Урок по химии на тему: Характеристика химических элементов и их соединений на основе положения элементов в периодической системе (8 класс)


Характеристика химических элементов и их соединений на основе положения элементов в периодической системе.
Цель урока: 
Образовательные:
-познакомить учащихся с планом характеристики химического элемента;
- вспомнить закономерности изменения свойств атомов,
- научить давать полную характеристику, опираясь на план, некоторых металлов
2. Развивающие:
- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;
- развивать воображение, память и внимание;
- развивать у учащихся ориентирование в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- продолжить формирование интереса учащихся к научным знаниям;
- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник, интерактивная доска
Понятия урока: план характеристики химического элемента, характеристика элемента
Тип урока: комбинированный.
Девиз урока: «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз»
Ход урока: 
Организационный момент.
Деление на группы
Проверка дом. раб.
Показать элемент на карточке
Калий, сера, углерод, натрий, фосфор, цинк, алюминий, берилий, кальций, медь, цезий азот, кремний, ванадий и т.д.
Найди элемент в периодической системе:
1. Для повышения урожайности томатов в качестве удобрения применяют соединения элемента электронная конфигурация атома которого 1s2 2s2 2р3. Определите, какой это элемент.
2. Элемент, являющийся необходимой составляющей костей и зубов имеет строение внешнего энергетического уровня: 2s2 2p5?
3. Этот элемент имеет 17 протонов. Вещество, состоящее из атомов этого элемента, применяют для обеззараживания питьевой воды и уничтожения полевых грызунов.
«Гонка за лидером» (быстрые ответы)
1. Химический элемент с порядковым номером 17.
2. Химический элемент, названный в честь великого русского ученого-создателя Периодической системы.
3. Химический элемент, электронная структура которого – 2,8,8,1
4. Химический элемент, имеющий 16 протонов в ядре.
5. На внешнем электронном уровне атома хлора
6. Какое количество нейтронов содержит ядро атома F?
7.Атом  какого  химического  элемента  состоит  из  7  протонов,  7  электронов, 7  нейтронов?
8. Электронная  формула  иона  магния:
 «Темная лошадка»
Удельный вес его так мал, Что стал крылатым тот металл. Во все детали входит он, Являясь важной составной.   (АЛЮМИНИЙ)
Самый лёгкий газ на свете, И в галактике он есть. На воздушном шаре с газом Можно к звёздам улететь.   (ВОДОРОД)
Единственный металл, он жидкий, И в сплавах образует амальгам. Его пары уж очень ядовиты, И печень поражает в тот же час. В термометрах его увидеть можно. Однако, будьте осторожны!  (РТУТЬ)
Без него мы жить не можем, Он всегда нам всем поможет. Он находится везде – И на суше и в воде. Кто же скажет мне из вас, Как зовётся этот газ? (КИСЛОРОД)
В живых клетках и глубинах Жизнь даёт гемоглобину. Мужественный он металл, Но в побочной группе сам. А особо гордость личная – Из него же сталь отличная! (ЖЕЛЕЗО)
Два животных дружат так, Что в честь их назвали знак. Неметалл он, сероват; Крыс, мышей морить мастак. Стоматологи у нас Очень ценят этот знак.   (МЫШЬЯК)
3. Изучение нового материала.
Химические элементы в Периодической системе – это герои, и им, как и любым героям, нужно давать определенные характеристики. За основу их характеристики нужно брать Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева.
Скажите, какое важное составляющее необходимо для составления характеристики элемента? Правильно план, на основании которого она будет проводиться.
(составление плана)
- Итак, рассмотрим характеристику элемента пользуясь приведенным выше планом (работа у доски) №31
Работа паре
Дать характеристику элементу №33 и №34
Физ. Минутка
Задание агенту 007 (работа паре)
-Сколько групп?
-Сколько периодов?
-Какие элементы расположены в первой группе главной подгруппы.
-Какие элементы расположены в третьей группе побочной подгруппы.
-Металлические свойства по периодам слева направо…….?
-Неметаллические свойства по периодам слева направо ….?
-Уберите лишний элемент среди ниже перечисленных: натрий, калий, цинк, цезий.
-Уберите лишний элемент среди ниже перечисленных: титан, сера, углерод, фосфор.
(проверка работы)
Это интересно
Германий – Германии Стронций – дер. Стронциан (Франция) Полоний – Польша Калифорний – штат США Калифорния Скандий – Скандинасвкий полуостров Галлий – Галлия (старинное название Франции) Селен – Луна (греческое название) Теллур – Земля (греческое название) Церий – астероид Церера Нептуний – планета Нептун Плутоний – планета Плутон Менделевий – в честь Д.И. Менделеева Эйнштейний – в честь ученого А. Эйнштейна Резерфордий – в честь ученого Резерфорд Кюрий – в честь М. Склодовской-Кюри
HYPERLINK "http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_5e34fd8f.png" \t "_blank" 4. Закрепление: выставление оценок, дом. зад. Дать хар-ку эл. 24,36
HYPERLINK "http://globuss24.ru/web/userfiles/image/doc/hello_html_5e34fd8f.png" \t "_blank" 5. Рефлексия и подведение итогов:
Рефлексия «Дерево успеха»