Рабочая программа по ОДНКР


Программа: 
комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013
Учебник:
Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / Н.Ф.Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков  из сборника Система учебников «Алгоритм успеха». Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа. — М.: Вентана-Граф, 2013 и  реализуется с помощью учебника Виноградовой  Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013. 
Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС ООО.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагается в четвертом и пятом классах. В  пятом  классе  продолжается  реализация  главной  цели: «Формирование  первоначальных  представлений  о  светской  этике,  об  отечественных традиционных  религиях,  их  роли  в  культуре,  истории  и  современности  России». Результатом обучения за два года должно стать  пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.  В  процессе  изучения  данного  курса  в  пятом  классе  у  учащихся углубляется осознание  идеи,  что  общечеловеческие  ценности  (добро,  справедливость,  милосердие, честность  и  др.)  являются  продуктом  развития  двух  социальных  сфер:  традиционной культуры  каждого  народа  и  различных  религиозных  культур,  что  духовность  человека
есть преобладание в нем нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо  от  того,  из  какой  социальной  сферы  (традиций,  обычаев,  веры)  они  были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.  В  пятом  классе  продолжается  реализация  авторской  идеи,  что  основной  формой организации  обучения  является  совместная,  коллективная  деятельность  школьников разных вероисповеданий по ознакомлению с традиционными религиями России, а так же их вкладом в духовную и материальную культуру общества.  Особое  значение  курса  «Основы  духовно-нравственной культуры  народов  России»  заключается  в  раскрытии  общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность. Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их  возрастными  и  познавательными  возможностями:  у  детей  10-12  лет  наблюдается большой  интерес  к  социальному  миру, общественным  событиям,  они  открыты  для общения  на  различные  темы,  включая  религиозные.  Школьники  этого  возраста  уже располагают  сведениями  об  истории  нашего  государства,  ориентируются  в  понятии «культура».  У  них  развиты  предпосылки исторического  мышления,  на  достаточном уровне  представлено  логическое  мышление,  воображение,  что  позволяет  решать  более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями. Пятиклассникам могут читать более серьезные тексты, исторические документы, они достаточно хорошо владеют  информационными  умениями  и  способны  работать  с  информацией, представленной в разном виде (текст, таблица, диаграмма, иллюстрация и пр.). Конечно, главным средством обучения в пятом классе остается учебник. Вместе с тем,  увеличивается  доля  мини-лекций  учителя,  его  объяснений,  рассказов-дополнений. Сочетание разных методов обучения:
– чтение текстов учебника, анализ рассказа учителя, работа с информацией, представленной в иллюстрации и т.д. обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной  жизни, истории России,  религиозных  учений)  особенностей  взаимодействия и взаимовлияния  разных  этнических  культур;  пятиклассники  продолжают  работать  с рубриками  учебника  «Обсудим вместе»,  «Жил на свете человек»,  «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»;
–  отражение  основного  содержания  текстов  учебника  в  иллюстративном  ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки, схемы);
–  последовательное  введение  новых  терминов  и  понятий,  культуроведческого  и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толкового словарика).
Общая характеристика учебного предмета
В  федеральном  государственном  образовательном  стандарте  основного  общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен  как  курс,  направленный  на  формирование  первоначальных  представлений  о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».  Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников сочетается  с  воспитанием  ценностных  отношений  к  изучаемым  явлениям:  внутренней установки  личности  поступать  согласно  общественным  нормам,  правилам  поведения  и взаимоотношений в обществе. Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть  его  интегративный  характер:  изучение  направлено  на  образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию. Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1.  Формирование  понятия  «культура»,  ознакомление  с  ролью  и  значением российской культуры в мировом сообществе (раздел  «В мире культуры»).
2.  Характеристика  общечеловеческих  ценностей,  их  представленность  в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы    «Нравственные  ценности  российского  народа»,  «Как  сохранить  духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3.  Истоки  становления  общечеловеческих  ценностей,  раскрытие  вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Конечно,  предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  и  в основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и тесно  связан  с  содержанием  других  предметных  областей,  прежде  всего, «Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства». Основным средством обучения является учебник, который построен в полномсоответствии  с  программой  обучения.  Вместе  с  тем, используются разнообразные средства ИКТ, что обогащает содержание и методы проведения уроков.
