Календарно — тематическое планирование по курсу Окружающий мир 4 класс А.А. Плешаков


№ п/п дата Тема урока Тип урока Характеристика деятельности учащихся (элементы содержания ) Планируемые результаты /в соответствии с ФГОС/ Форма контроля Корр-ка даты
Предметные МетапредметныеЛичностные Земля и человечество (9ч)
1 Мир глазами астронома Открытие новых знаний Рассказывать о форме и размерах Земли, Солнца. Характеризовать различия звёзд и планет Формулировать собственное мнение Знать правила работы с учебником и требования ведения записей в рабочей тетради
Характеризовать различия звёзд и планет на примере Солнца и Земли. П. Строить сообщения в устной форме.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика».
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Самостоя-тельная работа по учебнику 2 Планеты Солнечной системы.
Практическая работа №1 Открытие новых знаний Сравнивать и различать день и ночь, времена года.
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года. П. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации в учебнике.
К. Формулировать собственное мнение и позицию. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы.
Практическая работа 3 Звездное небо – великая книга природы.
Открытие новых знаний Рассказывать о форме и размерах Земли, о звёздах
Перерабатывать полученную информацию Показывать изучаемые звёзды и созвездия на картах звёздного неба. П. Строить сообщения в устной форме.
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика».
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Фронтальный опрос, Устный опрос 4 Мир глазами географа.
Практическая работа №2 Открытие новых знаний Понимать элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Выделять материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны, находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Задавать вопросы, обращаться за помощью Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Практическая работа 5 Мир глазами историка
Открытие новых знаний Знакомиться со способами познания окружающего мира.
Рассказывать об истории Отечества: отдельных, наиболее важных и ярких исторических картинах быта, труда, традициях людей в разные исторические времена
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников (словари, энциклопедии, справочники, Интернет), подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения П. Строить рассуждения в форме простых суждений.
Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Индиви-дуальная работа по карточкам 6 Когда и где? История – путешествие вглубь времен
Практическая работа №3 Открытие новых знаний Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту П. Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. Использовать знаково-символические средства (модели, схемы) для решения задач.
Р. Различать способ и результат действия.
К. Формулировать свои затруднения; задавать вопросы; слушать собеседника. Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека Фронтальный опрос Практическая работа 7 Мир глазами эколога
Открытие новых знаний Анализировать зависимость жизни человека от природы и ее состояния
Осознавать, что человек – часть природы. Характеризовать влияние человека на природу в старину и в наше время. Находить примеры работы людей по сохранению природы, правильные и неправильные формы поведения человека в природе.
П. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Строить понятные для партнёра высказывания. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаю-щего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций Фронтальный опрос 8 Сокровища Земли под охраной человечест ваОткрытие новых знаний Составлять правила поведения в природе
Формулировать своё мнение об охране памятников истории и культуры. Посетить заповедник (заказник) своего края. Оценивать личную роль в охране природы. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
К. Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Устный опрос Фронтальный опрос
9 Презентация проектов. Обобщение раздела «Земля и человечест во» Проверочная работа №1
Построение системы знаний Осуществлять поиск необходимой информации
Формулировать своё мнение об охране растительного и животного мира
Проверить знания по разделу Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. КИМы Природа России (10ч)
10 Равнины и горы России.
Открытие новых знаний Характеризовать формы земной поверхности.
Показывать Россию на карте. Рассказывать о неживой и живой природе. Различать холмистые и плоские равнины, работать в паре, находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте, характеризовать формы земной поверхности. П. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций Самостоя-тельная работа
по учебнику 11 Моря, озера и реки России. Открытие новых знаний Высказывать своё предположение
Рассказывать о водоемах, их разнообразии, использовании человеком
Различать моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов, работать в паре, находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озёра, реки,, рассказывать о них по карте, характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Готовить сочинения на тему урока. П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Учиться высказывать своё предположение.
К. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Работа по карте
Самостоя-тельная работа
по учебнику 12 Природные зоны России
Практическая работа №4 Открытие новых знаний Составлять сообщения в устной форме
Показывать природные зоны Знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической картой России, определять по карте природные зоны России, работать со схемой освещённости земли солнечными лучами. П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
К. Формулировать своё мнение и позицию.
Ставить вопросы.
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
Практическая работа по карте 13 Зона арктических пустынь. Открытие новых знаний Понимать связь между неживой и живой природой. Объяснять условия, необходимые для жизни
Описывать растения и животные, Рассказывать об их разнообразии. Находить и показывать зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку, выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь Фронтальный опрос 14 Тундра. Открытие новых знаний Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии, находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте, обнаруживать экологические связи в зоне тундры. Рассказывать о них П. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Самостоя-тельная работа
по учебнику 15 Леса России.
