Целеполагание на уроках иностранного языка как одно из требований реализации ФГОС.


Рябова О.Н.
учитель немецкого и
английского языков
ВКК
МБОУ «Гимназия № 123»
г. Барнаул
Целеполагание на уроках иностранного языка как одно из требований реализации ФГОС.
В текущем учебном году мне впервые пришлось обучать английскому языку второклассников и непосредственно участвовать в реализации нового образовательного стандарта.
Согласно ФГОС, важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.Основу содержания деятельности учителя в условиях реализации ФГОС составляют три взаимосвязанных этапа урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность и рефлексия.Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников, и особенно на уроке иностранного языка.Что же такое целеполагание?
«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.
Когда начинаешь работать и пытаться создавать условия для учащихся, в которых они смогут сами определять свои цели на уроке, то четко понимаешь, что цели действительно должны быть:
- понятны, осознаны
- реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения);
- инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению);
- диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности).
Существует классификация целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы:
Личностные цели – осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.
Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме.
Креативные цели – составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины.
Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов.
Оргдеятельностные цели – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии.
На своих уроках со второклассниками я пыталась научить их ставить сначала предметные цели: они для них самые понятные- а чему же можно научиться на уроке? Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой.Самый эффективный способ- создание проблемной ситуации,в которой учащийся обнаружит дефицит своих знаний и почувствует необходимость чему - то научиться. Есть несколько приемов создания проблемной ситуации
1.В самом начале обучения или научения учащихся формулированию цели можно обратиться к формированию цели при помощи опорных глаголов. Учитель может сам назвать тему урока и предложить учащимся готовый набор глаголов, с помощью которых осуществляется формулировка цели (изучить, научиться правильно произносить и читать, уметь написать слово, выяснить значение слов и предложений, (чем старше учащиеся, тем разнообразнее может быть набор глаголов: доказать, обобщить проанализировать, сравнить, сделать вывод, разобраться, систематизировать...). 2.Использование наглядности. Один и тот же наглядный материал позволяет не только научить учащихся формулированию цели, но и темы урока, например: в теме «Семья» можно вывесить на доску картинки, на которых изображены разные семьи, и обратиться к учащимся с вопросом : А как в думаете, кто изображен на картинках, кто эти люди друг друг другу? Можем ли мы предположить, какая тема сегодняшнего урока? Назовите , пожалуйста,
по- английски членов этой семьи. Таким образом создаются условия, в которых учащиеся с помощью списка глаголов могут сформулировать цель урока, а именно : научиться назвать членов семьи по- английски, чтобы уметь рассказать о своих близких, о своей семье. Здесь необходимо, чтобы учащиеся также назвали шаги, с помощью которых эта цель будет осуществляться: проговорим новые слова, прочитаем их и напишем, найдем их в контексте предложенных текстов или диалогов.
3. Подводящий диалог.
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, подводящая к тому, о чем дети еще не могут сказать на английском языке или знаний еще недостаточно. Тем самым возникает проблемная ситуация, для которой необходимы дополнительныезнания и умения. Ставится цель, например: в первой половине урока учителем были созданы условия для повторения лексического материала, допустим, по той же теме «Семья». По замыслу учителя, после этапа повторения было задано домашнее здание и обсуждение его. В ходе обсуждения домашнего задания, где нужно было нарисовать, раскрасить и подписать членов семьи, учитель задает вопрос, о том, какие цвета дети будут использовать, чтобы раскрасить свои рисунки. А как называются эти цвета по-английски? Формулируется цель на оставшуюся часть урока и шаги ее достижения. Здесь уместно сказать, что цель может быть сформулирована не только в начале урока, все зависит от авторской задумки учителя.
4.Использование видеофильма.
Видеофильм также позволяет сформулировать не только цель, но и тему урока. Видео позволяет учащимся понимать содержание ролика, не зная конкретных лексических и грамматических конструкций, таким образом учитель может задавать вопросы по содержанию ролика и подвести учащихся к формулированию цели, например, в теме «Где же Чаклз?» подразумевается овладение конструкциями «Whereis….?» , « He(it) isinthe….»и учитель может задавать наводящие вопросы: о чем говорят герои ролика? Какие вопросы они друг другу задают? Какие ответы, по вашему мнению, они слышат. Можешь ли ты спросить своего соседа по парте по –английски об этом же? Как тебе это сделать? Какую цель ты для себя сформулируешь на сегодняшний урок?
Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.
В ходе обсуждения учащиеся могут выдвигать разные цели. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель может записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели на этом уроке. Кроме того, это позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения.
Задачи, или шаги достижения цели тоже можно записать на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели.
Таим образом можно сделать следующие выводы: постановка цели- залог результативного урока. Учащемуся необходимо самостоятельно для себя цель урока, которая должна быть ему понятна и должна указывать на конкретный результат. Учитель должен создать для этого необходимые условия. При достижении результатов необходима рефлексия деятельности. Цель можно формулировать на разных этапах урока. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа   приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.