Методика формирования умения извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация)


МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
Методика формирования умения извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, модель, иллюстрация)
Изотова Наталья Игоревна,
учитель начальных классов
Методика формирования умения извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, модель, иллюстрация)
Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И.Г. Песталоцци
«Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому
– и я научусь!»
Китайская мудрость.
Универсальные учебные действия
В соответствии с ФГОС (федеральным государственным образовательным стандартом) начального общего образования, одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований, что является существенным результатом обучения в начальной школе. Особое значение учебной деятельности – в установлении взаимодействия учителя и учащихся, основанного на сотрудничестве, совместной работе, активном участии ребенка в каждом шаге обучения.
Учитель должен научить детей быть самостоятельными, добывать правильно нужную информацию, используя разные источники учиться обобщать, сопереживать, анализировать, делать определённые выводы, учиться учить себя - вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД (универсальных учебных действий). Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.
Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
• определение основной и второстепенной информации;
• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Класс Познавательные УУД
1 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
2 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план
5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
3 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, а, иллюстрация и др.)
4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
4 класс 1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
6. Составлять сложный план текста.
7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Этапы работы с информацией:
В 1 классе основными источниками информации являются реальные природные и социальные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. С ними осуществляются следующие действия: сбор информации, выделение основной информации, составление небольшого сообщения, монологического высказывания, интерпретация условного обозначения.       Во 2 классе появляются дополнительные источники информации: учебный текст, словарь, схема, диаграмма, опыт. Осуществляются и дополнительные действия: соотносится собственный вывод с тем, что дан в учебнике, находится значение незнакомых слов в словаре, извлекается информация, данная не только в вербальной, но и в наглядной форме (рисунок-схема, схема, диаграмма), делается вывод по результатам опыта.Умение работать с текстовой информацией можно начинать формировать через постановку, например, такой учебной задачи: «Найди в тексте ответ на такой вопрос...». Задавая вопрос, надо предлагать ученикам подтверждать свой ответ словами учебного текста (ученик находит место в тексте, где об этом сказано, и зачитывает его). Начинается формирование умения использовать справочную литературу. 
В 3 классе продолжают развиваться познавательные учебные действия учащихся при работе с информацией: умение извлекать информацию, представленную в разных источниках знаний (учебник, справочная литература, словарь, Интернет) и в разной форме (словесной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой). Формируется умение обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); умение кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, принадлежность растений к разным группам, знаки охраны здоровья, результаты наблюдения, опыта). 
В 4 классе продолжается формирование умений работать с разными источниками информации: учебная статья, научно-популярный и художественный тексты, иллюстрации, схемы, диаграммы, модели природных объектов и явлений, собственные наблюдения, проведённый эксперимент, энциклопедии, Интернет. Продолжается и развитие умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать социальные и исторические события, давать им оценку. 
Формирование умения извлекать информацию,
представленную в тексте
 Развитие умения извлекать информацию из текстов обеспечивает технология продуктивного чтения, которая состоит из 3 этапов:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
Технология продуктивного чтения.
I этап.
Работа с текстом до чтения
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения)
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста
Выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Прочитайте заголовок текста.
- О чём может идти в нём речь?
- Рассмотрите иллюстрацию.
- Кто герои? И др.
2. Постановка целей урока Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. 
II этап. Работа с текстом во время чтения
1. Первичное чтение текста
Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств - на выбор учителя).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Поделитесь впечатлением о прочитанном произведении.
- Какие чувства испытали?
- Подтвердились ли первоначальные предположения о содержании текста?
2. Перечитывание текста.
Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного.
Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется.
Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
4. Выразительное чтение.  III этап. Работа с текстом после чтения
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем.
Рассказ о писателе.
Беседа о личности писателя.
Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями.
Обсуждение смысла заглавия.
Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). 