Открытие новых знаний Устанавливать связь между неживой и живой природой
Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте, устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги. Сравнивать природу тундры и лесных зон. П. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-
следственные связи.
Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью.
Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
Индивиду
альная работа по карточкам 16 Лес и человек.
Открытие новых знаний Оценивать роль растений в природе и жизни людей, Обосновывать бережное отношение человека к растениям и животным Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране; обсуждать правила поведения в лесу с использованием книги «Великан на поляне»; характеризовать лесные зоны по плану. Самостоя-тельная работа
по учебнику 17 Зона степей.
Открытие новых знаний Осуществлять поиск необходимой информации
Анализировать особенности труда и быта людей, влияние человека на природу, Рассказывать об охране природы. Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям; находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте; сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры, обсуждать экологические проблемы. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Различать способ и результат действия.
Учиться высказывать своё предположение.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций Работа по карте
18 Пустыни.
Практическая работа №5 Открытие новых знаний Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям; находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности Практическая работа 19 У Черного моря. Открытие новых знаний Осуществлять анализ особенностей труда и быта людей, влияние человека на природу
Рассказывать о растительном и животном мире Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте; устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
К. Формулировать своё мнение и позицию. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
Фронтальный опрос Родной край-часть большой страны (14ч)
20 Обобщение по разделу «Природа России» Проверочная работа №2 Построение системы знаний Сравнивать свойства наблюдаемых объектов.
Осуществлять наблюдения в природе
Проверить знания по разделу Работать в паре, находить на карте России свой регион. Знакомиться с картой своего региона; характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
К. Задавать вопросы. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций КИМы21 Поверх ность нашего края Открытие новых знаний Называть особенности поверхности (на основе наблюдений).
Описывать формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; обсуждать меры по охране поверхности своего края. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Учиться высказывать своё предположение.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
Фронтальный опрос 22 Водоемы нашего края
Открытие новых знаний Осуществлять анализ объектов
Рассказывать о водоемах родного края: названия, краткая характеристика Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
Фронтальный опрос 23 Наши подземные богатства. Практическая работа №6
Открытие новых знаний Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края.
Проводить опыты с природными объектами, простейшие измерения Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, работать в группе: составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану. составлять план описания водного объекта .П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.
Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
К. Формулировать своё мнение и позицию.
использовать речь для регуляции своего действия. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения. Практическая работа 24 Земля – кормилица Открытие новых знаний Называть типы почв
Рассказывать о почве, ее составе Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре, доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.
Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоя-тельная работа
по учебнику 25 Жизнь леса.
Открытие новых знаний Обосновывать условия, необходимые для жизни.
Рассказывать о растениях и животных, их разнообразии
Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии, выявлять экологические связи в лесу, моделировать цепи питания . характерные для лесного сообщества региона, обсуждать нарушение экологических связей по вине человека. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. Формулировать своё мнение и позицию. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения Индивиду
альная работа по карточкам 26 Жизнь луга
Практическая работа №7 Открытие новых знаний Извлекать необходимые сведения из дополнительной литературы
Рассказывать о природных объектах, их использовании человеком,
Составлять правила поведения
в природе. Знакомиться с животными луга, выявлять экологические связи на лугу, характеризовать луговое сообщество по плану учебника, сравнивать природные особенности леса и луга. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме.
Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Строить сообщения в устной форме.
К. Формулировать свои затруднения, задавать вопросы. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Концентрация воли и стабилизация эмоционального состояния для преодоления интеллектуальных затруднений. Практическая работа 27 Жизнь в пресных водах
Открытие новых знаний Составлять правила поведения
в природе. Рассказывать о водоемах, их использовании человеком Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру; готовность следовать нормам природоохранного поведения. П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Различать способ и результат действия.
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.

Самостоя-тельная работа
по учебнику Устный опросс28 Лес – природное сообщество. (Экскурсия) Рефлексия Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи
Находить эти сведения в справочной и дополнительной
литературе. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
П. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
Р. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. К. Слушать и понимать речь других Проявлять интерес к природе своего края Устный опрос 29 Луг – природное сообщество. (Экскурсия) Рефлексия Работа с дополни
тельной литературой 30 Природное сообщество пресного водоёма (Экскурсия) Рефлексия Устный опрос
31 Растениеводство в нашем крае.
Практическая работа №8 Открытие новых знаний Оценивать роль растений в природе и жизни людей, Рассказывать о бережном отношении человека к растениям Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. П. Ставить и формулировать проблемы.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Практическая работа с гербарием
Фронтальный опрос
32 Животноводство в нашем крае.
