Статья Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.


Гордеева Лариса Александровна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кукморская средняя школа №3» Кукморского муниципального района РТ
Формирования УУД через игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе в рамках ФГОС.
Особенность федерального государственного образовательного стандарта - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели: формирование универсальных учебных действий; формирование мотивации к обучению.
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в условиях системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС, существенно меняется его функция, форма организации. Урок должен подчиняться не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Для этого на своих уроках стремлюсь создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
А чем интересуется современный ребенок? Чем он живет? В чем происходит реализация его личности? Конечно в игре. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к изучению английского языка, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке.
 Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Поэтому такой метод обучения как игра может способствовать формированию УУД. 
Самоценность игры в том, что она осуществляется не под давлением. Игра – это проявление желания действовать. Она открывает новые возможности в сфере интеллекта, познавательной деятельности, творчества, активности.
По определению, данному Элькониным Д. Б. “игра – это стихийная школа,…. Предоставляющая ребенку возможность  ознакомиться с традициями поведения людей.”А.А. Деркач называет игру, используемую в учебном процессе, заданием, содержащим проблемную ситуацию, решение которой обеспечит достижение учебной цели.
Из определений следуют общие постулаты игры:
1.     Игра - самостоятельный вид развивающей деятельности детей.
2.     Игра – свободная форма деятельности детей, которая создает широкий простор для личного творчества, самовыражения, самопознания.
3.     Игра – равноправная деятельность младших школьников.
4.     Игра – практика развития.
5.     Игра – свобода самораскрытия.
6.     Игра – главная сфера общения детей, в которой решаются проблемы межличностных отношений.
Таким образом, игра является мощным стимулом для детей в овладении иностранным языком.
Игровые формы работы на уроках английского языка могут нести на себе ряд функций:
·        Обучающая функция – развитие памяти, внимания, восприятия.
·        Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы урока, превращение урока в увлекательное действо.
·        Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения на уроке.
·        Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема материала.
·        Развивающая функция – развитие личностных качеств.
·        Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личностных качеств в игровых моделях жизненных ситуаций.
·        Коммуникативная функция – сплочение коллектива, установление эмоциональных контактов и вербального общения.
Последняя функция в наибольшей степени отвечает принципам урока английского языка, а именно его коммуникативной направленности.
Я второй год работаю по УМК « Английский в фокусе». В своей работе активно использую всевозможные игры и игровые технологии (лексические игры; грамматические игры; фонетические игры; орфографические игры; творческие игры).
Например, введение лексики в начальных классах может сопровождаться такими играми, как «Что исчезло?», «Догадайся», «Удачная рыбалка», «Что лишнее» и др. Для проведения этих игр нередко использую различную наглядность: игрушки, флэшкарты, которые можно бесплатно скачать на сайте www.prosv.ru/umk/spotlight или мультимедийные презентации.
В обучение грамматических структур ученикам предлагаю такие игры, как «Волшебный мешочек» (в непрозрачный мешок складываю игрушки, ученики отгадывают, что в этом мешке, используя структуру is it?), «Что он/она делает?» (ученик или ученица выходит к доске и показывает какое-либо действие, остальные должны назвать что он/она делает, используя Present Progressive Tense).Ученикам также нравятся разные вариации игры «Правда/ложь», которую можно использовать и при обучении лексике, и при обучении грамматике.
Нередко у детей начальных классов возникает проблема с произношением звуков. Фонетические игры («Поймай звук»), фонетические сказки способствуют постановке правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков. 
Орфографические игры («Собери слово», «Вставь пропущенную букву», «Исправь ошибку» и др.) помогают научить правильно писать слова.
Игра является действительным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучения, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком.
Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Таким образом можно сказать, что игра – это наиболее эффективное средство формирования УУД учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения. 
Список использованных источников:
Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1988.- 224с.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981
Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Игры на уроке: 2-3 классы: к учебникам М.З.Биболетовой и др. «Enjoy English. 2 класс», «Enjoy English. 3 класс» - М.: Изд-во «Экзамен»,2008.
Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. // Английский язык, №4, 2008 – с.36
http://festival.1september.ru/articles/570623/http://metodisty.ru/