 Технология продуктивного чтения возможна при работе с любым текстом на любом уроке, т.к. она основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности.
Приемы работы с текстом учебника :
- Полное чтение текста дает возможность сформировать у школьников целостное представление об изучаемом явлении. Но полное прочтение (без остановок) часто тяжело для восприятия учащимися. 
- Выборочное чтение – прием, который можно широко применять на уроках. Используется для комментирования иллюстраций, подтверждения выдвинутых предварительно предположений, поиска ответа на заданный учителем вопрос и др.
- Чтение с комментированием. Предполагает последовательное пошаговое рассмотрение материала, с обязательным обсуждением прочитанной части текста. 
- Составление плана текста. Такое задание способствует более глубокому пониманию материала.
- Чтение с пометками (выделение ключевых слов, обозначение частей текста, выделение новой информации и т.п.). Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. Подобный прием не только позволяет организовать продуктивную работу, но и учит осознанному восприятию текста.
При работе с учебным и научно-популярным текстом как с источниками информации особое внимание уделяется формированию следующих умений:
– осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, решения учебно-познавательной задачи, поставленной перед его чтением, а также для поиска, освоения и использования необходимой информации для выполнения различных заданий;
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, в том числе ориентируясь на заголовки, подзаголовки и другие средства;
– делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять план пересказа;
– вычленять содержащиеся в тексте основные сведения, устанавливать их последовательность, словесно выраженные причинно-следственные связи, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами из текста;
– сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя один-три существенных признака;
– понимать информацию, представленную в тексте в неявном виде;
– пользоваться словарями, справочниками;
– делать небольшие выписки из прочитанного для дальнейшего практического использования;
– высказывать оценочные суждения о прочитанном, осмысливать и сопоставлять различные точки зрения.
Продолжают развиваться и следующие умения:
– анализировать, характеризовать, сравнивать, классифицировать природные, социальные объекты и явления на основе их внешних признаков;
– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости (между живой и неживой природой, между образом жизни и здоровьем человека);
– пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, веществ, находящихся в разных агрегатных состояниях;
– объяснять причины природных явлений, последовательность их протекания.

Формирование умения извлекать информацию,
представленную в таблице
Система заданий, направленных на формирование умений работы с таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице (умение читать), а также умение представлять необходимую информацию в виде таблицы.
Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально. За счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.
Таблицы могут быть:
сравнительными
обобщающими
тематическими
различия заключаются в графах.
При работе с таблицами в начальной школе следует отметить, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. До выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:
- как называется таблица; почему;
- какую информацию из нее можно извлечь;
- зачем нам таблица в задании;
- какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;
- назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
- что представлено в столбцах, в строках (прочитай «входные» ячейки);
- какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.
Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Цель рассмотрения подобных примеров – формирование у младших школьников представлений о том, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией, помещенной в них и составлять их самим.
Таблицы дают возможность учителю:
- организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность учащихся;
–       обеспечивают длительный показ информации;
–   облегчают возвращение к ранее пройденному и могут быть использованы для демонстрации перспективы в изучении материала;
–       позволяют систематизировать, обобщать ранее изученное.
Приведем примеры заданий, направленных на формирование умений и навыков работы с таблицами.
Задание. Используя данные таблицы, ответьте на вопросы.
- На сколько граммов яблоко легче апельсина?
- На сколько граммов яблоко легче дыни?
- На сколько граммов яблоко тяжелее лимона?
- Чему равна масса 5 яблок?
- Что легче: 2 яблока или 3 лимона?
- На сколько масса арбуза больше массы дыни?
- Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 2 яблок?
- Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 4 яблок?
Фрукты Количество Масса
Яблоко 2 шт. 400 гЛимон 4 шт. 600 гДыня 1 шт. 2 кг 200 гАпельсин 4 шт. 800 гТак как большинство учебников содержат лишь готовые таблицы для работы, можно предлагать учащимся задания на составление таблиц по имеющимся данным.
Например, предложить провести опрос среди одноклассников и друзей на разнообразные темы (как добираются до школы ученики вашего класса, какие кружки или секции посещают ваши одноклассники, какие домашние животные есть у них дома и т. д.) Полученные сведения представить в виде таблицы. Постепенно необходимо увеличивать трудность заданий: предлагать для анализа более обширные таблицы данных, по которым сложнее ориентироваться и, используя их, заполнять новые таблицы.
Приемы работы с таблицами:
Таблица «ЗХУ»
Если нужно на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал».
Заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. 
Затем заполняют следующую графу таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации.  После заполнения колонки можно вывести тему и   цели   урока.
На «стадии осмысления» после обсуждения текста (фильма и т.п.), после   получении новых знаний учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».  
«Сводная таблица»
Этот приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема заключается в том, что "линии сравнения", то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста - источника, так и после его прочтения.  
Например: При изучении темы: «Жилище человека» (Окружающий мир, 2 класс) используется сводная таблица.  По иллюстрациям учащиеся сравнивают различные виды жилищ; выделяют их отличительные признаки и заполняют в таблице линии сравнения:
Линии сравнения юрта иглу чум вигвам изба
В какой местности строится? Какие народы строят? Какой используется материал?                 Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» - это простой и знакомый прием.  Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.                
Таблица «Плюс – минус»
Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» 
Например: При изучении темы «Значение рек для человека» используется   таблица:
«+» «-»
Питьевая вода
КрасотаОтдых и купание
ПрохладаРыбаПередвижение Трудности в передвижении с берега на берег
Наводнение
Можно утонуть
Можно заболеть
    