Открытие новых знаний Строить сообщения в устной форме
Определять роль животных в жизни людей, Рассказывать о бережном отношении к животным Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий; работать в группе; различать породы домашних животных. Наблюдать за трудом животноводов П. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Строить сообщения в устной форме. Устанавливать причинно-следственные связи.
Р. Соотносить правильность выбора с требованиями конкретной задачи.
Использовать речь для регуляции своего действия
К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач.
Чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций Самостоя-тельная работа
по учебнику 33 Презентация проектов (по выбору) Обобщение знаний по разделу. «Наш край» Проверочная работа №3 Построение системы знаний Владеть базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
Осуществлять поиск необходимой информации Проверить знания по разделу Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
.П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осуществлять обобщение на основе имеющихся знаний.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу так и в конце действия.
К. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей. Проекты КИМыСтраницы всемирной истории (6ч)
34 Начало истории человечества Открытие новых знаний Характеризовать эпохи истории человечества, свидетельства о первобытных людях, жизнь первобытных людей Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; обсуждать роль огня и приручения животных; понимать роль археологии в изучении первобытного общества П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
К. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Фронтальный опрос 35 Мир древности: далекий и близкий Открытие новых знаний Познакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознать значение письменности, сравнение источников по истории первобытности и по истории Древнего мира Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира; находить на карте местоположение древних государств; обобщать сведения о древних государствах, культуре, религиях, выявлять общее и отличия, сопоставлять алфавиты древности . П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Учиться высказывать своё предположение.
К. Задавать Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы Самостоя-тельная работа
по учебнику 36 Средние века: время рыцарей и замков Открытие новых знаний Познакомиться с миром Средневековья: государства, города, рыцари, замки, изобретения. Осознать важность начала книгопечатания.
Сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
К. Формулировать собственное мнение и позицию Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения Индивидуальный опрос 37 Новое время: встреча Европы и Америки Открытие новых знаний Познакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Показывать на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.
К. Формулировать свои затруднения; ставить вопросы; строить понятные для партнёра высказывания. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Фронтальный опрос 38 Новейшее время: история продолжается сегодня
Практическая работа №9 Открытие новых знаний Познакомиться с путешественниками. городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени; характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных и технических открытиях .
во взаимодействии. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
К. Координировать и принимать различные позиции Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Практическая работа 39 Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа №4 Построение системы новых знаний Владеть базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
Проверить знания по разделу «Страницы Всемирной истории»
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; К. Задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи КИМыСтраницы истории России (20ч)
40 Жизнь древних славян Открытие новых знаний Понимать учебную задачу Ознакомиться с историей Отечества. Картинами быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Анализировать карту расселения племён древних славян; выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян; составлять план рассказа на материале учебника
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Самостоятельно создавать алгоритм деятельности.
Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.
К. Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
. Устный опрос Работа с дополни-
тельной литературой 41 Во времена Древней Руси Открытие новых знаний Рассказывать историю Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни Прослеживать по карте Древней Руси путь « из варяг в греки» и расширение территории государства в 9-11в.отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Анализировать былину об Илье Муромце как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками.
П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Различать способ и результат действия.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Самостоя-тельная работа
по учебнику 42 Страна городов
Практическая работа №10 Открытие новых знаний Осуществлять поиск необходимой информации Анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить сообщения. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. . Устный опрос Практическая работа 43 Из книжной сокровищницы Древней Руси Открытие новых знаний Называть выдающихся людей разных эпох. Рассказывать об охране памятников истории и культуры Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси; характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки; выявлять роль летописей для изучения истории России; характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Устный опрос Работа с дополни-
тельной литературой 44 Трудные времена на Русской земле Открытие новых знаний Показывать Россию на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Называть выдающихся людей разных эпох.
Рассказывать об охране памятников истории и культуры
.
Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь; обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия; рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Высказывать своё отношение к личности Александра Невского; Заполнять «Героическую летопись России» П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Ставить и формулировать проблемы.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. Формулировать своё мнение и позицию. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Самостоя-тельная работа
по учебнику 45 Русь расправляет крылья Открытие новых знаний Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси; прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы; обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
К. Формулировать свои затруднения.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Фронтальный Устный опрос 46 Куликов ская битва Открытие новых знаний Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск; составлять план рассказа о Куликовской битве; рассказывать по плану. рассказывать о поединках богатырей. . П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
К. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Устный опрос Работа с дополни- тельной литературой 47 Иван Третий Открытие новых знаний Рассказывать об изменении политики в отношении золотой орды; обсуждать значение освобождения от монгольского ига; отмечать на «ленте времени» даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство . П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю Самостоя-тельная работа
по учебнику 48 Мастера печатных дел Открытие новых знаний Называть выдающихся людей разных эпох Осуществлять поиск необходимой информации Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России; сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве*.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Фронтальный опрос 49 Патриоты России Открытие новых знаний Строить сообщения в устной форме Называть выдающихся людей разных эпох
Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции; отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Заполнять «Героическую летопись России П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Использовать речь для регуляции своего действия
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Фронтальный Устный опрос 50 Петр Великий Открытие новых знаний Понимать учебную задачу Называть Города России.
