Использование игровых технологий на уроках окружающего мира как средства стимулирования познавательной активности


Общеобразовательное казенное учреждение города Холмска_
Россия, 694620, Сахалинская область, город Холмск, ул. Капитанская, дом 11; тел./факс: (424233) 2-02-96; (424233) 2-01-80,
e-mail: korrekschool@mail.ruИспользование игровых технологий на уроках окружающего мира как средства стимулирования познавательной активности младших школьников
Исследовательская работа

Старцева Оксана Ивановна
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1Психолого-педагогическое обоснование стимулирования развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
1.1.Методы стимулирования познавательной активности младших школьников ……………………………………………………………………...24
1.2.Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира……………………………………………………...31
1.3Краткие выводы по первой главе………….……....………..…………36
Глава 2Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.1.Характеристика исследуемой группы. Показатели познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе исследования.38
2.2.Стимулирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира ……………………….........................................44
2.3.Итоги сформированности познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира ……………………………….…..47
Заключение…………………………………………………………………58
Список используемой литературы………………………………………..61
Приложения
Введение
Проблема развития познавательной активности – одна из самых актуальных в психолого-педагогических науках, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности. Познавательная активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Следует отметить, что особое внимание уделяется проблеме формирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста, потому, что степень её решения в данный возрастной период определяет эффективность обучения на следующих этапах образования. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, поэтому учителю важно развивать познавательную активность младших школьников в различных видах деятельности.
Изучение научно-методической литературы позволило выявить противоречие между потребностью общества в активной творческой интеллектуальной личности молодого человека и недостаточным вниманием педагогической общественности к вопросам развития самостоятельного ответственного действия к процессу познания через учебный предмет [1,6,11,38].
Стремительно изменяется жизнь, так же быстро меняются взгляды и представления детей, появляются новые объективные причины обновления способов, средств, методов на пробуждение у обучающихся интереса к процессу познания мира. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г. И. Щукина: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания»[38, с.56] .
Пидкасистый П.И. подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [25, с.45].
В связи с этим, особую актуальность в современном начальном образовании приобретает развитие креативной и активной личности, с умениями оперативно и рационально перерабатывать информацию, находить нестандартные способы решения проблемных задач. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек с нестандартным решением, умеющим самостоятельно и ответственно относиться к делу. Решение этой задачи неразрывно связано с формированием познавательной самостоятельности индивида[41].
Актуальность исследования состоит в том, что учитель начальной школы, прежде всего, должен сохранить и развивать познавательную активность учащихся. Целенаправленное решение этих задач возможно только в том случае, когда учитель будет знать, какова природа происхождения познавательной активности и использовать средства её стимулирования.
Стимулирование познавательной активности младших школьников – это использование таких средств, которые активизируют школьников с трудностями в обучении на мотивационную сферу, а через неё и на самостоятельную учебную деятельность.
Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в психолого-педагогических науках, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.С. Выготского, В.С. Ильина, А.Н. Леонтьева, А.К. Марковой, А.М. Матюшкина, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной, Г.А. Цукерман, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской, П.И. Пидкасистого и др. Особенности развития познавательной активности в младшем школьном возрасте, условия и методы её формирования в различных видах деятельности изучены в работах Земляновой В.Д., Коротаевой Е.В., Костаевой Т.В.,Кулюткина Ю.Н., Литранович Ж.Т., Матюшкина А.М. и др. Однако вопросы развития познавательной активности младших школьников в учебном процессе в начальном общем образовании требуют дальнейшей разработки. Необходимо обогащать учебный процесс интересным содержанием, новыми формами и приёмами работы. Содержание знаний само по себе служит источником стимуляции познавательных интересов. Эту его функцию обосновывает в своих исследованиях Г. И. Щукина: «Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания»[38, с.56] .
Применение игровых технологий на занятиях вызывает эмоциональность у учащихся, положительное отношение к урокам окружающего мира; способствует активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью стимулирования познавательной активности младших школьников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса на уроках.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: поиск наиболее эффективных средств стимулирования познавательной активности у детей младшего школьного возраста.Актуальность и выявленная проблема позволили сформулировать тему исследования: «Использование игровых технологий на уроках окружающего мира как средства стимулирования познавательной активности младших школьников».
Объект исследования: личность младшего школьника
Предмет исследования: процесс стимулирования познавательной активности детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира.
Цель исследования: выявить условия эффективности использования игровых технологий младших школьников на уроках окружающего мира как средства стимулирования познавательной активности.
