Рабочая программа Факультативного курса учебного предмета профессионально-трудовое обучение швейное дело специальной(коррекционной школы-интерната VIII вида.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Факультативного курса Профессионально-трудового обучения: «Швейное дело» для учащихся 7-8 классов на 2015-2016год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Авторов: Мирский С.А, Журавлёв Б.А, Иноземцев Л. С, Ковалёва Е.А, Васенков Г. В.Под редакцией В.В. Воронковой Москва, ВЛАДОС – 2011 года
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Г. Змеиногорска специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
НОСКОВА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА. Учитель школы-интерната VIII вида Г. Змеиногорска
2015год

Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края
Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Г. Змеиногорска специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Рекомендовано:___________ Согласовано: ________ Утверждаю:____________
Заседанием М.О «____»_______________2015г Приказ от «___»______2015г
Учителей трудового обучения. Зам. директора по У.В.Р. №_____________
От «___»___________2015 г _________ Александрова С.А.
Руководитель М/О Директор:________
Юрченко Н. Н.
Принято:_________________ Демидов Игорь Иванович.
Педсовет «__»_______2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультативного курса Профессионально трудового обучения: «Швейное дело» для 7-8 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, Авторов: Мирский С.А, Журавлёв Б.А, Иноземцев Л. С, Ковалёва Е.А, Васенков Г. В.
Под редакцией В.В. Воронковой Москва, ВЛАДОС – 2011 года.





НОСКОВА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА
Учитель школы-интерната VIII вида Г. Змеиногорска
2015год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Дополнительное образование, в виде факультативных занятий, в таком как наше коррекционном учреждении круглосуточного пребывания большей части детей имеет возможность выстраивать единое образовательное пространство, обеспечивающее связь между процессами обучения, воспитания, коррекции и развития.
Данная возможность способствует подготовке детей к самостоятельной жизни в обществе, их социализации, созданию адекватной среды жизнедеятельности, обеспечению условий для личностного, физического, психического и умственного развития школьников.
Каждый ребёнок в своём развитии направлен на формирование готовности освоения социального опыта и занятия данного курса призваны в этом ему содействовать.
Программа факультативного курса, «Деловые мастерицы», - по реконструкции и изготовлению швейных изделий, разработана для учащихся 5-9 классов, желающих заниматься швейным делом.
В программу включены вопросы предмета швейного дела по технике и технологии изготовления и ремонта, швейных изделий, конструированию и моделированию, материаловедению и машиноведению, что позволяет не только закреплению знаний, умений и навыков, получаемых на уроках, но и способствует их совершенствованию, расширению и систематизации. Это обеспечивает целенаправленность программы на подготовку детей к самостоятельной трудовой деятельности, формирование практических умений, рачительного и экономного хозяйствования в жизни и в быту.
Основными принципами создания программы являются практическая направленность, доступность содержания используемого теоретического и практического материала, посильность выполнения видов и объема, практических работ, связь теории с практикой, актуальность и заинтересованность учащихся.
Занятия по данному курсу воспитывают у школьников эстетический вкус, пробуждают фантазию, учат чувствовать и создавать прекрасное, конструировать и моделировать одежду для себя, помогает ощутить себя мастером и творцом своего дела, максимально использовать физические возможности и умственные способности.
К результативности работы факультативного курса следует отнести и самое важное, - развитие творческих способностей учащихся, их наблюдательности, памяти, логического и образного мышления, воображения. Многого стоит уже только желание ребёнка освоить технику ремонта, реставрации и изготовления новых швейных изделий для себя и своих друзей, достижения психологической готовности учащихся изготавливать изделия для себя и своей семьи.
Целесообразность факультативного курса «Деловые мастерицы» сводится к тому, чтобы пробудить в детях, в каждом ребёнке его творческое начало, учить увидеть, распознать, понимать и любить красоту и учиться творить её своими руками, своим трудом. Умные руки защита от скуки, но руки не рождаются умными, детские руки умнеют в труде и добреют их детские души, когда они видят результаты этого своего труда.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Истинное сокровище для человека – умение трудиться. Целенаправленный и педагогически обоснованный труд факультативных занятий содействует формированию трудовых умений и навыков, расширяет кругозор учащихся, создаёт благоприятные условия психофизического развития школьников, повышает успешность в обучении, укрепляет сознательную дисциплину. Основной задачей программы является освоение и расширение техники и технологии ремонта и пошива швейных изделий, обеспечение устойчивого положительного отношения к труду, на фоне развития творческих способностей и самостоятельности учащихся.
