении у кого-либо.
Перечить – говорить наперекор кому-либо; возражать.
Работа над текстом отрывка
- Что стало причиной «превращений» старухи?
- В чем состоял план жадной старухи?
- Как вы думаете, испытывал ли старик уважение к старухе? (Старик вынужден был покоряться каждой воле жадной старухи, но он не испытывает к ней уважения, как бы высоко она не вознеслась. Об этом свидетельствует обращение старика к жене, когда она захотела стать царицей: «Что ты, баба, белены объелась?»)
- О каких чудесах поведал нам поэт?
- Почему старуха из царицы снова превратилась в крестьянку?
Самостоятельное чтение учащимися отрывка
- Проследите за тем, как менялось синее море. Почему это происходило?
Работа над иллюстрацией к тексту сказки
- Найдите и прочитайте отрывок, соответствующий этому рисунку.
- Внимательно рассмотрите старика. Опишите его. Какой он?
- Что вы можете сказать о старухе? Какая она?
Выразительное чтение отрывка учащимися.
Учащиеся вместе с учителем определяют темп чтения, громкость, паузы и логические ударения.
Работа над заданиями учебника.
Определение основной мысли сказки
- В какой из этих пословиц выражена основная мысль сказки?
(На доске записаны пословицы.)
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
V. ИТОГ УРОКА
Беседа.
- С творчеством какого поэта мы познакомились сегодня на уроке?
- Над каким из его произведений мы работали?
- Чему учит сказка А.С. Пушкина?
- Какой была золотая рыбка из синего-синего моря? (мудрой)
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Тренироваться в выразительном чтении отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина; выполнить задание 4 (с.44 тетради).