 
Принципы организации обучения по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1.  Культуроведческий  принцип  определяет  возможность  широкого ознакомления  с  различными  сторонами  культуры  народов  России:    фольклором, декоративно-прикладным  искусством,  архитектурой,  особенностями  быта,  праздниками, обрядами  и  традициями.  Особое  место  в  курсе  занимает  знакомство  с  культурой, рожденной  религией.  Все  это  позволяет  обеспечить  благополучную  адаптацию
подрастающего  поколения  в  обществе  и  воспитать  важнейшие  нравственные  качества гражданина  многонационального  государства  –  толерантность,  доброжелательность, эмпатию, гуманизм и др.  
2.  Принцип  природосообразности.  В  младшем  подростковом  возрасте  у формирующейся личности возникает глубокий интерес к окружающему миру, обществу,  взаимоотношениям  людей  и  т.  п.,  что  позволяет  приобщить  её  к  философской  стороне
жизни. Вместе с тем, важно учитывать психологические возможности и малый жизненный опыт  младших  подростков:  особенности  восприятия  ими  философских  идей,  тягу  к эмоциональным впечатлениям, стремление к  самоанализу и  самостоятельности. Особую опасность  представляет  стремление  учителя  расширить  объем  предлагаемых  знаний, углубиться  в  изучение  специфических  идей  разных  религий,  что  может  привести  к формальному  заполнению  памяти  школьника  без  осознания  сущности  изучаемого явления.  Материал,  который  предоставляется  для  восприятия  пятиклассникам,  должен, прежде всего, вызывать у них эмоциональную реакцию, а память фиксировать образы и фактологическую сторону явления.
3.  Принцип диалогичности. Поскольку сама российская культура есть диалог различных культур, то и ознакомление с ними предполагает откровенный и задушевный разговор  о  ценностях,  представленных  как  в  традиционной  народной  культуре,  так  и  в религиозной  культуре. Более  того,  учитывая,  что  ведущей  деятельностью  подростка начинает становиться коммуникативная деятельность, необходимо создать условия для ее развития. Диалогичность реализуется разными дидактическими способами:  организацией текстов в учебнике; проведением учебных диалогов, обсуждением проблемных ситуаций,  обучением в парах, группах.
4.  Принцип краеведения. При обучении пятиклассников этот принцип остается актуальным, т.к. продолжающаяся социализация ребенка проходит в естественной среде, частью  которой  являются  быт,  традиции,  этические  нормы  и  нравственные  правила, религиозная вера народов и др. Ознакомление с конкретным выражением этих пластов в данном  крае,  городе,  деревне  может  стать  основой  формирования  системы  ценностей, нравственных качеств личности, позволяющих ей адаптироваться в различной этнической среде. Школьники, изучая родной край, начинают осознавать, что малая родина – часть большого  Отечества,  а  окружающая  его  культурная  среда  –  один  из  элементов
общероссийской культуры.
5.  Принцип  поступательности  обеспечивает  постепенность, последовательность  и  перспективность  обучения.  При  сохранении  общей  идеи  курса содержание  обучения  постепенно  углубляется  и  расширяется,  школьники  начинают решать  более  серьезные  проблемные  задачи.  Учитель  основной  школы  должен прослеживать преемственные линии как в содержании, так и методике обучения между 4 и  5  классами:  хорошо  знать  содержание  обучения  в  четвертом  классе,  использовать основные  методы  обучения,  которые  применяются  в  начальной  школе,  постепенно  и достаточно осторожно вводить методику обучения, типичную для основной школы. Все это даст возможность успешного изучения данного предмета в 5 классе.  