Формирование умения извлекать информацию,
представленную в схеме
Использование схем является одним из приёмов, облегчающих понимание учебного материала. При использовании схем в своей учебной деятельности ученик включает не только слуховую, но и зрительную память, схема облегчает восприятие теоретического материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, что положительно сказывается на учебных достижениях ученика, делает его более успешным.
Работа со схемой формирует у учащихся:
- умение выделять главное в тексте;
- правильную лексику;
- умение читать текст, заложенный в схеме;
- зрительную и слуховую память.
На этапе повторения и тренировки работа со схемой значительно экономит время на уроке, поскольку ученик имеет возможность самостоятельно или в паре обратиться к нужной схеме - опоре.
Пример. 3 класс, тема «Чем отличаются тела и вещества»
На примере фрагмента урока окружающего мира покажем, как можно формировать умения, связанные с представлением информации.
1абзац
- Найдите часть текста, которую можно представить в виде таблицы. Как назовём столбики? Какую информацию представим в них?
- Запишите в таблицу названия тел и веществ, из которых они сделаны.
- Проверка по образцу.
- Можно ли тела сгруппировать? По какому признаку?
- Найдите часть текста, которая представлена в виде схемы (предлагается готовая схема)
9764697852Тело
00Тело

43957247339001804733151410017366261216160012115549907800
22037995733вещество
00вещество
15761776717цвет
00цвет
8191595536размер
00размер
338335733форма
00форма

Прочитайте схему. Как можно её назвать? Почему?
2 абзац
Представьте информацию этого абзаца в виде схемы (самостоятельно, в группах)
284792116844500150207915556600192064265414Вещества
00Вещества

2448675466900
103947815911твёрдые
00твёрдые
31372319552жидкие
00жидкие
192008748251газообразные
00газообразные

Прочитайте схему. Как её можно назвать?
Формирование умения извлекать информацию,
представленную в модели
Модель – это схема какого-нибудь физического объекта или явления. Она используется в качестве его заместителя для выяснения или уточнения каких-либо его признаков. С различными моделями люди сталкиваются в своей жизни. В детстве это всевозможные игрушки (машины, куклы, конструкторы). А в последующие годы – учебные модели в школе, модели одежды, чертежи, схемы, таблицы и другое.
Основное назначение модели в школе в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта.
В зависимости от степени материальности, модели делятся на (глобус, модель термометра, машина) и идеальные.
В идеальных моделях выделяются образные (схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки (географическая карта)), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)
11372849207500252793511112600 Модели
Предметные
(глобус, модель термометра, машина) 25399991168402206625154940796925135890Идеальные
образные
(схемы, графики, рисунки) знаковые
(символы и знаки (географическая карта)) мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов)
Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.
Выделяют четыре этапа моделирования:
Вычленение существенных признаков объекта
Построение модели.
Исследование модели.
Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.
Особенность моделирования состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность детей.
Умение учащихся работать с моделью, ее преобразование для изучения общих свойств изучаемых понятий составляет одну из главных задач обучения во всех предметных областях.
Моделирование на уроках окружающего мира:
Обучение моделированию можно начать с готовой модели – глобуса. Объяснить детям, что модель – это предмет, уменьшенная копия настоящего объекта природы (если он недоступен для исследования, например, имеет большие размеры). Затем дети описывают объект под руководством учителя, т.е. выделяют его существенные признаки. (Земля имеет форму шара, большая часть планеты занята водой, меньшая – сушей.)
На следующем этапе обучения моделированию упражняемся в сравнении, обобщении объектов одного класса. Учащиеся учатся распознавать признаки сходства и различия, выделять главные, по которым несколько объектов можно объединить в одну группу.
После того, как ученики смогут выделить общие признаки объекта, (например, части у растений, перья у птиц, чешуя у рыб), учимся изображать его символом или схемой.
Символические рисунки играют роль переходного мостика от конкретно-образного к абстрактному мышлению, а также позволяют сделать процесс моделирования конкретным и наглядным. Эффективно при этом использование опорных карточек. На каждой отдельной карточке изображается рисунок символ, представляющий один из элементов моделируемого объекта.
Например, чтобы познакомить учащихся со строением растений или животных, можно использовать модель, позволяющую разъединить целое на части и затем вновь объединить их в целое. Полученные элементы модели при изучении объекта выстраиваются постепенно и поэтапно. Такая работа носит исследовательский характер. В работе же с готовой целостной схемой или иллюстрацией гораздо меньше возможностей для организации поисковой деятельности.
Моделирование на уроках в русского языка:
- Модель слияние