В основу исследования была положена гипотеза: предполагается, что познавательная активность у детей младшего школьного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения школьников на уроках окружающего мира будет целенаправленно и комплексно использоваться:
- подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебной задачей;
- выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета;
- задания, содержащие творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, ранее не применяемые.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить понятие «познавательная активность», «познавательный интерес»;
2) выявить особенности развития познавательной активности младших школьников;
3) определить и апробировать игровые технологии на уроках «Окружающий мир», с целью формирования познавательной активности младших школьников;
4) экспериментально проверить эффективность использования выбранного дидактического материала для младших школьников;
5) обобщить полученные результаты в виде методических рекомендаций.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют:
- теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин);
- концептуальные идеи развития познавательной активности у младших школьников (П.И. Пидкасистый, Н.Ф. Талызина, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- организация и проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы; наблюдение, анкетирование;
- качественный и количественный анализ результатов с помощью математической статистики.
Экспериментальная база исследования: Общеобразовательное казенное учреждение г. Холмска. В исследовании приняли участие обучающиеся 4 класса в количестве 8 человек.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – организационно-констатирующий (01.04.15 - 05.09.15): определение темы исследования; изучение психолого-педагогической литературы; работа с параметрами исследования (формулировка проблемы, цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы); проведение диагностического обследования на констатирующем этапе.
Второй этап - формирующий (01.09.15 - 31.12.15): разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап - заключительный (03.01.16 - 03.02.16) - проведение контрольной диагностики, обработка и систематизация материала в форме выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что уточнен понятийно-терминологический аппарат, описывающий процесс развития познавательной активности младших школьников .
Практическая значимость заключается в том, что подобранный занимательный материал будет полезен в работе учителя начальных классов.
Новизна исследования: в некоторой степени состоит в том, что выполнен дидактически обоснованный и экспериментально проверенный отбор игровых технологий, в контексте учебного предмета «Окружающий мир», которые создают в учебном процессе ситуацию стимулирования познавательной активности младшего школьника.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 40 наименований, приложения.
В 1-й главе раскрываются вопросы значения и особенностей развития познавательной активности младшего школьника.
Во 2-й главе даётся описание проведения экспериментального этапа исследования и результатов исследования развития познавательной активности младшего школьника в контексте учебного предмета «Окружающий мир».
В заключение подводят итоги исследовательской работы и методические рекомендации.
Глава 1Психолого-педагогическое обоснование стимулирования развития познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
1.1. Методы стимулирования познавательной активности младших школьников
Учителями-практиками, методистами и, наконец, учеными-теоретиками накоплен большой арсенал методов и приемов, направленных на формирование познавательного интереса учащихся. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности.
Однако, ведущую роль в стимулирующих методах, как отмечает Ю.И. Турчанинова, играют межличностные отношения учителя с учащимися. Использование влияния межличностных отношений на ребенка приводит к формированию у него позитивного или отрицательного отношения к процессу обучения, к школе в целом.
Группу методов стимулирования можно условно разделить на четыре подгруппы:
Методы эмоционального стимулирования.
Методы развития познавательного интереса.
Методы формирования ответственности и обязательности.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся [10, с. 17].
Коротко остановимся на каждой из перечисленных подгруппе.
Методы эмоционального стимулирования.
Основными методами эмоционального стимулирования служат:
Создание ситуаций успеха в обучении, воспитании. Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на успех в преодолении учебных затруднений. Поэтому учитель создает личную историю ситуаций, в которых учащиеся добиваются хороших результатов, что ведет к возникновению у них чувства уверенности в своих силах[26, с.44]. Один из таких приемов – это подбор для учащихся ряда заданий нарастающей сложности. Другим – служит оказание дифференцированной помощи с использованием карточек–помощниц, примеров–аналогий, планов ответов и др.
Использование игр, игровых форм организации учебной, внеучебной деятельности характеризуется сопровождением положительного эмоционального заряда, что также ведет к созданию благоприятных условий для стимулирования познавательной активности. [17, с.93.]
Методы развития познавательного интереса.
Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений дифференцированного или индивидуального характера, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. [28, с.218.]
Выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета.
Использование занимательного материала. Подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебными заданиями создает в классе атмосферу заинтересованности.
Метод создания ситуаций творческого поиска. Для объяснения значения данного метода приведем высказывание К.Н. Боуви «Немногие умы гибнут от износа, по большей части они ржавеют от неупотребления».
Методы формирования ответственности и обязательности. Процесс обучения опирается не только на эмоции, но и на целый ряд мотивов ответственности и обязательности.
Формирование понимания значимости учения.
Предъявления учебных требований. Стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований в срок, т.к. отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а соответственно и нарушение дисциплины. [14, с.49.]
Оперативный контроль. Чем чаще проверяется и оценивается работа, тем прочнее интерес к предмету. Для этого необходимо оценивать каждую работу учащегося.