 
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет  «Основы  духовно-нравственной  культуры  народов  России»  не  решает задачи  подробного  знакомства  с  разными  религиями.  Главное  назначение  предмета  – развивать  общую  культуру  школьника,  формировать  гражданскую  идентичность, осознание  своей  принадлежности  к  народу,  национальности,  российской  общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.  Исходя из этого, главной особенностью этого курса является  представление  культурообразующего  содержания  духовно-нравственного  воспитания.  Именно  культурообразующее  «ядро»  отражает  все  грани общекультурного,  этического,  религиозного  содержания,  ориентированного  на потребности  как  религиозной,  так  и  нерелигиозной  части  общества.  Речь идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в  становление  культуры  общества,  о  роли  различных  конфессий  в  воспитании  у подрастающего  поколения нравственных ценностей.  Индивидуальная  культура  человека связывается  не  только  с  принадлежностью  к  определенному  этносу  и  конфессии,  а  с пониманием  величия  накопленного  человечеством  культурного  наследия,  гордостью перед  умом,  честностью,  порядочностью  предшествующих  поколений,  с  принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Основными  целями  и  задачами  реализации  указанной  предметной  области средствами  учебника  «Духовно-нравственная  культура  народов  России»  в  5  классе остаются следующие:
•  совершенствование  способности  к  восприятию  накопленной  разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному  самосовершенствованию,  проявляет  готовность  к  духовному саморазвитию;
•  углубление  и  расширение  представлений  о  том,  что  общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные,  семейные  традиции,  общенациональные  и  межнациональные  отношения, религиозные верования;
•  осознание  того,  что  духовно-нравственная  культура  современного  человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
•  становление  внутренних  установок  личности,  ценностных  ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения  и  деятельности,  чувством  любви  к  своей  родине,  уважения  к  народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В  программе  курса  5  класса  представлены  следующие  содержательные  линии: 
«В мире  культуры»,  «Нравственные  ценности  российского  народа»,  «Религия  и  культура», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир».
Место предмета в учебном плане
В соответствии с   ФГОС и школьным  учебным  планом курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 5 классе  в течение первого полугодия один час в неделю, общее число часов 17.  
Планируемые результаты обучения
В  соответствии  с  федеральным  государственным  стандартом  основного  общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных  и  предметных  результатов  освоения  основной  образовательной программы.
Личностные  цели  представлены  двумя  группами.  Первая  отражает  изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
•  готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками;
•  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
•  личностные  качества,  позволяющие  успешно  осуществлять  различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая  группа  целей  передает  социальную  позицию  школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
•  формирование  основ  российской  гражданской  идентичности,  понимания особой  роли  многонациональной  России  в  современном  мире;  воспитание  чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
•  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания;
•  понимание  роли  человека  в  обществе,  принятие  норм  нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
•   формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные  результаты  определяют  круг  универсальных  учебных действий  разного  типа  (познавательные,  коммуникативные,  рефлексивные, информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:
•  владение  коммуникативной  деятельностью,  активное  и  адекватное использование  речевых  средств  для  решения  задач  общения  с  учетом особенностей  собеседников  и  ситуации  общения  (готовность  слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку  зрения,  оценивать  события,  изложенные  в  текстах  разных  видов  и жанров);•  овладение  навыками  смыслового  чтения  текстов  различных  стилей  и жанров,  в  том  числе  религиозного  характера;  способность  работать  с  информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме;
•  овладение  методами  познания,  логическими  действиями  и  операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
•  освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового характера;
•  умение  строить  совместную  деятельность  в  соответствии  с  учебной задачей и культурой коллективного труда.
