: Положение p-элементов в периодической системе химических элементов, особенности строения их атомов


Открытый урок по химии 10 класс
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний
Тема урока: Положение p-элементов в периодической системе химических элементов, особенности строения их атомов.
Цель урока:
Познакомиться с положением p-элементов в периодической системе химических элементов, определять особенности строения их атомов.
Уметь давать характеристику p-элементам, писать их электронные формулы, сравнивать с другими элементами.
Воспитывать креативное мышление, любовь к предмету, аккуратность.
План урока:
Организационный момент
Подготовка к изучению нового материала
Усвоение новых знаний
Первичная проверка понимания новой темы
Подведение итогов

Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы, плана и целей урока.
2. Подготовка к изучению нового материала. Сегодня мы с вами начинаем новый раздел Химия «p-элементов». Для того, чтобы активизировать ваши знания и лучше усвоить сегодняшнюю тему мы сделаем несколько несложных упражнений на повторение. Вспомним, как пишутся электронные и графические формулы элементов, находится степень окисления в сложных веществах, составляются уравнения методом электронного баланса.
а) Составьте электронные и графические схемы строения атомов Li ,P, Ti .Укажите возможные валентности, предположите свойства.
б) Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: Na3PO4 , CuSO4 , NO2 Al2O3 ,HClO4 .
в) Составьте уравнения реакции, используя метод электронного баланса.
NH3 + CrO3 = N2 + Cr2O3 + H2O
PH3 + O2 = P2O5
3.Изучение нового материала. Давайте еще раз посмотрим на тему нашего урока и на те, задания, которые мы выполнили у доски. О чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке? Какие элементы называются s-,p-,d- элементами? Электронную формулу, какого p-элемента мы изобразили. Второе задание. Какие из элементов входящие в состав данных сложных веществ являются p-элемента. Чем в химических реакциях окислителями или восстановителями являются p-элементы. А теперь приступим к изучению нового материала и ближе познакомимся с этими элементами. На столах у вас имеются вопросы, на которые вы должны ответить, изучая новую тему. Новую тему вы будете изучать по учебнику. Открыли учебники на стр.203. Общая характеристика p-элементов.
Вопросы к самостоятельному изучению темы
Где в периодической системе Д.И. Менделеева находятся p-элементы. Покажи их.
Какой подуровень внешнего энергетического уровня заполняется у p-элементов.
Сколько электронов может находится на последнем подуровне у p-элементов.
Сколько p-элементов в периодической системе
Как изменяются восстановительные и окислительные свойства, величина энергии ионизации и сродства к электрону, электроотрицательность от элементов находящихся в 3 группе главной подгруппы к элементам 7 группы главной подгруппы.
Какие электроны являются валентными у p-элементов.
Чему равна высшая положительная степень окисления p-элементов.
Какие p-элементы имеют наибольшее значение в сельском хозяйстве, науке.
4.Первичная проверка понимания новой темы. Давайте поработаем по новой теме. Вопрос читать не надо, по очереди отвечаем на поставленные вопросы. Дети могут заранее распределить кто на какой вопрос будет отвечать( работа в группе).А теперь я предлагаю вам практически закрепить полученные знания.
Упражнения на закрепление новой темы
Логическая цепочка, ( закрепим знания на примерах характеристики элементов)
Сера – p-элемент « потому что», « следовательно», « поэтому».
Кислород – двухвалентен « потому что», « следовательно», « поэтому».
Углерод – неметалл « потому что», « следовательно», « поэтому».
Бром – галоген « потому что», « следовательно», « поэтому».
Сходство и различие. Это задание поможет нам четко увидеть различие между p-элементами и s – элементами.
Найдите сходство и различие между алюминием и натрием. Работаем сначала самостоятельно, затем в парах, затем обсуждаем все вместе, отвечает один .Мы не можем не помнить о ЕНТ, сейчас мы решим задачу на растворы с участием p-элементов.
В колбу налили 100г воды и добавили 20г концентрированной серной кислоты с массовой долей H2SO4 96%. Чему равна массовая доля кислоты в полученном растворе?
5.Подведение итогов. Задание на креативность. Перед вами знаки химических элементов, вы должны продолжить рисунок так, чтобы это было необычно, чтобы мы увидели в этом рисунке вашу индивидуальность.
Чем мы сегодня занимались на уроке? Что нового вы узнали? Что было самым необычным? Какой момент урока вам понравился больше всего? Домашнее задание страница 203. Упражнение 1-3 страница 206. Творческое задание. Сделать на следующий урок сообщение о любом p-элементе. Выставление оценок.
Задания на повторение
а) Составьте электронные и графические схемы строения атомов Li ,P, Ti .Укажите возможные валентности, предположите свойства.
б) Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: Na3PO4 , CuSO4 , NO2 Al2O3 ,HClO4 .
в) Составьте уравнения реакции, используя метод электронного баланса.
NH3 + CrO3 = N2 + Cr2O3 + H2O
PH3 + O2 = P2O5
Вопросы к самостоятельному изучению темы
Где в периодической системе Д.И. Менделеева находятся p-элементы. Покажи их.
Какой подуровень внешнего энергетического уровня заполняется у p-элементов.
Сколько электронов может находится на последнем подуровне у p-элементов.
Сколько p-элементов в периодической системе
Как изменяются восстановительные и окислительные свойства, величина энергии ионизации и сродства к электрону, электроотрицательность от элементов находящихся в 3 группе главной подгруппы к элементам 7 группы главной подгруппы.
Какие электроны являются валентными у p-элементов.
Чему равна высшая положительная степень окисления p-элементов.
Какие p-элементы имеют наибольшее значение в сельском хозяйстве, науке.
Упражнения на закрепление
Логическая цепочка.
Сера – p-элемент « потому что», « следовательно», « поэтому».
Кислород – двухвалентен « потому что», « следовательно», « поэтому».
Углерод – неметалл « потому что», « следовательно», « поэтому».
Бром – галоген « потому что», « следовательно», « поэтому».
Сходство и различие .
Найдите сходство и различие между алюминием и натрием.
В колбу налили 100г воды и добавили 20г концентрированной серной кислоты с массовой долей H2SO4 96%. Чему равна массовая доля кислоты в полученном растворе?