Цели программы:
- Обеспечить учащимся возможность закреплять и совершенствовать знания и практические умения, получаемые на уроках. - Способствовать развитию индивидуальных трудовых способностей каждого ребёнка и адаптировать их к индивидуальной трудовой деятельности. - Работать над осмыслением необходимости и своевременности выполнения, ремонтных работ швейных изделий для выполнения санитарно-гигиенических требований к одежде; - Расширять кругозор в направлении декоративно-прикладного искусства при выполнении техники и технологии ремонта и реставрации изделий; - Развивать творческие способности школьников при обучении изготовлению различных видов швейных изделий. – Нарабатывать умения работы с журналами, готовыми выкройками, чертежами и шаблонами. – Совершенствовать умение работы на специальной обмёточной машине и навыки работы на электрических швейных машинах. – Способствовать коррекции имеющихся у детей умственных и двигательных дефектов развития в процессе трудовой деятельности. – Содействовать формированию технических и технологических знаний, прививать навыки профессиональных приёмов труда. – Воспитывать аккуратность, любознательность, ответственность за выполняемую работу, доброжелательное взаимоотношение учащихся.

Учебно-методическое и материально техническое обеспечение.
В жизни человека одежда играет большую роль. Она влияет на его самочувствие, настроение и работоспособность. Одежда защищает человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды, подчеркивает достоинства фигуры, или скрывает её недостатки. Поэтому к любой одежде предъявляются требования санитарно-гигиенические, эксплуатационные, эстетические. Хорошо, что в мастерской всё, что надо под рукой для выполнения ремонта, обновления вещей и изготовления новых швейных изделий с соблюдением всех предъявляемых требований. Для организации коррекционного обучения, воспитания и развития детей составлена данная программа факультативного курса. Тематическое планирование разработано с учётом интересов и возможностей учащихся. Допускается варьирование и замена отдельных тем, количества часов по темам в связи с возникающими потребностями в интересах детей. Для проведения занятий предусмотрено Учебнометодическое обеспечение: - образцы, рисунки, чертежи и модели выполняемых изделий; - образцы поэтапного изготовления и выполнения, наиболее сложных работ и изделий. - Словарные слова, новые используемые термины при выполнении работ;
- журналы мод, листы вкладыши с контурами деталей изделия, готовые выкройки, чертежи в масштабе, шаблоны, трафареты, чертежи выкройки; - инструкционные карты по выполнению работ; - инструкции по технике безопасной работы при выполнении швейных и утюжильных работ, учебная и техническая литература.
Для осуществления материально технического обеспечения:
Хлопчатобумажные ткани для изготовления изделий и других работ, - отделочные материалы, бумага для изготовления выкроек и чертежей, - фурнитура, материалы для выполнения ремонтных работ, швейные нитки. - Изделия для выполнения ремонта, обновления или реставрации. - Швейные машины универсальные с электроприводом; - Специальная обмёточная швейная машина 4х ниточная с электроприводом; - Измерительные инструменты и лекала; - Рабочие инструменты, принадлежности и приспособления для работ; - Утюжильные места, электроутюги с отпаривающим устройством, колодки.
Пояснительная записка.
В настоящее время на первый план деятельности школы выдвигается трудовое обучение и воспитание. Оно играет важную роль в трудовом становлении, нравственном формировании личности, в выработке осознанного отношения детей к учёбе, подготовке их к вступлению в самостоятельную жизнь.
Данная программа, по изготовлению швейных изделий, способствует развитию творческих способностей детей. Является средством расширения профессионального кругозора, способствует увлекательному заполнению досуга. Обогащает внутренний мир развитием способности воспринимать и чувствовать красоту в одежде. Создаются условия для воспитания у детей выдержки, терпения, усидчивости, сдержанности, проявления самостоятельности, выполнения самоконтроля, приучает к аккуратности, воспитывает культуру труда и ответственность за выполняемую работу.
Принципы организации и проведение занятий факультативного курс, являются средством расширения всестороннего развития учащихся, совершенствования их трудового обучения и эстетического воспитания. Изучение курса рекомендуется для учащихся 5-9 классов. В программу включен содержательный материал по ремонту, обновлению и изготовлению швейных изделий, учитываются все пожелания учащихся, их творческие способности и материальные возможности. Культ взаимопомощи, доброжелательности и взаимоподдержку помогает войти в положение каждого ребёнка, тем самым обеспечить каждому чувство внутренней комфортности, веру в свои силы и возможности направленные на развитие их творческой активности. Большое внимание уделено основам моделирования и конструирования одежды. Даются общие сведения о современных материалах - их структуре и физико-механических свойствах, влияющих на технологию изготовления изделий.
