Формы и методы развития творческой активности обучающихся

Формы и методы развития творческой активности обучающихся
Дечев Иван Владимирович
преподаватель художественного отделения
ДМШ города Армянска
Существует связь форм и методов бучения.
Являясь внешней стороной организации учебного процесса, форма обучения органически связана и с его внутренней, содержательно-процессуальной стороной [1, с. 271]. С этой точки зрения, однако же, форма обучения может иметь различную внешнюю модификацию и разную структуру в зависимости от задач и методов учебной работы. Например, экскурсия как форма обучения. В одном случае она может посвящаться изучению нового материала, в другом – новый материал учащиеся усваивают в классе, а экскурсия проводится с целью его закрепления, связи теории с практикой. Ясно, что эти экскурсии будут выглядеть по-разному, и в процессе проведения будут использоваться разные методы обучения. Все это говорит о том, что без глубокого осмысления методов обучения нельзя рассматривать структуру и дидактические основы использования различных форм организации учебных занятий.
Обучение требует знания и умелого использования разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования и модернизации (обновления) [2, с. 221]. Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория и в чем состоит ее сущность? К сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории. Это ведет к терминологической путанице, когда даже в отдельных научно-методических публикациях понятие о формах учебной работы и понятие метода обучения употребляются как синонимы. Понятно, что в науке это недопустимо. Поскольку, однако, категории «метод» и «формы организации» обучения смешиваются, то их сопоставление и уяснение существующих между ними различий может помочь разобраться в сущности последней категории [2, с. 221].
Принято считать, что метод обучения выступает как способ обучающей работы преподавателя и организации учебной работы обучающихся по решению таких дидактических задач, как овладение теоретической и мировоззренческо-нравственной стороной изучаемого материала, выработка умений и навыков по применению усвоенных знаний на практике, проверка и оценка знаний обучающихся т.д. Для решения каждой из этих задач используются определенные методы. Таким образом, понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса [2, с. 221].
Однако понятие же формы организации обучения или, как еще говорят, oрганизационной формы обучения имеет иной смысл. Латинское слово forma означает наружный вид, внешнее очертание. Значит, форма обучения, как дидактическая теория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Например, преподаватель может обучать группу, т.е. заниматься целым коллективом, но он может проводить занятия и с одним (индивидуальное общение). В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучаемых. Вместе с тем она может отражать также временную регламентацию учебных занятий. Было, например, время, когда учащиеся занимались с утра до обеда, определенного разграничения и перерывов между занятиями не существовало. Далее, занятия можно проводить в классе и можно осуществлять выход (экскурсию) к изучаемым объектам, что характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения.
Необходимо иметь в виду, изучая сущность организационных форм обучения:
Занятие (аудиторное) является коллективной формой обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, устойчивые временные рамки занятий (45 мин), заранее составленное их расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.
Рассматривая основы занятий, как и других организационных форм учебной работы, не следует забывать, что им в полной мере присущи те структурные компоненты, которые характеризуют процесс обучения в целом, а именно: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
Другие формы обучения.
Наряду с аудиторными занятиями учебная работа проводится в форме экскурсий и пленера. Под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания путем выхода к месту расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Значит, что экскурсия может быть в форме пленера использована как вспомогательная форма организации обучения изобразительному искусству, в условиях программы обычных школ и школ искусств, так как включает практическую изобразительную деятельность, являющеюся основной в изобразительном искусстве.
Литература
1. Общая психология: Учебник / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. – К.: Либидь,2005. – 464 с.
2. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 4-е изд.,перераб. и доп. –М.: Гардарики, 2005. – 520 с.










13PAGE 15


13PAGE 14315