Урок литературного чтения 2 класс УМК Школа России Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкин (урок первый).


КОНСПЕКТ УРОКА,
ТЕМА УРОКА: "Сказка о рыбаке и рыбке"
Цель: познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Задачи:
Развитие навыка беглого чтения.
Развитие первичного навыка анализа художественного произведения посредствам определения значения некоторых слов.
Развитие памяти, внимания, самоконтроля при чтении.
Воспитание положительных качеств человека путём выявления положительных и отрицательных качеств героев произведения.Структура урока Содержание урока Примечания
1. Орг. Момент.
-Здравствуйте, ребята!
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
-Садитесь.
- Начнём нашу работу с проверки домашнего задания: что было вам задано к уроку?
- А теперь прочитает нам стихотворение…
( дети читают стихотворение, спросить человека 3) 2. Введение в тему.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество
Александра Сергеевича Пушкина.
У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки.
С Пушкиным мы не расстаемся до старости, до конца жизни. 
Так написал в своих «Заметках о сказках Пушкина» Самуил Яковлевич Маршак.
Спросите у любого человека, знает ли он сказки Пушкина, и он ответит вам – конечно знаю!
Сказки А.С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но почти сразу вошли в детское чтение.
Сказки А.С. Пушкина — сюжетные произве-дения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром.
Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного творчества.
- А кто из вас уже знаком со сказками Пушкина?
- Назовите их…
Всего 5 сказок. ( "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучен богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о попе и о работнике его Балде") 3.Основная часть.
- А теперь перейдем к нашей сказке.
- Посмотрим с вами её фрагмент ( 3:25-5:40)
- Вот мы с вами посмотрели начало сказки.
- Как называется эта сказка?
("Сказка о рыбаке и рыбке")
Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора, писателем Владимиром Ивановичем Далем. 
Физкультминутка
- Вот мы отдохнули, у нас теперь есть много сил.
- Давайте перейдем к чтению нашей сказки (читаем первую часть)
Жил старик со своею старухойУ самого синего моря;Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.
- Нам встретилось здесь слово «землянка», что оно обозначает?
Земля́нка — углублённое в землю жилище.
«Ветхая землянка»?...Ветхий - старый, близкий к разрушению.
Невод - Большая рыболовная сеть.
Прясть - Скручивая (волокна), делать нити. 
Пря́жа — скрученная нить.
Раз он в море закинул невод -Пришёл невод с одною тиной.
Тина — скопление живущих в воде растений в основном водорослей.
Он в другой раз закинул невод -Пришёл невод с травой морскою.В третий раз закинул он невод -Пришёл невод с одною рыбкой,С не простою рыбкой - золотою.Как взмолится золотая рыбка!Голосом молвит человечьим:"Отпусти ты, старче, меня в море!Дорогой за себя дам откуп:Откуплюсь чем только пожелаешь".
Откуп – откупиться, заплатить.
Удивился старик, испугался:Он рыбачил тридцать лет и три годаИ не слыхивал, чтоб рыба говорила.Отпустил он рыбку золотуюИ сказал ей ласковое слово:"Бог с тобою, золотая рыбка!Твоего мне откупа не надо;Ступай себе в синее море,Гуляй там себе на просторе".
Воротился старик ко старухе,Рассказал ей великое чудо:"Я сегодня поймал было рыбку,Золотую рыбку, не простую;По-нашему говорила рыбка,Домой в море синее просилась,Дорогою ценою откупалась:Откупалась чем только пожелаюНе посмел я взять с неё выкуп;Так пустил её в синее море".
Старика старуха забранила:"Дурачина ты, простофиля!Не умел ты взять выкупа с рыбки!Хоть бы взял ты с неё корыто,Наше-то совсем раскололось".
Простофи́ля. глупый, несообразительный человек.
Коры́то — открытая продолговатая ёмкость. Изначально изготавливалась из дерева.
(картинка)

- Ребята, а для чего служило корыто?
(Использовали по-разному, как любую ёмкость: для сбора урожая яблок, капусты и т. д., для заготовки солений, для стирки, 
купания, в них месят хлеб и из них кормят скот 
и птицу. В перевёрнутом виде использовали как 
большую крышку - корыто в хозяйстве пригождалось для всего и имело самое 
разнообразное назначение, а зимой крестьянские 
дети катались в них с горок, как в санках.)
(Вопросы по первой части)
- Сейчас я узнаю, внимательно ли вы читали сказку:
- Где жил старик со старухой? (У самого синего моря)
-Сколько лет они жили вместе? (тридцать лет и три года.)
- Что случилось со стариком? (Удивился старик, испугался)
- Почему старик отпустил золотую рыбку? (жаль стало)
Физкультминутка.
- Приступим ко второй части.
Вот пошёл он к синему морю;Видит - море слегка разыгралось.Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка и спросила;"Чего тебе надобно, старче?"
Кликать – звать.
