Методическая разработка Классного часа Урок мужества


ГАПОУ ПО Пензенский колледж транспортных технологий
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Урок мужества «Время выбрало нас…»

Разработала Полянская А.И.
2016 год
Урок мужества «Время выбрало нас…»
Цель: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время.
Задачи:
Формирование чувства гордости за свой народ и страну.
Воспитание Духа ответственности и служения, любви и преданности Отечеству.
Развитие стремления к усвоению общечеловеческих норм морали (доброты, справедливости, терпимости, правдивости, веры в созидательные возможности человека, чести и совести).
Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству;
Формирование опыта нравственного поведения личности;
Развитие у учащихся уважительного отношения к участникам афганской войны.
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:
подготовка студентов к участию в общественно – политической жизни страны, готовности достойного служения Отечеству;
решение проблемы преемственности поколений;
повышение статуса героико – патриотического воспитания в образовательных учреждениях.

Ведущая: Скоро вся Россия будет отмечать замечательный праздник День Победы. И сегодня наша встреча непосредственно связана с этим днем. Ребята, сегодня наш классный час называется Урок мужества.
Есть одно изречение китайского философа XVIIв.  гласящее: «Поднимаясь в гору, имей мужество пройти по обрывистой тропе. Идя по снегу, имей мужество пройти по скользкому мосту».
В слове «мужество» заключен глубочайший смысл. Если на опасных поворотах жизни и на ухабах мирских путей тебе не хватает мужества, ты непременно застрянешь в какой-нибудь заросшей бурьяном яме.
-Что же такое мужество? Именно с этого вопроса я хотела бы начать наш разговор.
Ребята, так же такое мужество по вашему мнению?
Значит ли это, что мужественный человек не знает страха?
Мужество - Это только для особых людей?
Оказывается нет, в своей жизни мы совершаем поступки силы каждый день. Жизнь на каждом шагу предлагает нам выбор. Делать выбор и нести за него ответственность - это и есть мужество. Вставать каждое утро с постели и говорить «да» новому дню — это тоже мужество.
Что нужнее всего в бою (индийская притча)
 Однажды Акбар спросил Бирбала:— Что нужнее всего в бою?Бирбал ответил:— Повелитель Вселенной! Нужней всего мужество!— А сила, а оружие? Или ты о них забыл? — сказал Акбар.— Государь! Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил Бирбал.
Подведем итог: Мужество - спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности; душевная стойкость и смелость; вообще совокупность качеств, ожидаемых от мужчины.
Слово «Мужество» недаром созвучно со словом «Мужчина». Именно мужество отличает настоящего мужчину, выделяет его из серой массы.
Кто такой настоящий мужчина?
Какими качествами он должен обладать?
На самом деле, очень мало мужчин, которых можно назвать  мужественными. Очень мало мужчин, которым присуща сила, уверенность в себе, ответственность, умение держать слово, дисциплинированность. Таких мужчин очень сильно ценят!
Под мужеством обычно понимают качество человека стойко переносить трудности, доводить до конца начатое дело, не поддаваясь обстоятельствам, даже преодолевая, может быть, и физические страдания. 
Мужества требует любое проявление искренности, особенно, когда дело касается необходимости осознавания или признания своих недоработок, наличия у себя разрушительных черт характера. 
- Мужество – это только чисто мужское качество?
- Мужество находит своё проявление и во внешнем облике человека, манере его поведения?
Такие люди не суетятся, так как им не нужно никем казаться и производить на кого-то впечатление. Они скромны, немногословны, спокойны и уравновешенны. Они достаточно открыты и чутки и поэтому способны на ласку и нежность. Это люди, на которых можно положиться, которым можно доверять. Их внутренний стержень даёт им силу. Внешнее проявление мужества можно назвать мужественностью. 
- Мужественный человек может предать? Рядом с ним спокойно и надёжно. Он отвечает за свои решения, за свой выбор. Вы не встретите мужественного человека, жалующегося на обстоятельства и препятствия, или упрекающего кого-либо в «неправильном» по отношению к нему поведении. 
-Что помогает человеку быть мужественным? Любовь во всех её проявлениях. Любовь к женщине, любовь к Родине, любовь как Идея Жизни и её движущая сила, любовь как способ человеку быть Человеком.