Предметные  результаты  обучения  нацелены  на  решение,  прежде  всего, образовательных задач:  
•  осознание  целостности  окружающего  мира,  расширение  знаний  о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
•  использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
•  расширение  кругозора  и  культурного  опыта  школьника,  формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
 
Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры
Величие  российской  культуры.  Российская  культура  –  плод  усилий  разных народов.  Деятели  науки  и  культуры  –  представителей  разных  национальностей  (К. Брюллов,  И.  Репин,  К.  Станиславский,  Ш.  Алейхем,  Г.  Уланова,  Д.  Шостакович,  Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).  Человек  –  творец  и  носитель  культуры.  Вне  культуры  жизнь  человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей,  упорства. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги  землю  родимую,  как  мать  любимую».  Представления  о  патриотизме  в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.). Жизнь  ратными  подвигами  полна.  Реальные  примеры  выражения патриотических  чувств  в  истории  России  (Дмитрий  Донской,  Кузьма  Минин,  Иван Сусанин,  Надежда  Дурова  и  др.).  Деятели  разных  конфессий  –  патриоты  (Сергий Радонежский,  Рабби  Шнеур-Залман  и  др.).  Вклад  народов  нашей  страны  в  победу  над фашизмом. В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках, легендах, пословицах). «Плод  добрых  трудов  славен…».  Буддизм,  ислам,  христианство  о  труде  и трудолюбии. Люди  труда.  Примеры  самоотверженного  труда  людей  разной  национальности на благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.). Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками.  Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.  Семья – хранитель духовных ценностей. Рольсемьи в жизни человека. Любовь, искренность,  симпатия,  взаимопомощь  и  поддержка  –  главные  семейные  ценности.  О
юбви  и  милосердии  в  разных  религиях.  Семейные  ценности  в  православии,  буддизме, исламе,  иудаизме.  Взаимоотношения  членов семьи.  Отражение  ценностей  семьи  в фольклоре разных народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль  религии  в  развитии  культуры.  Вклад  религии  в  развитие  материальной и духовной культуры общества.  Культурное  наследие  христианской  Руси.  Принятие  христианства  на  Руси, влияние  Византии.  Христианская  вера  и  образование  в  Древней  Руси.  Великие  князья Древней  Руси  и  их  влияние  на  развитие  образования.  Православный  храм  (внешние особенности,  внутреннее  убранство). Духовная  музыка.  Богослужебное  песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря. Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы  в  сокровищницу  мировой  культуры.    Декоративно-прикладное  искусство народов,  исповедующих  ислам.  Мечеть  –  часть  исламской культуры.  Исламский календарь. Иудаизм  и  культура.  Возникновение  иудаизма.  Тора  –  Пятикнижие  Моисея. Синагога  –  молельный  дом иудеев.  Особенности  внутреннего  убранства  синагоги. Священная история иудеев  в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь. Культурные  традиции  буддизма.  Распространение  буддизма  в  России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота  государства  о  сохранении  духовных  ценностей.  Конституционные гарантии  права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями. Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные  меценаты России.  
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что  составляет  твой  духовный  мир.  Образованность  человека,  его  интересы, увлечения,  симпатии,  радости,  нравственные  качества  личности  –  составляющие духовного  мира.  Культура  поведения  человека.  Этикет  в  разных  жизненных  ситуациях. Нравственные качества человека.  
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты:
– осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство  привязанности  и  любви  к  малой  родине, гордости  и  за  своё  Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности);
– понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения;
–  проявление  гуманного  отношения,  толерантности  к  людям,  правильного взаимодействия  в  совместной  деятельности,  независимо  от  возраста,  национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
–  стремление  к  развитию  интеллектуальных,  нравственных,  эстетических потребностей.
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»;
–  сравнивать  нравственные  ценности  разных  народов,  представленные  в фольклоре, искусстве, религиозных учениях;
– различать культовые  сооружения разных религий;
– формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов.
Коммуникативные:
– рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России;
–  кратко  характеризовать  нравственные  ценности  человека  (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.).  
Рефлексивные:  
– оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»;
–  анализировать  и  оценивать  совместную  деятельность  (парную,  групповую работу)  в  соответствии  с  поставленной  учебной  задачей,  правилами  коммуникации  и делового этикета.
Информационные:
–  анализировать  информацию,  представленную  в  разной  форме  (в  том  числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства).
К концу обучения учащиеся научатся:
•  Воспроизводить  полученную  информацию,  приводить  примеры  из прочитанных  текстов;  оценивать  главную  мысль  прочитанных  текстов  и прослушанных объяснений учителя.
•  Сравнивать  главную  мысль  литературных,  фольклорных  и  религиозных текстов.  Проводить  аналогии  между  героями,  сопоставлять  их  поведение  с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
•  Участвовать  в  диалоге:  высказывать  свои  суждения,  анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
•  Создавать  по  изображениям  (художественным  полотнам,  иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя.
•  Оценивать  поступки  реальных  лиц,  героев  произведений,  высказывания
известных личностей.
•  Работать  с  исторической  картой:  находить  объекты  в  соответствии  с учебной задачей.
•  Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
•  Высказывать  предположения  о  последствиях  неправильного (безнравственного) поведения человека.
•  Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
•  Работать с историческими источниками и документами.