- Модель предложения

Моделирование на уроках математики:
Сначала необходимо знакомить учеников с различными типами моделей, применимых к задаче.
Рисунок представляет реальные объекты, о которых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур. 
В целях установления осознанного подхода к составлению и применению моделей в виде рисунка в учебнике к задаче можно дать следующие задания:
-какой рисунок подходит к данной задаче? 
-составь по другому рисунку задачу и реши её. 
Эти задания способствуют развитию навыка составления и анализа моделей. 
Для формирования умения строить схемы к условиям задач использую следующие виды заданий: 
-нужно перевести текст задачи в чертеж; 
-нужно по схеме написать задачу; 
-нужно из предложенных вариантов выбрать и соотнести текст задачи и подходящий к нему чертеж; 
Модель способна помочь не только найти подходящий путь решения задачи, однако и проверить верность решения, поскольку решение задачи различными способами — это один из видов такой проверки. 
Чтобы сделать разнообразной работу с готовой моделью или по её созданию, можно использовать следующие приёмы:
-привести примеры объектов, которые соответствуют демонстрируемой модели;
-подобрать из готовых карточек соответствующий объекту символ;
-«расшифровать» ;
-найти ошибку в расположении схематических карточек;
-придумать символ, обозначающий один из элементов создаваемой модели;
-дополнить моделируемый ряд;
-подумать, что будет, если убрать один из элементов;
-выбрать соответствующую данному объекту модель из нескольких представленных схем;
-составить модель по ходу рассказа учителя.
Процесс моделирования текстовой задачи повышает мыслительную активность детей, способствует воспитанию вариативности мышления, а значит, делает решение задач более привлекательным и интересным. 
Формирование умения извлекать информацию,
представленную в иллюстрации
Иллюстративный материал как дидактическое средство обучения, развития и воспитания школьников является частью изучаемого учебного материала и его использование создаёт условия для самостоятельной работы, помогает удерживать внимание школьников.
Работая с учебником, как с важнейшим средством обучения, учитель обязательно обращает внимание на его иллюстрационный материал, оценивает его на наличие рисунков, схем, графиков, карт, таблиц, фотографий. Однако, в педагогической практике использование на уроке этого внетекстового компонента учебника может осуществляться просто как «рассматривание изображения, подтверждающего фрагмент текста». Характер организуемой по иллюстрации работы учащихся, как правило, зависит от мастерства учителя, ведь методический аппарат учебника редко включает задания и вопросы к иллюстрациям.
По данным последних исследований специалистов РАН, 80% младших школьников относятся к визуальному типу восприятия, т.е. наиболее доступным источником информации для них является изображение. Это означает, что занятия, на которых учитель работает с иллюстративным материалом, более эффективны для обучения и развития обучающихся.
        Основные дидактические функции учебных иллюстраций:
1) Иллюстрация может работать как пояснение текста.
2) Иллюстрация может заменить основной текст, самостоятельно раскрыть содержание учебного материала. Такой способ его представления способствует развитию у школьников аналитических навыков, развивает умение составлять развёрнутое высказывание на основе сжатого материала.
3) Иллюстрация призвана помочь выразить мысль, компенсировать то, что трудно выразить словами.
4) Иллюстрация может помочь ученику понять неизвестные слова, обозначающие предметы и явления.
5) Учебная иллюстрация должна воспитывать позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.
Учебные иллюстрации, являющиеся (или изображающие) произведениями изобразительного искусства (художественные иллюстрации, репродукции) позволяют :
развивать у учащихся наглядно-образное мышление;
способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;
раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;
помогают понимать и запоминать теоретические сведения;
раскрывают познавательные и воспитательные функции текста;
помогают осваивать практические навыки.
Подход к иллюстрированию и к выбору вида (типа) иллюстраций определяется
- содержанием учебного материала;
- доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;
- необходимостью использования научно обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;
- психологическими особенностями восприятия иллюстраций.