Постановка системы перспектив. Этот метод был разработан А.С. Макаренко. Именно он предлагал строить жизнь детей в детском коллективе на основе системы «перспективных линий». Он считал, что необходима постановка перед учащимися перспективы трех уровней: ближней, средней, дальней.
Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся.
Использование творческих заданий. Это такие учебные задания, которые содержат творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приемы или способы решения, ранее не применяемые [23, с.61]. Это могут быть различные виды учебных заданий: сочинение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворений и т.д.
Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися у учащихся знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием. Значение познавательной задачи состоит в том, что она вызывает у учащихся стремление к самостоятельным поискам ее решения путем анализа условий и мобилизации имеющихся у учащихся знаний.
Дискуссия. Организация обсуждения материала, основанная на обмене мнениями по определенной проблеме. Точка зрения, высказанная учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц.
Активизации познавательной деятельности детей на уроках.
Приведем примеры активизации познавательной деятельности детей на уроках, внеклассных занятиях по следующим направлениям:
1.Факты (историческая информация, пример из жизни, факты из жизни «замечательных» людей).
2.Иллюстрации и демонстрационные средства (документальное, художественное кино; натуральные объекты).
3.Создание проблемной ситуации на уроке.
4. Игра-путешествие.
5. Ролевая игра. Деловая игра.
6.Урок-турнир, урок-диспут, урок КВН, урок-суд.
7. Игра «Умники и умницы».
8.Аукцион знаний.
9. Урок выставка, урок-аукцион. Урок-фантазирование, урок сказка, урок в школе будущего и т.д. [ 36, с. 71—74].
Использование занимательного материала на уроках познания мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, поддерживает интерес к изученному. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль.
Примерами занимательного материала могут быть «правила в стихах» дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают. Кроме того, такой занимательный материал – как ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяют ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль над своей деятельностью.
Цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Задачи современного обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение школьниками программ, но и в том, чтобы продвинуть их в развитии.
Использование занимательного материала на уроках познания мира способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. Таким образом, занимательный материал не перестаёт влиять на развитие ребёнка и в учебном процессе школы.
1.3.Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие познавательной активности младших школьников происходит эффективно на уроках окружающего мира необычных по организации, форме проведения. В качестве примера можно привести уроки-соревнования; уроки с использованием элементов захватывающей игры – КВН (тема «Животные нашего края»); уроки – творческие отчёты; уроки-конкурсы; уроки-обобщения; уроки-игры («Поле чудес», «Крестики-нолики»); уроки-экскурсии («В гости к осени», «Наша школа»), уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России»), интегрированные уроки и многие другие. Однако часто использовать их нецелесообразно. Другим ценным средством развития познавательной активности детей является игра.
Познавательные игры расширяют объём получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового. Например, дидактическая игра «Деревья леса», где младшим школьникам предлагаются карточки трёх видов: изображения деревьев, изображения веток деревьев и названия деревьев, помогает учащимся устанавливать соответствие между изображением дерева и его ветки, а также переводить образ предмета в форму словесно-понятийного аппарата: определение названия растения. Кроме того, в качестве примера можно напомнить и сюжетно-ролевую игру «Погода», в которой учитель сначала делит учащихся на три группы: «люди», «растения», «животные», а затем с помощью карточек сигнализирует о природном или погодном явлении, тем самым пробуждая эмоциональную реакцию детей, а также интеллектуальную, творческую деятельность (с помощью движений и мимики).
Иными словами свободная, интересная, нешаблонная форма проведения уроков способствует развитию познавательной активности через широкое применение проблемно-задачного подхода.
Включённые в урок загадки, сказки, легенды, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты вызывают неподдельный эмоционально подкрепленный интерес младших школьников. Логичным продолжением данной методической находки является постепенное включение в самостоятельную работу школьников, когда учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.
Стимулируя развитие познавательной активности младших школьников, современная система образования направляет потенциал вектору дальнейшего личностного социального профессионального развития, что обеспечивает в дальнейшем и развитие общества, страны в целом, ее конкурентоспособность на мировом пространстве.
1.5. Выводы по первой главе
Познавательная активность учащихся начальной школы является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
Уроки, включающие занимательный компонент или элементы игровой наглядно-образной атрибутики познаваемого окружающего мира, интересные нетривиальные примеры или близкие младшим школьникам игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательной активности младших школьников. Задача учителя во время применения творческих поисковых проблемных методов предоставить ученику роль полноправного участника познавательной деятельности, самостоятельно ставящего перед собой задачи и решающего их. Для него занимательные задания – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: увлекшийся младший школьник с минимумом волевых усилий отдает им максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Познание окружающего мира на неординарном уроке облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление новых связей и закономерностей. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время интересных занимательных уроков происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах.