Календарно-тематическое планирование курса ОДНКНР
№ п/п Тема урока
(тип урока) Элементы содержания Характеристика деятельности обучающихсяПланируемые результаты Домашнее задание Дата предметные личностные метапредметныеплан факт
В мире культуры (2 часа) 1  Величие многонациональной            российской культуры Ученые,             деятели литературы и искусства России       в       разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад       в       мировую культуру.   В   культуре России        представлен труд и усилия разных народов. Многонацио-нальная культура         укрепляла дружбу                         и добрососедство народов Учебный диалог: чтение и обсуждение текста   учебника.   Рассматривание   и анализ    иллюстративного    материала «Что мы можем сказать о профессии этих   людей?   Чем   они   прославили Россию?».    Восприятие     и     оценка информации,        представленной        в видеофильме.      Выделение      главной мысли  рассказа  учителя  о  жизни  и творчестве                 Шолом-Алейхема.Обсуждениедокладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося       деятеля       культуры России». Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Подобрать посло-вицы и поговорки на темы: «Чест-ность», «Доброта», «Справедливость» 2 Человек – творец и носитель культуры В процессе своей жизни человек           усваивает культуру и сам вносит вклад    в    нее.    Вклад человека    в    культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы  нравственности –       часть       культуры общества. Чтение и обсуждение текста учебника «Человек     –     творец     и     носитель культуры».    Конструирование    схем: «Человек     –     носитель     культуры», «Человек   –   творец   культуры»   (на основе иллюстративного материала).Восприятие  и    оценка  информации, представленной   в   рассказе   учителя «Что такое этика?».Учебный диалог обсуждениевысказывания Аристотеля об этике.Совместная деятельность в группах:       «Объяснение       значения пословиц и поговорок разных народов». Работа с рубриками «Жил на свете человек»   и   «Для   любознательных» (составление плана пересказа текстов). Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Подготовить сообщение об од-ном из героев былин, сказаний, легенд, эпоса народов России Нравственные ценности (7 часов) 3 «Береги   землю родимую, как мать любимую» Древние          предания, священные           книги, пословицы и поговорки разных народов России о      защите      Родины. Примеры    героизма    и патриотизма, представленные           в эпических образах. Объяснение    значения    пословиц    и поговорок о Родине и патриотических чувствах.    Чтение    текста    «Нюргун Боотур – стремительный» и составление словесного   портрета   героя.  Оценкаобразца         словесного         портрета, представленного учителем.Совместная деятельность    в    парах:    чтение    и обсуждение  башкирской   легенды  об Урал-батыре.                Рассматриваниеиллюстраций к текстам, анализ и оценка выразительных      средств.      Учебный диалог  «Обсудим  вместе»:  сравнениеэпических героев. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Ответить на вопросы. 4 Жизнь ратными подвигами полна Героические страницы истории нашей страны. Подъём патриотических чувств россиян в эпоху освободительных   войн. Примеры         героизма. Участие      церкви      и церковнослужителей    в организации       защиты Отечества. Работа с информацией, представленной  в  тексте.  Выделение  главной  мысли рассказа-дополнения учителя. Работа с рубрикой        «Картинная        галерея»: описание  героя   картины.  Чтение   и оценка  информации   из   текстов   об участии      в   Великой   Отечественной войне представителей разных народов России. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Ответить на вопросы 5 В труде – красота человека Трудолюбие              как нравственное    качество человека,             основа трудовой  деятельности. Отражение отношения к труду в фольклоре. Чтение и определение главной мысли текста.Объяснениезначения пословиц (поговорок).                       Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста   татарской   сказки   «Звёздочка Зухра».    Чтение    и    анализ    текста «Микула Селянинович».Коллективная оценкавыполнения задания,обобщение: «Почему Микула Селянинович   стал   героем   народных былин?». Анализсказки К. Ушинского «Два    плуга?»,    выделение    главной мысли. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Объяснить значе-ние пословиц 6 «Плод добрых трудов славен» Буддизм,              ислам, христианство о труде и трудолюбии. Учебный         диалог:         обсуждениевысказывания     буддийского     монаха Шантидевы.      Определение      главной мыслитекстов учебника.Восприятие и оценкаинформации, представленной в рассказе учителя «Владимир Мономах о трудолюбии».Формулирование вывода по материалам урока. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Подобрать посло-вицы и поговорки народов России о труде 7 Люди труда В любую историческую эпоху, у любого народа есть     люди,     славные трудовые       дела       и подвиги которых внесли вклад       в       развитие культуры общества Чтение и работа с текстами учебника:Обсуждение  проблемы:   «Как   может проявляться любовь к Родине в мирное время?»Учебный диалог: «Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика,     чтобы     его     труд     был успешным?».Анализ и оценкаситуаций из жизни сверстников. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Готовить проекты 8 Бережное отношение к природе С давних времен люди с уважением относились к природе.   Не   зная   ее законов,                    они одушевляли предметы и явления    окружающего мира.                  Почему современный     человек должен    относиться    к природе       бережно   и рационально. Оживление          и          использованиеимеющихся знаний: ответ на вопрос «Как   древние   люди   относились   к природе?».       Анализ       информации, представленной в рассказе-обобщении учителя.    Совместная     работа     в группах:         анализ         информации, представленной в текстах. Просмотр и оценка          видеофильма.          Анализ иллюстраций материалом (учебник, с. 53).