С малых лет мужской характер закаляется в нравственной борьбе, в преодолении своих слабостей и дурных наклонностей. Добрыми делами воспитываются чувства, воля укрепляется дисциплиной. Мужчина должен в детстве и юности видеть перед глазами соответствующие жизненные примеры.
- С кого можно брать пример?
Возьмем нынешнюю кино- и видеопродукцию. Массовое мужество советских людей в годы Великой Отечественной войны было так велико, что почти одинаковые подвиги повторялись на разных фронтах и множились повсеместно. Последней связкой гранат бойцы подрывали наезжающие на них немецкие танки, грудью закрывали амбразуры вражеских дзотов. Лётчики таранили в воздухе фашистские самолеты, когда кончались собственные заряды. Направляли свои горящие машины на эшелоны противника, на склады с горючим и боеприпасами. Не счесть имена героев: Матросовых, Типановых, Талалихиных, Гастелло и других, не столь известных, но так же полагавших свои жизни на алтарь Отечества, всё делавших для общей победы.
Вспомним легендарного полководца Александра Васильевича Суворова. В детстве он рос хилым и болезненным. Никто не предполагал, что он станет в будущем великим воином и человеком — образцом мужества. В это не верил даже его отец. Но Саша Суворов упорно трудился над собой, учился, смирял себя дисциплиной, закалялся, упражняя тело, укреплял волю и достиг своей цели, потому что был целеустремлён. Ученики Суворова — фельдмаршал Кутузов и генерал Багратион, и ещё целый ряд замечательных русских полководцев. Великий Ушаков, доблестный адмирал Нахимов, фельдмаршал Кутузов. «Умереть под Русским флагом — значит, не умереть никогда!» — так напутствовал моряков капитан легендарного крейсера «Варяг» Всеволод Фёдорович Руднев, и слова его, сказанные перед последним боем, оказались пророческими. Мужество равносильно бессмертию.
- А в наше время есть люди достойные подражания?
В наше время совершила свой бессмертный подвиг неполная сотня воинов 6 роты 104-го гвардейского полка Псковской воздушно-десантной дивизии, вставшая на пути тысячи чеченских боевиков. На высоте 776,0 в Аргунском ущелье Чечни 1 марта 2000 года ребята наши, оставленные командованием без подкреплений, дали врагам такой отпор, что те до окончания войны не смели даже появляться на этом участке. Восемьдесят четыре отважных гвардейца (почти вся рота во главе с комбатом) сложили головы в неравном бою, уничтожив несколько сот врагов, и заставили их отступить. Орденами Мужества и званием Героя России наградило их правительство.
Не стоит забывать, что во все времена была своя война. И каждая война хранит имена своих героев. Война в Афганистане, Чечне, которая унесла жизни молодых солдат и оставила отпечаток в судьбе людей повидавших войну. Ветераны Афганской, Чеченской войны не хвалятся орденами и не любят рассказывать о прошлом, потому что война забрала их товарищей, друзей и их воспоминания связаны с печальными событиями.
С одним из таких людей я вас знакомила на классном часе в феврале.
Это ветеран Афганской войны, …, и мой отец, Федотов Иван Алексеевич.
Но сегодня я хотела бы несколько слов сказать о своей маме, сколько нужно было мужества этой хрупкой женщине, оставшись одной с двумя маленькими детьми, проводив своего мужа в неизвестность, но не падать духом, не поддаваться унынию и с достоинством вынести испытания судьбы.
Ведущий: Война воплощает в себе все самое страшное, жестокое, все самое противоречащее человеческой сути. Человек рожден, чтобы жить, любить и радоваться.
И поэтому мы вправе задать эти вопросы: « Зачем и кому нужны войны? По какому закону один человек вправе убивать другого? Как заплатить за боль, страдания, поломанные судьбы, причины которых становятся войны?». К сожалению, главный вопрос: «Быть или не быть войне?» - решает не тот, кто несет на себе реальный груз.
И поэтому не стихают до сих пор войны на этой земле.
Ведущий: Я желаю Вам, ребята, быть мужественными, закалять свое тело и главное свой дух, не бояться трудностей, и стать достойным примером для подражания для своих детей и будущих поколений.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Пословицы и поговорки.