В следующей главе мы рассмотрим экспериментальное исследование развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Глава 2Экспериментальная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
2.1 Характеристика исследуемой группы. Показатели познавательной активности младших школьников на констатирующем этапе исследования.
Наше исследование проводилось на базе ОКУ г. Холмска.
Количество учащихся в классе - 8 человек. Из них 5 мальчиков и 3 девочки. Основной возрастной состав классного коллектива - 11 - 12 лет.
Психолого-педагогическая характеристика класса: классный коллектив сформировался в 2013 г. Слияния с другими коллективами не было. В классе явных лидеров нет. Можно выделить несколько учащихся, которые быстро и эффективно работают, усваивают учебную программу, на уроках внимательны, слышат и воспринимают материал на уроке, добросовестно относятся к своим обязанностям, доброжелательны к сверстникам: Н. Дарья, Р. Мия, М. Жанна. 4 - способны к усвоению учебного материала.
Дети не умеют вслушиваться и оценивать мнение своего товарища, конфликтуют друг с другом. Очень мало детей, по настоящему активных, любознательных, которые не отказывают в помощи своим товарищам.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок, который строится на принципах коррекционно-развивающего обучения. Широко используются нетрадиционные формы проведения урока: экскурсия, деловая игра, видеоурок.  Продолжительность уроков:  40 минут. Домашнее задание даётся учащимся с учётом возможности их выполнения.
«Окружающий мир» является одним из основных предметов образовательного блока, которые строятся на основе усвоения элементарных теоретических знаний при усиленной роли практической направленности.
Эксперимент состоял из трёх этапов:
1 этап – констатирующий.
На этом этапе нами было запланировано провести:
- наблюдение, позволяющее выявить интенсивность познавательной активности на уроке;
- анкетирование, направленное на выяснение уровня познавательной активности по методике И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной, Л.М. Фридмана [11, с. 27-28] учащихся экспериментальной группы.
2 этап - формирующий. На этом этапе была составлена подборка  занимательного материала и апробирована   на уроках «Окружающий мир».
3 этап – заключительный. На этом этапе была осуществлена повторная диагностика сформированности уровня познавательной активности учащихся 3 класса, проведен анализ полученных результатов.
Для выявления уровня познавательной активности нами использовался метод экспертной оценки, наблюдения, индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование.
Наблюдение. 
Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учёбе.
С этой целью была сформирована экспертная группа, в которую вошли:
- Уколова Н.В., педагог-логопед;
- Карташова О.В., педагог-психолог;
- Хахулина М.В., учитель начальных классов.
Срок наблюдения – первая неделя на 10 уроках (для первого этапа диагностики) и последняя неделя (для заключительного этапа диагностики). Члены экспертной группы должны были обращать внимание на действия и реакции учеников и фиксировать в бланке наблюдений.
Памятка наблюдения
Показатели интеллектуальной активности.
1.1. Постоянно обращается с вопросами к учителю.
1.2. Стремление учащихся по собственному желанию участвовать в деятельности, в учебном процессе.
1.3. Активное оперирование школьниками приобретёнными знаниями, умениями и навыками.
1.4. Стремление поделиться с окружающими новой, свежей информацией, почерпнутой из разных источников за пределами учебной программы.
Оценка по каждому показателю осуществлялась по 3–балльной системе. 1 балл – не проявляет, 2 балла – средний уровень(1-2 раза), 3 балла – более 3 раз
II. Показатели волевых проявлений, регулятивные процессы, которые выражены в особенностях протекания познавательной деятельности учащихся.
2.1.Сосредоточенность внимания и слабая отвлекаемость.
2.2. Применение различных способов для разрешения сложной задачи.
2.3 .Стремление учащихся к завершённости учебных действий.
2.4 . Свободный выбор деятельности.
Оценка по каждому показателю осуществлялась по 3–балльной системе, с учётом посещения 10 уроков.
Если ученик задаёт большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все его действия имеют целенаправленный познавательный характер, ребёнок очень редко отвлекается, выполняет самостоятельно задания, желает выполнять трудные задания, задания повышенной сложности, выходящие за рамки программы, то мы можем говорить об активном отношении к учению и развитии познавательной самостоятельности – высокий уровень познавательной активности 24 – 17 баллов.
Если ребёнок задаёт вопросы, направленные на знание только фактического материала и его активность и отвлекаемость примерно в равных количествах, а, получая задания для самостоятельного выполнения ученик нуждается в помощи, то мы можем говорить о среднем уровне познавательной активности, положительном отношении к учению - 16- 9 баллов.