Ей с поклоном старик отвечает:"Смилуйся, государыня рыбка,Разбранила меня моя старуха,Не даёт старику мне покою:Надобно ей новое корыто;Наше-то совсем раскололось".
Смилуйся – пожалей.
Разбранила – заругала.
Отвечает золотая рыбка:"Не печалься, ступай себе с богом.Будет вам новое корыто".
Воротился старик ко старухе,У старухи новое корыто.
Ещё пуще старуха бранится:"Дурачина ты, простофиля!Выпросил, дурачина, корыто!В корыте много ль корысти?Воротись, дурачина, ты к рыбке;Поклонись ей, выпроси уж избу".
Пуще- больше.
Бранится- ругается.
(Вопросы по второй части)
- Как старуха отреагировала на рассказ старика?(начала ругать: Дурачина ты, простофиля!....)-Как вы думаете, почему у нее было совсем другое отношение к произошедшему чуду? (ей хотелось большего, она была жадная)
-Как вела себя рыбка по отношению к старику? Почему? (ей было жалко старика, она ему пыталась помочь, отплатить добром за то, что он её отпустил)
- Приступим к чтению четвертой части.
Вот пошёл он к синему морю(Помутилося синее море).Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?"Ей старик с поклоном отвечает:"Смилуйся, государыня рыбка!Ещё пуще старуха бранится,Не даёт старику мне покою:Избу просит сварливая баба".Отвечает золотая рыбка:"Не печалься, ступай себе с богом,Так и быть: изба вам уж будет".
Изба́ — деревянный (бревенчатый) жилой дом.
Пошёл он ко своей землянке,А землянки нет уж и следа;Перед ним изба со светёлкой,С кирпичною, белёною трубою,С дубовыми, тесовыми вороты.Старуха сидит под окошком,На чём свет стоит мужа ругает:"Дурачина ты, прямой простофиля!Выпросил, простофиля, избу!Воротись, поклонись рыбке:Не хочу быть чёрной крестьянкой,Хочу быть столбовою дворянкой".
Светёлка - светлая, чистая комната в доме. Корысть- выгода(польза).
Тесовые ворота- ворота, сделанные из тонких досок.
Столбовая дворянка - это почетное звание говорило и о наличии земельных владений, и об особой милости государя.
(Вопросы по второй части)
- Чего захотелось старухе после того, как она получила корыто? (старухе захотелось избу)
- Как вы понимаете слова "На чем свет стоит мужа ругает"? (очень сильно ругает)
- Приступаем к чтению 6 части.
Пошёл старик к синему морю(Неспокойно синее море).Стал он кликать золотую рыбку.Приплыла к нему рыбка, спросила:"Чего тебе надобно, старче?"Ей с поклоном старик отвечает:"Смилуйся, государыня рыбка!Пуще прежнего старуха вздурилась,Не даёт старику мне покою:Уж не хочет быть она крестьянкойХочет быть столбовою дворянкой".Отвечает золотая рыбка:"Не печалься, ступай себе с богом".
Воротился старик ко старухе,Что ж он видит? Высокий терем.На крыльце стоит его старухаВ дорогой собольей душегрейке,Парчевая на маковке кичка,Жемчуги огрузили шею,На руках золотые перстни,На ногах красные сапожки.
Те́рем в древней Руси — жилое помещение в верхней части здания или отдельный дом в виде башни. 
Душегрейка - женская теплая кофта, без рукавов.
Кичка  Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.
Маковка – здесь – макушка головы.
Перед нею усердные слуги;Она бьёт их, за чупрун таскает.Говорит старик своей старухе:"Здравствуй, барыня-сударыня дворянка!Чай, теперь твоя душенька довольна".На него прикрикнула старуха,На конюшне служить его послала.
Усердные – горячо преданные, очень старательные.
Чупрун - Старинная женская крестьянская одежда из белого сукна в виде кафтана с перехватом в талии.
Вот неделя, другая проходит,Ещё пуще старуха вздурилась;Опять к рыбке старика посылает:"Воротись, поклонись рыбке:Не хочу быть столбовою дворянкой.А хочу быть вольною царицей".Испугался старик, взмолился:"Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь.Насмешишь ты целое царство".
Осердилася пуще старуха,По щеке ударила мужа."Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,Со мною, дворянкой столбовою?Ступай к морю, говорят тебе честью;Не пойдёшь, поведут поневоле".
(Вопросы по второй части)
- Какое новое желание появилось у старухи? (захотела она столбовою дворянкой)
- Что увидел старик, вернувшись домой? (Высокий терем.На крыльце стоит его старуха.....)- Как старуха отнеслась к старику? Почему? ( послала служить на конюшне, она считала себя выше его)
4. Рефлексия.
- Ребята, на этом наш урок подошел к концу.
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Как вы думаете, все ли у вас получилось?
- Вам понравился урок?
- С какой сказкой вы познакомились на уроке?
- А как бы вы поступили на месте старика? Почему?
- Ваше домашнее задание, дочитать сказку до конца.
-Спасибо за урок.