Метод учебного проекта в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида


Метод учебного проекта в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
(Масленникова М.В., учитель-логопед
МС(К)ОУ «Брюховская СКШИ VIII вида»)
На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.  В итоге приводит к  трудностям  в дальнейшей социализации в обществе этих детей.
Подготовка детей с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни – это основа деятельности всей коррекционной школы VIII вида. На социализацию обучающихся нацелены и закон «Об образовании», а так же и специальный федеральный государственный образовательный стандарт, проект которого в данное время широко обсуждается в коррекционных образовательных учреждениях.
Специфика разработки данного стандарта определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой образовательный потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.
Исходя из опыта работы в С(К)ОУ VIII вида следует отметить, что большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему  информацию в условиях её изобилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции.
А именно,  как научить:
1. поиску информации;
2. извлекать необходимую информацию;
3.выделять главное;
4.находить связи;
5.усваивать информацию в виде новых знаний.
     В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы,  но если эту работу начинать с начального периода обучения в школе, постепенно приучая, то положительных результатов можно добиться.
Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение  обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся,  формирование  у них общей и трудовой  культуры  и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.
Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно  относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д.   Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной  и речевой  деятельности. Разные дети – разные отношения: одни охотно начинают речевую деятельность, другие нехотя, проявляя леность, а есть и те, кто считает эту деятельность ненужной. Поэтому в работе всегда идёт опора на уровень развития детей и их психические особенности.
У младших школьников с нарушением интеллекта отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования  речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной  речью.
В ходе работы проявляется прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.
Следовательно, очень важно для учителя-логопеда сформировать у младших школьников сознательную речевую  активность, выработать потребность в речи, а так же и   саморегуляцию речевой деятельности.
В нашей школе-интернате уже на протяжении нескольких лет успешно нашёл применение метод учебного проекта на уроках. Изучив положительный опыт педагогов-коллег, мною было принято решение организовать  проектную деятельность на логопедических занятиях.
            Этот метод обеспечивает выработку у детей чёткого механизма понимания своих речевых проблем, умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях.
Проектная деятельность в логопедической работе рассматривается как совместная:
●    учебно-познавательная,
●       творческая,
●      игровая деятельность детей с учителем-логопедом
Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Однако в специальной литературе мало данных о применении метода проектов  в логопедии. Поэтому  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы-интерната, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов, приобретают особую актуальность.
Главной целью применения метода является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с нарушением интеллекта, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности.
Из опыта работы коллег-логопедов я узнала, что в своей коррекционной работе они используют применение индивидуальных Логопедических  альбомов. На основе этого у меня возникла мысль создания с ребятами на занятиях по логопедии продуктов-аналогов. Сначала мы начали (ещё ранее чисто интуитивно) создавать альбомы по временам года. Были созданы два альбома «Зима», «Весна». Затем, учитывая в последнее время резкое увеличение количества обучающихся, имеющих в анамнезе различные двигательные нарушения, проектную деятельность мы направили на коррекцию аномалии моторного развития, воспроизведение движений по образцу, на диференциацию движений. Частью которой, является работа по развитию руки ребёнка в младшем школьном возрасте, т.к. особенно сложно у умственно отсталых детей протекает процесс формирования графо-моторных навыков. Нарушение координации движений, ручной моторики у детей с интеллектуальными нарушениями отмечали в своих работах многие авторы (С.К.Ефимова, Е.А.Екжанова, А.Н.Корнев, Л.В.Цветкова и др.) Эти нарушения проявляются в неспособности детей целенаправленно управлять своими движениями.
Поэтому в системе я начала проводить, как элемент занятия, работу с горохом. Для ребят это стало одним из любимых видов самостоятельной деятельности и результат есть. Нами оформлены папки поделок, на основе которых был осуществлён проект изготовления дидактического пособия по логопедии «Овощи и фрукты». Движения пальцев рук ребят стали постепенно более ловкими.