Если ребёнок большую часть урока отвлекается и в малой степени проявляет активность, или не проявляет её вообще, если его вопросы не имеют никакого целенаправленного познавательного характера или они вообще не связаны с данный учебным предметом, а самостоятельность в выполнении заданий отсутствует, то можно говорить о низком уровне активности обучения, или вовсе о её отсутствии, так же можно говорить об отрицательном или нейтральном отношении к учению вообще - менее 9 баллов.
Таблица №2.
Показатели сформированности познавательной активности учащихся (экспертная оценка) на констатирующем этапе
Уровень познавательной активности нулевой уровень развития познавательной активности воспроизводящая активность (низкий уровень) интерпретирующая активность (средний уровень) творческая активность (высокий уровень)
от 0 до 10 баллов 11 –22 балла 23-34 балла 35 до 40 баллов
Количество учащихся ( %)экспериментальной группы 0 % 83,3 % 16,7% 0 %
У 2 человек экспериментальной группы активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о среднем уровне активности познания. Эти дети интересуются лишь фактическим материалом и пытаются давать высказывания, имеющие целенаправленный характер. В выполнении самостоятельных заданий этим детям необходима помощь.
И у 6 человек отвлекаемость превышает активность, что говорит о низком уровне активности обучения. Эти дети задают очень мало вопросов и часто эти вопросы не имеют целенаправленного познавательного характера, они очень часто отвлекаются. Самостоятельно выполнить задания не могут.
Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем детей с преобладанием активности.
Ни один человек из числа экспериментальной группы не имел активности, превышающей отвлекаемость, что могло бы свидетельствовать о высоком уровне познавательной активности. Как правило, такие дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического и самостоятельно выполняют учебные задачи.
Результаты экспертной комиссии представлены в приложении № 1.
Таким образом, высокий уровень – нет, средний уровень – 2 ученика, низкий уровень – 6 учащихся.
Для определения уровня интенсивности познавательной активности учащихся мы использовали диагностическую методику, разработанную И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкиной, Л.М. Фридманом [16, с. 27-28]. Диагностика была проведена на основе наблюдений учителя-экспериментатора, которая представлена в приложении № 2.
Максимально учащиеся могли набрать 40 баллов. Таким образом, количество набранных баллов определяло уровень сформированности познавательной активности ученика. Ученики, набравшие от 0 до 10 баллов, имели нулевой уровень развития познавательной активности, 11 –22 балла ― низкий уровень – воспроизводящая активность, 23-34 балла – средний уровень – интерпретирующая активность и от 35 до 40 баллов ―высокий уровень - творческая активность.
Таблица №3.
Показатели интенсивности познавательной активности учащихся экспериментальной группы на констатирующем этапе (учитель – экспериментатор)
Группа Всего Уровни интенсивности познавательной активности
низкий средний высокий
кол-во % кол-во % кол-во %
экспериментальная 8 3 41,7% 4 50,0% 1 8,3%
Вывод: 4 ученикам совсем не нравится заниматься на уроках и только 1 ученик отметил заинтересованность к познавательному процессу.
Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что уровень познавательной активности младших школьников экспериментального класса носит характер воспроизводящей (83,3 %) и интерпретирующей (16,7%) активности, что служит достаточно затруднительной основой для творческого исследовательского процесса обучения и для дальнейшего успешного развития школьника, что обуславливает необходимость формирующего этапа исследования. По показателям интенсивности познавательной активности получили распределение по трем группам: низкая познавательная активность у 41,7% учеников, средний уровень и- 50,0% и высокий - 8,3%. Иными словами большинство учащихся имеют низкую заинтересованность тем, что происходит на уроках, практически не вовлечены в продуктивную деятельность.
2.2 Стимулирование познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Педагогическая позиция на уроках окружающего мира в классах VIII-го вида является «Учение без принуждения». Данная позиция реализовалась при постановке следующих задач:
- сделать процесс обучения занимательным,
- создать у детей ситуацию успеха, переживание радости открытия, познания,
- облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.
Нами были выделены следующие условия организации, ориентированные на развитие познавательной активности:
- выстраивание вокруг учебного материал игрового приключенческого сюжета.
Например, урок игра-путешествие. Данная игра носила занимательно-стимулирующий интеллектуальную активность характер. Дети с интересом наблюдали за перипетиями сюжета, постепенно с помощью учителя, вовлекаясь в сюжетную линию. Эти занятия проходили на одном дыхании.
- стимулирование игровым содержанием.
Использовали приём создания на уроке ситуаций занимательности - введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Так по теме «круговорот воды» мы изучали через вопрос круговорот воды в нашем городе. Подбор занимательных фактов вызывало неизменный отклик у учеников.
Удивление при убедительности и наглядности примеров неизменно вызывало глубокие эмоциональные переживания у учеников.