На смелого собака лает, а трусливых - кусает.
Лучше биться орлом, чем жить зайцем.
Силу побеждает мужество.
Афоризмы
Мужество - есть страж и опора всех остальных добродетелей, и тот, кто лишен мужества, вряд ли может быть твердым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека. (Дж. Локк)
Мужество и стойкость потребны людям не только против оружия врагов, но и равным образом против всяких ударов. (Плутарх)
Истинное Мужество немногоречиво; ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг. (А. А. Бестужев - Марлинский)
Добро потеряешь - немного потеряешь, честь потеряешь - много потеряешь, мужество потеряешь - все потеряешь. (Н. Гете)
СинквейнМужество
Стойкое, несгибаемое
Поднимает, возвышает, окрыляет
Силу побеждает мужество.
Отвага

Список использованных источников.
http://cvyk.pl.ua/blog/o-razno/26-skaz-o-muzhestve.htmlhttp://refdb.ru/look/2009584-pall.htmlhttp://xn--b1aaakb4bocmmo5m.xn--p1ai/?page_id=416http://www.novlek-m.ru/samo-razvitie/pr_muzestvo_01.htmъ
Вопросы для интервью с участниками вооруженных конфликтов 20 века.
1.  Если считаете возможным, укажите свои биографические данные.
2.  Участником какой войны Вы были?
3.  Кем Вы были до войны?
4.  В каком возрасте Вы попали на войну? Каким образом?
5.  Где и как застало Вас известие о войне? Какие чувства вызвало?
6.  Сколько времени Вы воевали? В каких войсках? В каком звании? В какой должности?
7.  В какого рода операциях Вы участвовали? Боевые задания какого характера выполняли?
8.  Ваше отношение к войне на разных ее этапах: с какими чувствами шли на войну? С какими возвращались? Была ли вера в победу, в правоту своего дела? Как влияли на настроение людей победы и поражения?
9.  Какие чувства испытывали в боевой обстановке? (Страх? Преодоление страха? Лихорадочное возбуждение? Что-то другое? Что именно?)
10.  Какая минута, день, событие были самыми трудными, тяжелыми, опасными? Что было самым страшным для Вас на войне? Что запомнилось больше всего?
11.  Ваше отношение к врагу: каким его видели, воспринимали?
12.  Участвовали ли вы в разведке, во взятии «языков» и в других операциях, связанных с проникновением в тыл врага?
13.  Первый пленный, которого Вы увидели. Ваши чувства, впечатления. Отношение к пленным вообще.
14.  Что Вы думаете о своих солдатах, попавших в плен? При каких обстоятельствах это происходило?
15.  Ваше мнение о союзниках, если они были.
16.  Отношения с местным населением.
17.  Боевая техника (оружие) – свое и противника.
18.  Климатические условия: какие трудности с ними связаны, как их переносили?
19.  Роль боевого товарищества. Взаимоотношения старших и младших. Потери друзей.
20.  Взаимоотношения солдат и офицеров.
21.  Знакомы ли Вам понятия: «тыловая крыса», «штабная крыса», «окопное братство»?
22.  Как снабжалась армия?
23.  Солдатский быт, трудности, забавные случаи.
24.  Были ли Вы суеверны? В какие приметы верили? Повлияло ли участие в войне на отношение к религии? Каким образом?
25.  Минуты отдыха на войне. В каких условиях и сколько приходилось спать, какие были развлечения? Какие песни пели?
26.  Ранения, контузии, болезни. Кто и где оказывал Вам медицинскую помощь? Что запомнилось из госпитальной жизни?
27.  Имеете ли Вы награды? Какие и за какие заслуги?
28.  Женщины на войне. Как относились Вы и Ваши товарищи к присутствию женщин в армии, если они были там?
29.  Какие письма Вы писали домой? Какие письма получали из дома?
30.  Как Вас встречали дома? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?
31.  Что такое война для Вас? Знакомо ли Вам чувство фронтовой ностальгии?
32.  Как Вы относитесь ко всему этому сейчас? Как шел процесс переосмысления, переоценки прошлого?
33.  Ваше отношение к тем, кто Вас туда направил?
34.  Как повлияло участие в войне на Вашу дальнейшую жизнь?