Обсуждение и формулирование вывода по материалам урока. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Ответить на вопрос, сооб-щение о заповеднике 9 Семья – хранитель духовных ценностей Семья        –        первая «школа»,   где   ребенок получает               уроки нравственности. Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог       интереса       к культурным   традициям российского народа Учебный        диалог        на        основе иллюстративного                   материала.Коммуникативная        деятельность: «Послушаем друг друга» (традиции в моей семье). Чтение и анализ текста стихотворения   «Бабушкины   сказки». Обсуждениепроблемы: «Отражение в фольклоре народов России семейных ценностей».
Анализ информации, представленной в материалах       рубрики       «Картинная галерея».Составление описательного рассказа    по    картине.    Совместная деятельность   в   группах:   чтение   и анализ народной сказки. Учебный   диалог:   обсуждение   темы, идеи и главной мысли народных сказок. Чтение   текстов   и   анализ   главной мысли. Учебный диалог: «Любовь – главная семейная ценность». Анализтекстов и иллюстраций в учебнике: семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Оценкаинформации, представленной в рассказе учителя о Петре и Февронии Муромских: «О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?»
Совместная деятельность в парах: чтение ивыделение главной мысли притчи «Хлебец с маслом».Самооценкавыполненной работы.Учебный диалог: «В чем состоит ценность человеческого общения».Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказывание о традициях своей семьи Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации Подобрать приме-ры произведений УНТ своего народа о нравст-венных качествах человека Религия и культура (5 часов) 10 Роль религии в развитии культуры Роль религии в развитии культуры    человека    и общества. Использование религиозных образов и сюжетов   в   искусстве, литературе.
Религиозные праздники, культовые   сооружения (оживление имеющихся представлений). Оживление имеющегося опыта и знаний:высказывания на тему: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем? Что мы можем рассказать о православном храме, мечети, синагоге и пагоде? Восприятие и анализинформации, представленной в рассказе учителя.Разыгрываниесценок: «Коляда», «Святки». Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Вспомнить произ-ведения о справедливости, милосердии, тер-пимости, зависти, честности 11 Культур-ное наследие христиан-ской Руси. Принятие  христианства на Руси. Древняя Русь после               принятия христианства.   Влияние церкви на образование, культуру             народа.Исторические личности,ока-завшиевлияние   на   развитиекультуры Руси. Обсуждениевопросов «Что мы знаем о христианской вере? Когда Древняя Русь приняла христианство?» (по имеющемуся опыту).Чтение и обсуждение текста учебника «Откуда на Русь пришло христианство?».Учебный диалог(«Обсудим вместе»):анализ информации, представленной в текстах учебникаЧтение и выделение главной мысли текста о Ярославе Мудром. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Сообщение-презентация о царь-колоколе 12 Культура ислама Возникнове-ние  ислама. Золотой век исламской культуры. Роль ислама в развитии           мировой культуры.      Искусство, литература,                  и архитектура ислама. Чтение и обсуждение текста учебника «Возникновение ислама». Учебный диалог «Золотой век исламской культуры». Анализинформации, представленной в рассказе учителя о великом персидском и таджикском поэте Фирдоуси. Чтение и обсуждение текста учебника о мечети. Рассматривание иллюстраций, оценка информации, представленной в видеофильме. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Сообщение-презентация об исламе 13 Иудаизм и культура Возникновение иудаизма.       Тора       и Ветхий                   Завет христианской     Библии (оживление имеющихся представлений). Синагога.      Священная история    иудеев         в сюжетах            мировой живописи. Чтение и обсуждение текста учебника «Как всё начиналось».Практическая работа: нахождение на карте Палестины и других мест, связанных с ранней историей иудаизма.Беседа-повторение пройденного по вопросам: «Что такое Ветхий Завет? Частью какой книги он является? Какие религии признают Ветхий Завет священной книгой?».Анализ информации, представленной в материале рубрики «Жил на свете человек» и «Картинная галерея»,составлениеповествования по сюжету картины.Беседа по тексту и иллюстрациям учебника «Дом окнами на Восток»Игра-экскурсия«Иудейская история в произведениях   живописи»   (учебник, Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Сообщение-презентация об иудаизме 14 Культур-
