Выступление на методическом совете по теме «Игра как средство формирования УУД обучающихся на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС нового поколения»


Выступление на методическом совете по теме
«Игра как средство формирования УУД обучающихся на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС нового поколения» (слайд 1) “Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза”.
Г. Гейне
(слайд 2) “Всякий новый век, давая нам новое знание, дает нам новые глаза”. Эти слова Г. Гейне соответствуют тому, что происходит сегодня в отечественном образовании (слайд 3) Стандарты второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт, ФГОС) можно назвать “новыми глазами” образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Процесс обновления общего начального образования ориентирован на кардинальное изменение приоритетов целей обучения. На первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. В Стандарте принципиально новыми являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к формированию универсальных учебных действий.
Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели и к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому языку должен соответствовать требованиям ФГОС.
(слайд 4,5,6,7) В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли. Все эти умения логично назвать универсальными учебными действиями (УУД). (8 слайд) Именно деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет делать основной акцент на уроках английского языка на формирование УУД.
(слайд 9) Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин..
Существует четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Совершенно очевидно, что жесткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других - на формирование других видов УУД. Но в целом, на современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Какую же роль играют дидактические игры в реализации требований ФГОС?
В игре формируются и совершенствуются все группы универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Во – первых, игра способствует развитию позитивных мотивов учебной деятельности, формирует положительное отношение к учению, интерес к предмету, способность к самооценке, самоопределению, самореализации, что составляет группу личностных УУД;
Во-вторых, игра учит принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, самостоятельно вносить коррективы в действия, критически оценивать себя и окружающих, адекватно воспринимать оценку учителя. Таким образом, формируются регулятивные УУД.
                 
В-третьих, игровые коллизии вызывают у детей стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Таким образом, игровые действия направлены на развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления, рефлексии, творческих способностей, умения оперировать логическими приёмами анализа, сравнения, классификации, работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи, провоцирует детей на устные и письменные формы высказывания.  А это и есть то, что составляет основу познавательной деятельности, формирующую познавательные УУД.В-четвёртых, игра создаёт условия для продуктивной коммуникации между учениками и учителем и между самими учениками.   Игровые действия учат детей работать в команде (контролировать действия партнёра, уважать мнение участников игры, согласовывать действия, приходить к общему решению, учитывать разные мнения). В игре ребёнок учится формулировать собственное мнение и позицию. Всё это направлено на развитие коммуникативных УУД.
(слайд 10) Чтобы игра стала функциональной, необходимо разработать такую чёткую систему дидактических игр, которая позволила бы учителю вести обучение через интерес, через мотивацию, чтобы каждый ребёнок стал участником процесса обучения и был успешным. Именно интерес является лучшим стимулом к обучению. Можно определить и так: интерес к предмету – залог прочных знаний.

.
(слайд 11) Учитывая значимость коммуникативного подхода в обучении иностранному языку классификация дидактических игр выглядит следующим образом:
1. лексические игры;
2. грамматические игры;
3. фонетические игры;
4. орфографические игры;
5. творческие игры;
6. речевые игры (игры на развитие устной и письменной речи)
 
(слайд 12) Основными принципами системы дидактических игр называют следующие:
Принцип активности, который характеризуется высоким уровнем мотивации.
Принцип личностной значимости. Учебная игра должна быть значимой для каждого участника.
Принцип заинтересованности. Атмосфера игры позволяет заинтересовать детей, настроить их на активную работу.
Принцип коммуникативности. Создание обстановки, которая способствует дружелюбному общению и взаимопониманию
Принцип дидактизма.  Игра проводится с конкретной учебной целью, с опорой на знания, умения и навыки, полученные на уроках, и предусматривает, какие знания, представления должны быть осмыслены, закреплены, систематизированы, выявлены у участников, какие умения должны быть сформированы и проверены.
На каком этапе урока целесообразно проводить игры, чтобы они соответствовали заявленной теме?
                  Игры   использую на всех этапах обучения иностранному языку. Содержание   языкового материала и характер заданий подбираю в соответствии с возрастом и уровнем подготовки обучающихся класса.
               
Чтобы ученикам легче было войти в учебный процесс, начинать урок можно пятиминутной игрой. Такой подход обеспечивает продуктивное повторение изученного и подготавливает обучающихся к успешному усвоению нового материала.
                Когда в процессе урока чувствуется ослабление внимания обучающихся, создаю пятиминутную игровую ситуацию. Смена вида деятельности   помогает восстановить внимание и интерес детей к изучаемому материалу.
Игра в конце урока позволяет закончить урок на позитивном уровне.                     
.  
             (слайд 13) Чтобы успешно реализовывать дидактические возможности игр на уроках английского языка мною разработана памятка для учителя.
    Памятка для учителя  по организации дидактических игр.
Временные рамки игры - 3-7 минут.
Игра – это вариативно - ситуативное разговорное упражнение, в ходе которого ученики приобретают опыт общения, поэтому она должна стать неотъемлемой частью каждого урока.
Игра должна дополнять другие формы и виды работ.
Игра должна создать такую атмосферу, которая позволяла бы заинтересовать детей, настроить их на   активную работу.
Игра должна быть направлена на осмысление, закрепление, систематизацию знаний, умений и навыков.
Анализ результатов игры проводить по тому, как выполняют учащиеся учебные цели, по количеству допущенных ошибок, темпу выполнения заданий, по эрудиции и смекалке.
При подготовке к игре необходимо заранее продумать игру и подготовиться к ней.
При повторении игрового задания следует обеспечить в нём новизну, неожиданность.
Необычайно важно наличие в игре элементов юмора. Юмор – сильнейшее педагогическое средство.
(слайд 14) Систематическое применение дидактических игр на уроках английского языке в начальной школе даёт положительные результаты:
обучение становится более мотивированным;
формируется   устойчивый интерес к предмету;
активнее и смелее дети включатся в речевые ситуации;
повышается качество знаний обучающихся.
(слайд 15) Закончить своё выступление хотелось бы словами Л.С.Выготского: «Игра не должна исчезнуть из жизни ребёнка, имея своё  продолжение в школьном обучении и труде».
Учитель английского языка МБОУ «ФСОШ №1» Н.В.Глебова