В основу программы положен принцип от простого материала к сложному, принцип доступности и посильности выполнения работ, что дает возможность развивать наблюдательность, память, мышление, воображение и желание сделать своими руками. При составлении программы соблюдены единые требования к терминологии, применяемой в производстве и относящейся к ремонту и изготовлению изделий.
Содержание факультативного курса технологии «швейное дело» 70час.год.2ч в нед.
№ темы Наименование включенных тем. Всего часов
I четверть 18 часов
1 Вводное занятие. 2
2 Машиноведение. 4
3 Виды одежды. Требования к одежде.
Общее представления о ремонте швейных изделий. 8
4 Виды ремонта деталей застёжки в женских и детских поясных изделиях. 6
IIчетверть 14 часов
5 Вводное занятие. 2
6 Особенности ремонта застёжки в среднем шве брюк, ремонт и замена «молнии» в брюках, в куртках. 4
7 Общие понятия о приёмах обработки нижнего среза изделия и рукавов в зависимости от цели назначения и вида ремонта 8
IIIчетверть 22 часа
8 Вводное занятие. 2
9 Изготовление изделия из ткани или переделка изделий. 20
IVчетверть 16 часов
10 Вводное занятие 4
11 Изготовление головных уборов кепи и других. 12
Календарно – тематическое планирование факультативных занятий.
тема №
п.п. Содержание темы. колл.
часов Дата
I Первая четверть 18часов Занятия по 2 часа каждый четверг. 1.
Тема
1-2.
Вводное занятие.
Планирование работы. Цели и задачи на год и на 1 четверть. Беседа по выбору изделий для ремонта, реставрации или изготовления изделий с каждым ребёнком для её подготовки к следующему занятию. 2 часа.
2
2.
Тема
3-4.
5-6. Машиноведение.
Универсальные и специальная обмёточная швейные машины. Их назначение и применение для изготовления и выполнения ремонта изделий.
Инструктаж по технике безопасности.
Машинные швы и строчки, техника их выполнения. 4 часа.
2
2 3.
Тема
7-8.
9-10.
11-12
Виды одежды. Требования к одежде.
Общее представление о ремонте швейных изделий.
Виды ремонта и техника его выполнения. Изготовление вешалки и пришивание пуговиц.
Ремонт одежды по распоровшемуся шву.
Ремонт одежды в месте разрыва ткани.
Виды заплат. Ремонт одежды наложением заплаты. Подготовка изделия и подбор необходимых материалов для выполнения работ. 8 часов.
2
2
2 4. Тема
13-14
15-16
17-18 Виды ремонта деталей застёжки в женских и детских поясных изделиях.
Ремонт застёжки в юбках с заменой тесьмы - молнии на новую тесьму-молнию или другой вид застёжки.
Техника пришивания крючков, петель, кнопок.
Техника изготовления петель из ниток для крючков и пуговиц. Определение её длины.
Техника выполнения обметных петель.
Особенности разметки длины петли для плоской и шарообразной пуговицы. 6 часов
2
2
2
II Вторая четверть. 14часов 5.
Тема
1-2
Вводное занятие. План и задачи на 2 четверть. Беседа по выбору ткани и фасона изделия для самостоятельного изготовления. 2 часа
2
6. Тема
3-4
5-6
Особенности ремонта застёжки в среднем шве брюк, ремонт и замена «молнии» в брюках, в куртках.
Выполнение замены тесьмы – молнии.
Замена тесьмы «молнии» на пуговицы, липкую ленту.
Правила разметки выметной петли.
Выметывание петли на имеющихся в мастерской вариантах универсальных машин на брюках и куртке. 4 часа
2
2
7 Тема
7-8
9-10
11-12
13-14
Общие понятия о приёмах обработки нижнего среза изделия и рукавов в зависимости от цели, назначения и вида ремонта.
Реконструкция изделий с вынужденным частичным перекроем – ремонт отрепавшегося низа, прожёг, пятно.
Изменение длины брюк с учётом фигуры человека.
Изменение ширины и длины рукава с притачиванием или удалением манжеты.
Изменение размера и фасона рукавов.
Виды и способы изменения обработки нижнего среза юбок. Виды обработки нижнего среза брюк, шорт.
Особенности влажнотепловой обработки изделий в зависимости от состава волокон ткани, из которой изготовлено изделие.
8 часов
2
2
2
2
III. Третья четверть. 22 часа 8. Тема
1-2 Вводное занятие.
Анализ работы за первую четверть.
Подведение итогов работы за 2 четверть и план работы на 3 четверть.
Изделия: Изготовление штор для дома, подушек, покрывала. Поделки из лоскута.
Платье - туника, блузка из х./б ткани, топики, фартуки. 2ч.