Рассказывать о реформах Петра1 на основе материала учебника; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Находить на карте приобретения города, основанные Петром1. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Самостоя-тельная работа
по учебнику 51 Михаил Васильевич Ломоносов Открытие новых знаний Формулировать выводы изученного материала
Понимать учебную задачу
Составлять план рассказа о Ломоносове; высказывать своё отношение к личности Ломоносова; прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Устный опрос Работа с дополни- тельной литературой 52 Екатерина Великая
Открытие новых знаний Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стала называться Великая; сравнивать положение разных слоёв российского общества. Рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.Пугачёва П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. Учиться высказывать своё предположение.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью.
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Устный опрос 53 Отечествен ная война 1812 года Открытие новых знаний На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении; обсуждать, почему война 1812г. называется Отечественной. Заполнять «Героическую летопись России» П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Фронтальный опрос Устный опрос 54 Страницы истории XIX века Открытие новых знаний Показывать Россию на карте (границы, города, места изученных исторических событий) Осуществлять поиск необходимой информации Работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники, готовить сообщения, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Фронтальный опрос Самостоя-тельная работа
по учебнику 55 Россия вступает в XX век Открытие новых знаний Называть отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России Работать с историческими картами, сопоставлять исторические источники, готовить сообщения, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке Устный опрос Работа с дополни- тельной литературой 56 Страницы истории
1920–1930-х годов Открытие новых знаний Анализировать яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Знакомиться по карте СССР с административно- территориальным устройством страны; сравнивать гербы России и СССР4 сравнивать тексты гимнов дореволюционной России , СССР и Российской Федерации. Устный опрос Самостоя-тельная работа
по учебнику 57 Великая война и Великая Победа Открытие новых знаний Называть государственные праздники (День Победы) Составлять план рассказа П.Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности
Р.Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение
К.Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану; обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами. Устный опрос Индивидуальная работа 58 Страна, открывшая путь в космос Открытие новых знаний Составлять план рассказа Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Фронтальный Устный опрос 59 Обобщение по теме «По страницам истории отечества». Проверочная работа №5 Построение системы знаний Понимать учебную задачу Обобщать полученные знания
Проверить знания по разделу
Владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения.
П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. КИМыСовременная Россия (9ч)
60 Основной закон России и права человека Открытие новых знаний Принимать и сохранять учебную задачу. Давать определения: Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) Находить на политико- административной карте РФ края, области, республики, автономные округа. Области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка; обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей; готовить проект П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р. Принимать и сохранять учебную задачу.
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
Фронтальный опрос Самостоя-тельная работа
с первоисточником 61 Мы – граждане России
Открытие новых знаний Анализировать понятия: человек – член общества; президент Российской Федерации – глава государства; Федеральное собрание Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь; следить за государственными делами по программам новостей и печатным средствам массовой информации. Гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание Устный опрос Работа с дополни
тельной литературой 62 Славные символы России Открытие новых знаний Определять государственную символику России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. П. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.
Р. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Устный опрос Работа по карточкам 63 Такие разные праздники Открытие новых знаний Распознавать государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции) другие всенародные праздники, отмечаемые в России Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные, знакомиться с праздниками. П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Фронтальный опрос Самостоя-тельная работа
по учебнику 64 Путешест вие по России Открытие новых знаний Называть города России. Москва – столица России. Находить Россию на карте (границы, города, места изученных исторических событий).
Рассказывать об охране памятников истории и культуры Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
К. Строить монологическое высказывание. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур.
Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). Самостоя-тельная работа
по учебнику 65 Путешест вие по России Открытие новых знаний Устный опрос Работа
по карте. 66 Путешест вие по России Открытие новых знаний Фронтальный Устный опрос 67 Обобщение по теме «Современ ная Россия». Проверочная работа №6 Построение системы знаний Описывать исторические и культурные памятники на основе иллюстративного материала или непосредственного наблюдения,
Проверить знания по разделу Подготовить рассказ о важнейших изученных событиях из истории Отечества Выполнять тесты с выбором ответа, адекватно оценивать свои знания П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия .
К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов. КИМы68 Презентация проектов (по выбору) Урок-проект Учащиеся демонстрируют умения: извлекать информацию из доп. источников; готовить тексты сообщений; выступать с сооб-щением; оценивать свои достижения Устный опрос Презентация проектов