ные традиции буддизма Возникновение буддизма.   Буддизм   в России.   Народы   Р.Ф., исповедующие буддизм. Первый       буддийский храм     в     российской столице.        Культовые сооружения  буддистов: ступа,                 пагода. Архитектура буддийских        храмов. Влияние      буддийских монастырей и монахов на  развитие  культуры. Искусство танка. Обсуждениепроблемы: какие народы РФ исповедуют буддизм (на основе имеющихся знаний).Анализ информации, представленной в рассказе учителя «Буддизм в России»,составление планапересказа.Практическая работа с картой: нахождение мест, связанных с ранней историей буддизма.Анализ и оценка информации, представленной в текстах учебника.Составление плана пересказа текста «Буддийский монастырь».Просмотр и обсуждениевидеофильма «Искусство танка». Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Сообщение-презентация о буддизме Как сохранить духовные ценности (2 часа) 15 Забота
государства о сохранении духовных ценностей Государство заботится о сохранении     духовной культуры и ее развитии. Взаимная    помощь    и поддержка государства, общественных и религиозных организаций. Восстановление          на территории          России памятников религиозной культуры Оценка информации, представленной в рассказе учителя «Забота государства о сохранении духовных ценностей». Чтениеи обсуждение главной мысли текстов учебника.Составление плана пересказа текста «Храм Христа Спасителя»; чтение и выделение главной мысли текста «Охраняется государством».Конструированиевывода по теме. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сообщение-презентация о храмах, мечетях, синагогах Астраханской  области 16 Хранить память предков Без        памяти        нет нравственности, совести.     Беспамятный человек                         – неблагодарный, безответственный. Уважение     к     труду, обычаям, вере предков. Благотворительность как                   духовно-нравственная ценность Учебный диалог: обсуждение статьи Д. Лихачева «Память».Оценка информации, представленной в рассказе-объяснении учителя. Выделение главной мыслирассказа. Чтение и анализ текста учебника «Творить    благо».    Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, выскажем свое мнение: можем ли мы принять                  участие                  в благотворительности?Составление          портрета          героя художественного  полотна  (И.  Репин. Портрет   С.И.   Мамонтова).  Учебный диалог    (обсудим    вместе):    оценим жизненные истории. Осознание   целостности   окружающего   мира,   расширение   знаний   о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
Использование  полученных  знаний  в  продуктивной  и  преобразующейдеятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения. Высказывать предположения о последствиях неправильного(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития. Подготовить ответы на вопросы Твой духовный мир (1 час) 17 Твой духовный мир Что    составляет    твой духовный мир. Культура поведения современного человека.           Правила хорошего тона – этикет. Твоя                 культура поведения. Анализ информации, представленной в объяснении учителя «Что такое этикет и зачем    он    нужен?».    Практическая работа «Учимся быть образованными».Учебный    диалог:    обсудим    вместе, заполним устно таблицу, дополним ее. Совместная деятельность в группах: анализинформации, представленной в дидактических текстах К.Д. Ушинского. Составление описательного рассказа по картине П. Федотова «Свежий кавалер». Сюжетная игра «Разговор с младшим братишкой (сестренкой) об этикете». Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формированиеумения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализироватьвысказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказыванияизвестных личностей.