В ходе работы чётко прослеживается повышенная мотивация детей к учебно-познавательной и речевой деятельности. Общение педагога с ребятами идёт в непроизвольной форме, возникает постоянная необходимость в общении.
При разработке содержания коррекционной работы обязательно учитывается комплексный и дифференцированный подход, системность и концентричность предлагаемого материала (постепенное усложнение материала, последовательный переход от практического владения к осознанному усвоению материала, уровень самостоятельности выполнения заданий). «Наш альбом» и его презентация - конечный продукт проектной деятельности школьников. Почему наш? Потому что это продукт совместной деятельности. Ребёнок в жизни не будет жить в одиночестве, а навыки привития коммуникативной компетентности я частично закладываю и на своих занятиях, путём такой интересной и продуктивной для ребят деятельности.
В ходе работы виды деятельности одинаковы для всех учеников. Это:
●      получение одного вида задания
●      составление плана деятельности
●    какие трудности мне могут встретиться
●       сроки выполнения
●      формирование осознания: что я хочу получить
●     подведение итогов  после каждой части работы
●       мои домашние задания
●       итоговая работа по результатам труда, выполненная самим обучающимся.
● мой результат – результат общей работы.
Таким образом, в результате у нас есть не только продукты нашей деятельности – это пособия в кабинете логопеда для дальнейшей деятельности в работе с детьми с нарушенным интеллектом. Они пока не многочисленны, но уже виден их результат – это гордость ребят за свои работы. С этим вопросом я выступала и на зональной межрегиональной конференции «Развитие речевой активности школьников» среди С(К)ОУ VIII вида южной зоны Пермского края и Удмуртии, которая была организована и проведена на базе нашей Брюховской коррекционной школы в апреле 2014 года.
В обязательном порядке занятия насыщаются специфическими заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с привлечением других педагогов, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы, с использованием дополнительной художественной литературы, осуществляется межпредметная связь,  связь с родителями. Последняя работа, выполненная по методу учебного проекта у нас была посвящена как раз мамам – это альбом сочинений обучающихся 5-6 классов «Мама – лучший друг на свете».
В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:
      - выделение проблемы (в чем трудность);
   - умение ставить цель;
- постановка вопроса;
        - планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;
- построение устного доклада (презентация продукта деятельности)
- слушать и понимать других, выражать себя
- умение находить информацию и другие.
Таким образом, работа начинается с совместной деятельности обучающегося и учителя, где учитель в начале деятельности имеет высокую значимость, а затем увеличивается самостоятельная работа ребёнка. После чего учитель-логопед больше выступает в роли консультанта, сопровождающего ребёнка в мир знаний. В итоге, дети самостоятельно работают по заданиям, составляя и проговаривая устный отчёт о проделанной работе, дают оценку своим действиям и действиям своего товарища. И кропотливая совместная работа даёт уже свои результаты. Например, наш проект «Пособие по логопедии «Овощи и фрукты» занял 1 место в проектно-исследовательской конференции «Наш край», г.Осе.
Метод проекта я использовать начала в работе с ребятами 3-6 классов, т.к. малыши ещё не совсем готовы к такой деятельности, в силу недостаточно сформированных учебных навыков.
Итак, обучение детей с интеллектуальной недостаточностью - дело очень трудоемкое, но и увлекательное! Проведение такой коррекционной работы с применением современного метода учебного проекта требует большой предварительной подготовки при изготовлении тех или наглядных пособий, большого терпения, на все это уходит много времени. Но все это оправдано!
Литература:
1.     Бгажнокова  И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение,  1987.2.      Воронкова   В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.М.: Школа – Пресс, 1997.3.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.4.     Лалаева  Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.5.      Метиева  Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов.// Дефектология,2001,№ 6.6.      Рубинштейн С.Я.  Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.7.     Пахомова  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.М.: изд.  АРКТИ, 2005.
Интернетресурсы:
http://nsportal.ru/vu/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/primenenie-informatsionnykh-tekhnologii-v-obrazovatelnom-prots-2