Большое внимание было уделено подбору образного, яркого, занимательного учебного материала.
- создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность.
Задания когнитивного характера: - решение экологических проблем «Что нужно сделать для охраны воды в нашем посёлке?
Задания креативного характера: 
- составление кроссворда по теме «Вода и её свойства», придумывание задания для других учеников по этой теме; 
создание рисуночного образа «Путешествие капельки».
Подбор упражнений позволил детям активно участвовать во всём, что происходило на уроке; занимая активную исследовательскую позицию. Предлагаемые ученикам упражнения затрагивали не только и не столько интеллектуальную сферу детей, сколько чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, и даже ценностные ориентации (экологические, охрана природы, бережное отношение к воде и др.). 
Широко использовали развивающие игры - это игры, предназначенные для развития фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели - они являются больше инструментом для творчества, для самовыражения школьника.
К таким играм мы отнесли:
- различного рода графические игры «рисовалки», «раскраски», конструирование;
Игры-эксперименты - так через проблемную ситуацию «как попала вода в кран?»
Игры-забавы - они просто предоставляли возможность детям развлечься.
В ходе нашего исследования большое внимание было уделено в организации планомерной работы по познавательной активности. Так было выявлено:
– минутки вхождения в урок через включение в урок игровых стихов, речёвок, кричалок и т.д.;

Таким образом, на уроках за счет материала занимательного характера: пословиц и поговорок, загадок и шарад, фразеологизмов и различных коротких и остроумных текстов создавалась положительная эмоциональная атмосфера, тем самым, стимулируя познавательную деятельность младшего школьника.
Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. В этом помогали произведения российских писателей. Богатейший материал мы нашли в произведениях В. Бианки, Н. Сладкова.
2.3. Итоги формирования познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира
Для оценки эффективности содержания экспериментальной работы по диагностике эффективности использования средств стимулирования в развитии познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира была проведена повторная диагностика, результаты которой проанализировали в динамике.
Таблица №4
Показатели интенсивности познавательной активности на заключительном этапе педагогического эксперимента (экспертная оценка)
Этап Уровни интенсивности познавательной активности
низкий средний высокий
кол-во % кол-во % кол-во %
заключительный 0 0% 7 91,7% 1 8,3%
Вывод: 7 ученикам нравится заниматься на уроках и 1 ученик отметил высокую заинтересованность к познавательному процессу.
Табличные данные имеют следующую визуально-графическую представленность:
Экспериментальная группа

35433005969000600075596900020828005969000 – высокий – средний – низкий
Рис. 1. Представление данных уровней интенсивности познавательной активности на заключительном этапе педагогического эксперимента
Таким образом, проведенный нами анализ показывает, что показатели интенсивности познавательной активности получили распределение по двум основным группам: низкая познавательная активность у 0% учеников, средний уровень и - 91,7% и высокий - 8,3%. Иными словами большинство учащихся имеют средний уровень заинтересованности тем, что происходит на уроках, все дети вовлечены в продуктивную деятельность, происходящую на занятиях.Таблица №5
Сравнительные данные уровней интенсивности познавательной активности педагогического эксперимента (экспертная оценка)
Этап Уровни интенсивности познавательной активности
низкий средний высокий
кол-во % кол-во % кол-во %
контрольный 5 83,3% 3 16,7% 0 0%
заключительный 0 0% 7 91,7% 1 8,3%
Сравнительные данные уровней интенсивности познавательной активности на заключительном этапе показали, что прослеживается положительная динамика, несмотря на то, что детей с высоким уровнем 1 человек.
Таблица №6
Показатели сформированности познавательной активности учащихся (учитель-экспериментатор) на заключительном этапе
Уровень познавательной активности воспроизводящая активность (низкий уровень) интерпретирующая активность (средний уровень) творческая активность (высокий уровень)
11 –22 балла 23-34 балла 35 до 40 баллов
Количество учащихся (в %)
экспериментальной группы 12,5  % 79,2 % 8,3 %
Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке «по заданию учителя», много отвлекаются на посторонние дела во время урока. Количество детей, с преобладанием активности не изменилось. Как правило, такие дети очень часто задают большое количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического и самостоятельно выполняют учебные задачи.
Таблица №8
Сравнительные данные сформированности познавательной активности учащихся
Этап Уровни интенсивности познавательной активности
низкий средний высокий
кол-во % кол-во % кол-во %
Констатирующий 3 41,7 % 4 50,0% 1 8,3%
Заключительный 2 12,5 % 5 79,2% 1 8,3%
Общий вывод:
Результаты исследования свидетельствуют о том, что произошла положительная динамика уровня познавательной активности учащихся, а именно - снижение количества учащихся, находящихся на низком уровне на 4 человека (33,3 %); увеличение количества учащихся на среднем уровне сформированности познавательной активности с 2-х до 6 человек (50,0%), динамика – 33,3%.