Готовясь привлечь иллюстрации при изучении какого - либо материала, учителю необходимо учитывать все функции, которыми они обладают (просветительскую, наглядную, художественную, идейно – воспитательную), также необходимо представить себе, какую методическую задачу учитель будет решать с их помощью. При этом постановка конкретных задач будет всегда в значительной мере определяться особенностями иллюстраций.
 Виды работы с иллюстративным материалом:
- нахождение ответов на вопросы связанные с иллюстративным материалом (объяснить название, определить характер героя, настроение, как автор добился такого эффекта, подобрать свое название и т.п.);
- сравнение и сопоставление схожего по теме сюжета у разных авторов;
- работа с рисунком, схемой по плану, предложенному учителем;
- подбор картинок (рисунков) на заданную тему («Добро и зло») или составление к ним  вопросов для остальных учащихся;
- работа с фрагментом картины: какое место занимает в картине, что хотел этим подчеркнуть автор, выбор цвета и т.п. ;
- самостоятельное заполнение схем, таблиц по прочитанному материалу;
- подбор пословиц и поговорок к рисунку (иллюстрации);
- подбор ключевых слов (терминов) по изображенному;
- составление кроссвордов, ребусов, соотнесений с использованием иллюстративного материала;
- заполнить таблицу (схему) иллюстрациями (картинками);
- «Расскажи, что знаешь» (по какому – либо изображению);
- определить «звучание» картины (Какие звуки можно услышать при рассмотрении этой картины?);
- «вхождение в картину» (Что бы вам хотелось совершить, сделать, если бы вы попали в эту картину?);
- жизненные ассоциации (привести пример из жизни, из собственного жизненного опыта);
- цветовое выражение своего восприятия (нарисуй свои ощущения, покажи цветом, что ты чувствуешь и т.п.);
- составление синквейна;
- составление фотоколлажа.
Работа с иллюстрацией:
Прием - использование лупы или рамки. Это позволяет работать конкретно с определенным фрагментом иллюстрации.  
При «чтении» (рассматривании) иллюстрации (репродукции или фотографии) учителю не следует отвлекать внимание учащихся ни объяснениями, ни вопросами.  На  это может отводиться от 1 мин. до 3 – 4 мин. в зависимости от сложности сюжета. Цель этого приема – в целостном восприятии изображаемого, его эмоциональном воздействии на ребенка. Как замечает Б.М. Теплов: «Понять художественное произведение – значит, прежде всего почувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятия искусства». Рассказ учителя рекомендуется использовать в том случае, если сюжет сложен для понимания учащихся. Рассказ должен быть кратким, но эмоциональным, образным, раскрывающим смысл картины, вызывающим у детей определенное отношение к  изображаемому сюжету.
При подготовке к уроку учитель должен сам тщательно рассмотреть используемый иллюстративный материал, продумать структуру урока, ход, место иллюстрации в уроке, цель, методику, соотнесение с текстом. На основе тщательного анализа подобрать вопросы и задания.
При отборе иллюстративно-наглядного материала для работы с детьми необходимо учитывать ряд требований, основными из которых являются реалистичность изображенных объектов, явлений природы, ясность замысла художника. Не менее важна и художественная выразительность материала, представленная в единстве с познавательным содержанием.
При работе с иллюстрациями учителю важно не заострять внимание на биографии автора (фотографа, художника), т.к. детям интересно то, что они видят в данную минуту, то, что изображено. Дети живут чувствами: вижу и слышу. Пусть рассматривают, рассуждают, отстаивают свое мнение. Учителю важно направлять мысли детей, а не навязывать свое суждение. Он создает на уроке атмосферу учебного сотрудничества, не оценивает ответы детей во время дискуссии ни словом, ни взглядом, т.к. все мнения и высказывания детей во время работы ценны. В результате этого у детей исчезает страх ошибки, боязнь, что его мнение не соответствует мнению учителя, активизируется познавательная деятельность младших школьников.
Иллюстративный материал должен быть подобран по темам учебных программ таким образом, чтобы обеспечить проведение необходимых демонстраций при изложении соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.
Многоплановая роль иллюстративного материала будет способствовать всестороннему развитию школьников.
В заключении…
Навыки работы с информацией формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.
Современная информационная грамотность, информационная культура выступают особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражают характер и уровень практической деятельности людей. Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности.
Важным показателем работы с информацией является мотивация учебной деятельности, сформированность познавательной самостоятельности учащихся, повышение качества обучения.