9. Тема
3-4
Изготовление изделия из ткани или переделка изделий.
Задача для каждого: Чтобы результаты вашей работы были достойны похвалы – надо просто постараться – и у вас обязательно всё получится хорошо или даже отлично
На каком, этапе выполнения изготовления находится ваше изделие. Анализ качества выполненной предыдущей операции и план предстоящей работы. Требования к следующей операции, которую предстоит выполнить. 20
2
5-6
Общие сведения о возможностях увеличения или уменьшения ширины различных видов изделий.
Способы уменьшения или увеличения ширины брюк по нижнему срезу, по линии колена и линии бёдер. 2 7-8 Увеличение или уменьшение объёма брюк, юбок в поясе с обработкой кармана, использование вытачек складок или подрезов, вставлением тесьмы или замков. Корректировка высоты сиденья. 2 9-10
Технология изготовления швейных плечевых изделий на основе выкройки сорочки. Поэтапное изготовление швейных изделий.
1 этап: Выбор фасона, ткани и вида отделки.
Окантовочный шов, разновидности способов его выполнения для обмена образцами и обеспечения доброжелательности взаимоотношений. 2
11-12 2 этап: Снятие и запись мерок.
Конструирование и моделирование деталей одежды. Использование своей выкройки. 2 13-14 3 этап: Построение чертежей и подготовка деталей выкройки к раскрою.
Моделирование фасонов изделия на одной основе. Изготовление для вашего изделия (оборки, пояса, карманы, обтачки).
Расчёт расхода ткани на изделие с учётом её ширины.
2 15-16 4 этап: Подготовка ткани к раскрою.
5 этап: Раскладка деталей выкройки изделия на ткани и раскрой изделия с учётом экономного расходования ткани. Техника безопасности при раскраивании.
Проверка наличия комплектности деталей и отделочных материалов для поделок.
Требования, предъявляемые к подготовке деталей кроя изделия к обработке для изготовления вашего изделия. 2 17-18
19-20
21-22. 6 этап: Пошив изделия по плану.
1). Подготовка изделия к первой примерке.
2). Пошив изделия после первой примерки.
3). Вторая примерка (по необходимости).
4). Пошив изделия после второй примерки.
5). Окончательная отделка, чистка
и влажнотепловая обработка изделия.
2
2
2 IV. Четвёртая четверть. 16часов 10
11
Тема
1-2
3-4
Тема
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16. Вводное занятие.
Анализ работы за 3 четверть. Итоги подготовки и проведения выставки.
Головной убор для изготовления и его детали кроя
из ткани, уже использованной вами для изготовления летних изделий. Сходства и отличия деталей кроя
Расчёты построения чертежа деталей на свой размер и фасон.
Планирование этапов и пошив головного убора в групповой беседе с уточнением каждым по фасону своей модели: козырёк, околыш, карман, поля, хлястики, паты и др.
Технические и технологические требования к соединению клиньев головки и подкладки кепи.
Окончательная обработка и отделка изделий.
Анализ качества и демонстрация полученных вариантов.
Проанализируй фасоны, у которого больше += лучший?
Итоги работы, цели и задачи на следующую победу себя. 4 часа
2
2
12часов
2
2
2
2
2
2
Итого: 70 час.

Cписок учащихся.Жабина Вика - староста группы.
Никулина Оля – ответственная за мастерскую.
Мусинова Оля
Забелина Катя.
Сандакова Оксана – инструментальщик.
Карасёва Саша
Кремнёва Наташа
Филимонова Катя
Мусинова Настя
Дежурство
1.Жабина Вика 2.Никулина Оля 3.Мусинова Оля 4.Забелина Катя 5. Сандакова Оксана 6.Карасёва Саша 7.Кремнева Наташа 8.Филимонова Катя. 9.Мусинова Настя. Cписок учащихся.Жабина Вика - староста группы.
Никулина Оля – ответственная за мастерскую.
Мусинова Оля
Забелина Катя.
Сандакова Оксана – инструментальщик.
Карасёва Саша
Кремнёва Наташа
Филимонова Катя
Мусинова Настя
Дежурство
1.Жабина Вика 2.Никулина Оля 3.Мусинова Оля 4.Забелина Катя 5. Сандакова Оксана 6.Карасёва Саша 7.Кремнева Наташа 8.Филимонова Катя. 9.Мусинова Настя. Содержание
№ п/п. Оглавление № Стр.
Титульный лист 1-2
Актуальность. 3
Цели и задачи. 3
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение. 4
Пояснительная записка. 5
Содержание факультативного курса технологии «швейное дело» 5
Учебно-тематический план 6-8
8 . Список учащихся для дежурства 9-10
9 . Содержание 11