Констатирующий этап: Заключительный этап:

35433005969000600075596900020828005969000 – высокий – средний – низкий
Рис. 2. Сравнительные данные результатов интенсивности познавательной активности экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Констатирующий этап: Заключительный этап:

35433005969000600075596900020828005969000 – высокий – средний – низкий
Рис. 3. Сравнительные данные результатов сформированности познавательной активности экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
После проведенного формирующего эксперимента у учеников отвлекаемость практически не превышает активность, что говорит о позитивном сдвиге уровня активности обучения. Если дети в начале эксперимента задавали очень мало вопросов и часто эти вопросы не имели целенаправленного познавательного характера, учащиеся очень часто отвлекались, то после целенаправленного формирующего этапа эксперимента с применением запоминающегося наглядного динамичного занимательного материала, ситуация сдвинулась в позитивную сторону.
Анализ полученных данных (см. таблицы 11, рис. 2, 3) позволяет сделать вывод о том, что использование занимательных материалов на уроках «Окружающего мира» в качестве средства стимулирования познавательной активности у учащихся с трудностями в обучении, позволяет говорить о положительных результатах.
Нами выполнена процедура проверки достоверности сдвига показателей сформированности познавательной активности.
Анализ результатов количественной и качественной диагностики показал, что наблюдается положительная динамика в развитии познавательной активности, а математическая статистика подтвердила достоверность полученных результатов. Использование занимательного материала на уроках «Окружающий мир» значительно повысил познавательную активность учащихся, создал атмосферу напряжённого поиска для постановки вопросов и ответов, способствовал активному осмыслению знаний. Дети стали оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки, при этом ученики сначала называют достоинства работы товарища, а потом ошибки. Благодаря такому обучению, у учащихся формируется опыт сотрудничества, они с удовольствием работают, активнее идут на контакт с учителем.
На основании выполненной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
- результаты контрольного этапа экспериментальной работы показали эффективность формирующей программы эксперимента, направленной на введение в преподавание дисциплины «Окружающий мир» занимательного материала, т. к. анализ полученных данных продемонстрировал значительное повышение уровня познавательной активности, а, следовательно, и эффективности обучения учащихся начальных классов;- систематическое использование занимательного материала как средства стимулирования познавательной активности у младших школьников, способствовало повышению эффективности обучения учащихся экспериментального класса.
В процессе решения занимательных задач растет познавательная активность и интерес к простейшим закономерностям природных явлений и их использованию на практике.
Анализ результатов количественной и качественной диагностики показал, что наблюдается положительная динамика в развитии познавательной активности
Использование занимательного материала на уроках «Окружающий мир» значительно повысил познавательную активность учащихся, создал атмосферу напряжённого поиска для постановки вопросов и ответов, способствовал активному осмыслению знаний. Дети стали оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки, при этом ученики сначала называют достоинства работы товарища, а потом ошибки. Благодаря такому обучению, у учащихся формируется опыт сотрудничества, они с удовольствием работают, активнее идут на контакт с учителем.
Заключение
В ходе изучения научно-методической и психолого-педагогической литературы было выявлено, что проблема формирования познавательной активности младшего школьника является актуальной для современной образовательной практики, но недостаточно разработанной в педагогической теории и практике. Для того, чтобы учащиеся умели осуществлять ценностно-ориентированный выбор в жизненно важных ситуациях, умели принимать решения в сложных ситуациях, обладали сформированными навыками межличностного общения, возникает проблема в организации такой познавательной деятельности, которая бы ставила школьника в активную позицию.
Нами определено, что познавательная активность – рассматривается как система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и постоянство стремлений индивида к освоению новой информации.
Выявлены особенности познавательной активности: она может быть условием успешной активной умственной деятельности, снижает утомление, повышает работоспособность ребёнка. При наличии познавательной активности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутренним достоянием личности.
Развитие познавательной активности ребенка представляет сложный и длительный процесс. Познавательная активность и познавательные интересы школьника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, которые, по мнению психологов, лежат в принципе занимательности – как стимулирующего фактора, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребёнка представлениями.
Стимулирование познавательной активности младших школьников – это использование таких средств, которые активизируют школьников с трудностями в обучении на мотивационную сферу, а через неё и на самостоятельную учебную деятельность.
