Как оценивать учащихся при преподавании курса ОРКСЭ ( из опыта работы)

Как оценивать учащихся при преподавании курса ОРКСЭ ( из опыта работы).
( Подготовила Соушева Т.А., учитель начальных классов высшей квалификационной категории)
Духовно – нравственное развитие учеников начальной школы осуществляется на всех предметах. Но особенно при изучении курса ОРКСЭ, который является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов, представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. В нашей школе выбран один из модулей этого курса - «Основы православных культур и светской этики», который даёт педагогу огромные возможности для духовно – нравственного развития учащихся.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Безотметочная система обучения с одной стороны обеспечивает открытость общения, обмен мнениями, высказываниями собственной позиции, что позволяет даже слабым ученикам чувствовать себя успешными. А с другой: некоторые ученики могут перестать считать предмет значимым ввиду безотметочного обучения.
Следовательно, перед преподавателем появляется серьезная проблема снижения мотивации обучающихся к изучению курса. Таким образом, возникает необходимость в поиске разнообразных подходов к оцениванию результатов обучения на уроках ОРКСЭ
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения обучающихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления
В безотметочном курсе ОРКСЭ составление портфолио обучающегося может стать основой оценки его образовательных достижений.
Основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями;
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих целей и задач в курсе ОРКСЭ желательно создавать портфолио творческих работ ученика, а не документов, что я и предложила сделать ребятам.
В течении всего учебного года учащиеся оформляли свои творческие работы (иллюстрации, сочинения, ответы на вопросы, планы путешествий, экскурсий и т. д.) таким образом, чтобы была возможность собрать их в одну папку. Портфолио позволяло учащимся производить самооценку своей деятельности в курсе ОРКСЭ. Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чем еще надо разобраться, а что еще предстоит узнать. А на итоговом уроке мы провели презентацию творческих работ детей. Каждый ученик демонстрировал лучшее из портфолио, то, что по его мнению ему больше всего удалось: презентацию, сочинение, буклет, исследовательскую работу, рисунок, поделку. А в самом конце урока я предложила детям творческое задание. На большом листе бумаги был нарисован ствол дерева, но не было кроны. Дети должны были вырезать листочки любого цвета и написать на них чему научились на уроках ОРКСЭ. А потом мы прикрепили наша листочки к кроне дерева , и получилось дерево нашего видения окружающего мира.

15