Целеполагание на уроках английского языка в целях реализации ФГОС


Целеполагание на уроках английского языка в целях реализации ФГОС
подготовила: учитель английского и
французского языков
Кожухарь И.И.
МБОУ СОШ № 8
2015 г.
Одним  из  важнейших  принципов  эффективного  урока  на  современном  этапе  является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
Надеюсь, что данные приемы целеполагания помогут Вашим учащимся понять и принять цели урока, будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Эффективность данного принципа в практике увидела  после того, как учащиеся овладели  навыками целеполагания своей учебной деятельности. Для начала  научила  учащихся  ставить цель на один урок или его часть,  затем осознать ее достижение и сделать выводы; такое задание следует многократно повторять.
Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема.
В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе  их  образования.  Любая  образовательная  ситуация  или  этап  урока  могут  выступать поводом для первичного целеполагания ученика.
Приемы целеполагания, которые я использую на уроках английского языка.
Мозговой штурм
Учащимся  предлагаю  вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят,  спрашиваю «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагаю учащимся сформулировать тему и цели урока.
Метод выяснения ожиданий и опасений
Очень важно, чтобы  этап выяснения ожиданий и опасений  был непосредственно связан с рефлексией:  если в начале урока дети фиксируют свои личные цели и опасения (при помощи разных приемов), то в конце урока нужно обязательно вернуться к этим ожиданиям и проанализировать: что сбылось? что не сбылось? сбылись ожидания (т.е. цели)? сбылись опасения (т.е. цели не сбылись и у кого)? Чего больше: ожиданий или опасений? Почему? (т.е. проанализировать причины для того, чтобы эффективно организовать последующие уроки с учетом полученных результатов).
Ситуация яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.Например,   слова: played, cooked, swam, helped.  Слово «swam» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Группировка
Предлагается  разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему  слова  множественного числа имеют разные признаки?» и будет целью урока.
Отсроченная догадка
Предлагается интересный эпизод, фильм, содержащий интригу и затруднения в объяснении, фотографии, текст, аудио, презентация, интересные факты из жизни. В ходе фронтальной беседы определяется цель познания.
Использование наглядного образа, объекта
Незаконченная схема, таблица или объекты, например, при изучении грамматики предлагается сравнить предложения, написанные в разных временах или предложения разных типов (вопросительные, отрицательные, утвердительные), что вызывает активизацию    мыслительной деятельности учащихся, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей.
Надеюсь, что данные приемы целеполагания помогут Вашим учащимся понять и принять цели урока, будут способствовать формированию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.