Статья Чтение как универсальное учебное действие


Шестернина Юлия Михайловна,
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия №184»,
г. Н.Новгород
j.m.15@yandex.ru8-920-071-32-87
Чтение как универсальное учебное действие
Чтение — это окошко, через которое
дети  видят  и познают мир и самих себя
(В.А.Сухомлинский)
В настоящее время новые ФГОС меняют основной вектор образовательного процесса и итоговую цель. Сегодня мы должны обеспечить переход от обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов в рамках изучения различных образовательных программ, что позволит каждому ученику получить свои личностные, предметные и метапредметные результаты. В итоге мы должны получить самостоятельную личность, способную добывать информацию и умело применять ее на практике.
Ключевой задачей современного образования является формирование универсальных учебных действий, а именно способности учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, знаний и умений, включая организацию этого процесса. Выделяют четыре основные группы универсальных учебных действий:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные.
В процессе формирования личностных УУД, развиваются процессы осознания, осмысления и принятия жизненных ценностей. Учащиеся пробуют выразить свои мысли, сформулировать и высказать собственную точку зрения. Регулятивные УУД раскрывают способность к самостоятельной организации той или иной деятельности в логической последовательности всех этапов ее реализации: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Познавательные УУД – это умение найти, отобрать и структурировать информацию, смоделировать ситуацию, выбрать способ решения проблемы, выполняя при этом логические действия и операции, сравнивая, анализируя, обобщая и делая необходимые выводы. Коммуникативные УУД представляют принципы качественного общения: умения договариваться с оппонентом, выстраивать сотрудничество, слушать и слышать, решать конфликтные ситуации, внятно и доступно излагать свои мысли в диалогах и монологах.
Все вышеперечисленные действия справедливо называют универсальными, их наличие дает возможность человеку, а в нашем случае учащемуся, стать успешной саморазвивающейся личностью. Их формирование происходит в том числе и с помощью чтения. Возможно ли назвать деятельность чтения универсальным учебным действием? Будем разбираться.
Чтение – один из видов речевой деятельности, которая направлена на получение информации, находящейся в письменной речи. Для достижения этой цели необходимо выполнение целого ряда операций, направленных на процесс чтения и его содержательный план. Применение и использование соответствующих методик позволяет совершенствовать мыслительные механизмы, задействованные в процессе чтения и понимании прочитанного.
Все методики опираются на классификацию видов чтения в зависимости от цели данного процесса. В отечественной и зарубежной литературе их называют по-разному:

Отечественная наука Зарубежная наука Цель чтения
Виды чтения ознакомительное
---- нет установки на получение определенной информации
просмотровое
извлечение общего смысла получение общего представления о теме
поисковое извлечение специальной информации быстрое нахождение в тексте определенных данных
изучающее детальное понимание прочитанноговдумчивое чтение с анализом содержания
Примечательно то, что один из видов чтения в западной литературе отсутствует – ознакомительное чтение – чтение для удовольствия, без дальнейшего применения полученной информации. Все остальные в той или иной степени говорят об одном и том же результате.
Данная классификация помогает выстраивать алгоритм работы с текстом: от более простого к более сложному, от общего смысла к сути прочитанного, задействуя на каждом этапе те или иные мыслительные операции и способы организации деятельности.
На этапе просмотрового чтения происходит первичное ознакомление с содержанием текста с целью выявления общего смысла:
- учащийся ставит перед собой цель – понять, о чем текст (регулятивное универсальное учебное действие);
- выполняет поиск общего смысла (познавательное УУД);
- прогнозирует развитие событий в тексте, пользуясь заголовком (регулятивное УУД);
- соотносит тему текста со своими интересами (личностное).
На этапе поискового чтения учащиеся находят конкретную информацию, осуществляют выборочное понимание текста:
- проводится отбор запрашиваемых сведений (познавательное);
- выстраивается последовательность событий, фактов (познавательное);
- полученная информация структурируется, оформляется в таблицу, схему, кластер и т.д. (познавательные);
- осуществляется самоконтроль действий и саморегуляция для получения намеченного результата (регулятивные); На этапе изучающего чтения происходит целенаправленный анализ содержания с опорой на языковые и логические связи текста:
- учащийся должен догадаться о значении незнакомых слов по контексту (познавательное УУД);
- соотнести между собой факты и действия (познавательное);
- найти причинно-следственные связи (познавательное);
- выявить логическую линию текста (познавательное);
- оценить первоначальные предположения и при необходимости скорректировать их (регулятивные);
- контроль правильности своих ответов (в заданиях к чтению), поиск доказательств в тексте (регулятивное и познавательное УУД);
- контроль за временем выполнения задания на чтение (регулятивное);
- соотнесение деталей текста со своими личностными убеждениями и взглядами на жизнь (личностное УУД).
Таким образом, чтение – не что иное, как универсальное учебное действие, многогранное, позволяющее развивать личностные, познавательные и регулятивные способности учащихся, способствовать их интеллектуальному развитию и самоорганизации. А если мы затронем тему обсуждения прочитанного, то сможем говорить о формировании и совершенствовании коммуникативных универсальных учебных действий.
Возможности чтения безграничны, это и речевая деятельность и универсальное действие, помогающее раскрыть и развить все скрытые таланты учащихся. Научившись читать, в широком смысле этого слова, ребята получают универсальное умение видеть, узнавать и понимать окружающую действительность и самих себя.
Литература:
Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе: Учеб.-метод.пособие для вузов/ С.К. Фоломкина. – М.: Высшая школа, 1987.-207с.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
Развитие умений чтения на разных этапах обучения английскому языку: Учеб.-метод.пособие/ Н.Н.Сонина, Е.Ю. Щепина. – Н.Новгород: ГБОУ ДПО НИРО, 2013. – 42с.
The TKT Course. Modules 1, 2 and 3/ Mary Spratt, Alan Pulverness, Melanie Williams// Cambridge University Press, 2012.- 260 p.