Стимуляция познавательных интересов школьников поступает из содержания учебного материала, которое несёт учащимся новую неизвестную ещё ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как богат мир и как мало он ещё открыт ему, ученику. Содержание знаний заключает в себе возможности по-новому проникнуть в уже известное, открывать в имеющихся знаниях новые грани, рассматривать их под новым углом зрения и испытывать при этом глубочайшее чувство удовлетворения, что теперь ты знаешь предмет лучше, глубже и основательнее. Содержание знаний несёт в себе и такой важный стимул познавательного интереса, как осознание и понимание практической роли познания
Применение занимательных форм на занятиях вызывает эмоциональность у учащихся, положительное отношение к урокам окружающего мира; способствует активизации учебной деятельности; обостряют интеллектуальные процессы и главное, способствуют формированию познавательного интереса к предмету.
Таким образом, можно сделать вывод:
Цель и задачи исследования выполнены; гипотеза подтвердилась. Познавательная активность у детей младшего школьного возраста может быть реально и существенно повышена, если в процессе обучения школьников на уроках окружающего мира будет целенаправленно и комплексно использоваться:
- подбор яркого, образного, занимательного учебного материала в сочетании с учебной задачей;
- выстраивание вокруг учебного материала игрового сюжета;
- задания, содержащие творческий компонент, для решения которого учащемуся необходимо использовать знания, приёмы или способы решения, ранее не применяемые.
Занимательный материал, используемый на уроках окружающего мира является стимулирующим фактором развития познавательной активности младших школьников.
Методические рекомендации:
Включать задания, ориентированные:
- на раскрытие сходства и различия предметов и причинной связи между ними;
- простейшие закономерности природных явлений и их использованию в индивидуальном опыте;
Учитель должен анализировать характер вопросов учащегося. Вопросы свидетельствуют о диапазоне и аспектах познавательной активности детей, о стремлении глубже познать предметы окружающего мира и уловить хотя бы элементарную зависимость между ними; стремление длительно рассматривать, наблюдать, выяснять свойства и особенности предметов и явлений; эмоционально-познавательная активность детей выявляется в беседах детей, в обсуждении виденного и наблюдаемого.
Включать совместную активную деятельность детей со взрослыми (например, посадка, уход и наблюдение за растениями),
Развитие речи и мышления детей, используя различный материал на знакомство с окружающим миром.
Использовать нетрадиционные формы обучения, способствующие поиска ответа ребёнком на множество интересующих его вопросов.
Однако, чтобы познавательная активность стала системным личностным образованием, необходимо постоянно на уроках окружающего мира, проводить данную работу по стимулированию, посредством занимательного материала.

Список используемой литературы
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 2008. 389 с.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: 2000. 144 с.
Брунер Дж. Психология познания. М.: Просвещение, 1977. 486 с.
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие М.: Флинта, 2005. 17 с.
Вальвакова Т. В. Из опыта работы. Развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира //Теория и практика образования в современном мире: материалы СПб.: СатисЪ, 2014. С. 122-124.)Волков. Б. С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. 142 с.
Выготский Л.С. Психология познания. М.: Издательство «Эксмо», 2006. 32с.
Гаврилычева Г.Ф. Развитие самостоятельности у детей // Начальная школа, 2005, №1. С. 3-19. 
Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников. Киров, 2003. 55с.
Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М.: Просвещение, 2002. 258с.
Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10. С. 156-159.
Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого познавательного интереса учащихся. КАРО, 2004. 118с.
Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии // Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. 123с.
Кукушин В.С. Педагогика начального образования Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 229 с.
Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности Новосибирск, 1999 379c.
Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002. 98с.
Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий //Педагогический альманах, 2002. № 1. 101с.
Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001.  218с.
Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5-17.
Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста/ Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. Н.Новгород: НГПУ, 2002. 64 с.
Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: Педагогическое общество России. 2012. 351 сМладший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя /Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. 208с.
Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 2000. 375 c.
Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. 240 с.
Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 162с.
Петунин О. В. Личностный и деятельностный подходы к исследованию проблемы активизации познавательной деятельности учащихся // Almamater. 2009. № 2. С. 36–39.
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс: Методические рекомендации. М.: Просвещение,2010.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2000. 272с.
Психологическое обследование детей дошкольного - младшего школьного возраста: Тексты и методическое пособие/Ред.-сост. Г.В.Бурменская. М.:УМК «Психология», 2013. 133с.
Словарь по педагогике: словарь / Сост. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. Москва – Ростов-на-Дону: Март, 2005. 447 с.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 172 с.
Фролова Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // Начальная школа.2006, №2, С.50-57.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М.: Юристь, 1997. 512с.
Царева С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // Начальная школа. 2004. 154 с.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 209 с.
Шебурова Т.Н. В гостях у братьев-месяцев. //Начальная школа. 2011. №9. 112 с.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 2009. 34с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. 109с.
ФГОС НОО. Концепция образования. /под ред. А. Кондакова. М. Просвещение, 2009.
Электронный курс. Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/