Реализация деятельностного подхода в музыкально-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, соответствующей требованиям ФГОС ДО.


Руденко Ольга Владимировна,
музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ № 1148
дошкольного отделения СП Лучик
Реализация деятельностного подхода в музыкально-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
«Образование: скрытое сокровище,
и сформулировано 4 столпа, на которых
основывается образование: научиться
познавать, научиться делать,
научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).
 В основе федерального государственного стандарта дошкольного образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоении универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования дошкольников.
Системный подход – это подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Что значит «деятельность»? Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.  
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться «ловить рыбу», в основу которого заложен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Именно в действии порождается знание.
Суть системно-деятельностного подхода в образовании:
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай мне сделать самому - и я пойму».
Научив ребенка – дошкольника самостоятельно добывать знания, мы помогаем ему стать успешным в школе, повышаем его компетентность. А компетентность – это знание в действии.
Стандарт учитывает:
самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии человека;
социокультурное разнообразие детства; возрастные закономерности и индивидуальные особенности развития детей;
потребности, особенности и возможности детей с ограниченными возможностями здоровья; возможность профессиональной поддержки индивидуального развития ребенка.
Суть системно-деятельностного подхода:
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократкультур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
Переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося строится на основе усвоения универсальных учебных действий,  познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования;
Признание решающей роли содержания образования, способов организации  образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
Обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
Гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками ДОУ новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:
- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;
- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;
- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;
- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;
- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;
- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
принцип субъектности воспитания;
принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
принцип учета сенситивных периодов развития;
принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых;
принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности;
принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Перед педагогами ставятся задачи формирования у детей умений:
Научить учиться (умение получать знания);
Научить работать и зарабатывать (учение для труда)
Научить жить (учение для бытия)
Научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Учиться знать подразумевает, что учащийся/воспитанник ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.
Учиться быть акцентирует умения необходимые индивидуально развивать свой потенциал.
Понятие системно-деятельностного подхода в обучении не является новым, еще Д.Б.Эльконин говорил, что ведущей деятельностью предшкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота детской игры».
Ребенок знакомится с окружающей действительностью, действуя: это путь от манипуляций с предметами и изобразительной игры в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики.
Резервы развития скрыты в специфических формах деятельности ребенка, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям:
В раннем возрасте (1 год - 3 года):
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет):
игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
восприятие художественной литературы и фольклора;
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (рисование; лепка, аппликация),
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Именно в этих традиционных формах детской деятельности возникают и развиваются такие базовые качества личности:
- творческая активность,
- инициативность,
- уверенность в себе,
- доверие и уважение к окружающим,
- произвольность,
- умственные и познавательные способности и пр.
Эффективное и полноценное (а не ускоренное) развитие ребенка предполагает не сворачивание этих форм детской деятельности, а своевременное и максимально полное использование их возможностей.
Организованная образовательная деятельность через организацию детских видов деятельности:
1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.
2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого.
3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель - подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.
4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка.
5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, придумывания, словесное творчество, экспериментирование, исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, всевозможные мастерские и т.д. 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)
7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности
8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствующей организации предметно-пространственной среды);
 открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:
Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;
Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;
Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;
Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;
Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных  проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание  сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,
Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.
В дошкольном учреждении следует использовать приемы и технологии, суть которых состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Например:
-исследовательский метод,
-ТРИЗ,
-мнемотехника,
-технология критического мышления,
-технология «Ситуация» и другие.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Как, например, в музыкальном развитии ребенка-дошкольника использовать мнемотехнические приёмы? Очень просто – при разучивании музыкальных произведений (песен, распевок, музыкальных игр и т.д.)
Мнемотехническая схема при разучивании распевки «Здравствуй, утёнок!» в среднем дошкольном возрасте:
«Здравствуй утёнок, чей ты ребёнок?
А куда плывёшь ты? А кого зовёшь ты?

- Здравствуйте, дети! Кати и Пети!

Знаете сами, что плыву я к маме!»

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач (Генрих Альтшуллер)
Теория решения изобретательских задач — основана изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером в 1946 году. ТРИЗ является методологией, набором инструментов, базой знаний и технологией моделирования для генерации инновационных идей и решений проблем. ТРИЗ предоставляет инструменты и методы для формулирования проблемы, системного анализа, анализа отказов и паттернов эволюции (от «как есть» до «как должно быть»). Целью методики ТРИЗ является создание алгоритмического подхода к изобретению новой системы или улучшения старой.
Вот как методика ТРИЗ может работать в образовательной области «Музыкальное развитие»: Восприятие музыки -ведущий вид музыкальной деятельности. В основе его лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. С помощью Кругов Луллия можно закреплять и систематизировать знания детей о прослушанных музыкальных произведениях, композиторах, музыкальных инструментах.
Например, можно использовать игру «Узнай композитора»:
Программным содержанием такой обучающей игры может стать закрепление знаний детей о произведениях крупной формы: оперы, балета; о композиторах их создавших, развитие памяти, воображения, ассоциативного мышления.
Прослушав знакомое музыкальное произведение, ребенок совмещает картинку, подходящую содержанию этого произведения с портретом композитора его создавшего (например, картинка «Спящей красавицы» с портретом П. И. Чайковского и т. п.)
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗА ОБ ОБЪЕКТЕ ПО АЛГОРИТМУ «ВОЛШЕБНАЯ ДОРОЖКА»
Этот метод очень эффективно используется в разделе «Слушание музыки», когда дети с трудом подбирают слова для характеристики музыкальных произведений. А с этим методом активизируется словарный запас, дети начинают размышлять, рассуждать о характере и содержании музыкального произведения, о выразительных средствах с небольшой образной подсказкой.
Вот фрагмент непосредственной образовательной области «Музыка» с использованием данного приёма.
Музыкальный руководитель: - Ребята, мы с вами будем составлять рассказ о музыке, а в этом нам помогут картинки – помощники, которые вы видите на доске.
- Пройдем по порядку и многое узнаем.
Детям даётся схема, где каждая картинка символизирует объект, о котором нужно рассказать:
Композитор – дети рассказывают о композиторе, написавшем музыкальное произведение;
Маски Солнышка напоминают о настроении;
Кит помогает определить жанр музыки;
Мишка с шариком – подсказывает назвать регистр (звуковысотность) ;Человечек с трубой - напоминает рассказать о тембре и музыкальных инструментах, исполняющих данное произведение;
Поезд-динамика - определяет громкость звучания и динамические оттенки;
Человечек на велосипеде –подсказывает, что нужно рассказать о темпе музыкального произведения. Таким образом, получается связный рассказ-анализ о прослушанном музыкальном произведении.
Опыт работы показывает, что дети с большим интересом осваивают предложенные алгоритмы и успешно применяют их в самостоятельной деятельности.
Национальный Совет по развитию критического мышления предлагает такое определение:
«Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».
Рассмотрим технологию «Ситуация» на примере развития у дошкольников песенного творчества:
Структура технологии «Ситуация»
Целостная структура технологии "ситуация" включает в себя шесть последовательных этапов.
1 этап "Введение в ситуацию".
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (сочинить для птички весеннюю песенку). Воспитатель включает детей в беседу, личностно- значимую для них, связанную с их личным опытом (на улице холодно, надоела зима, хочется гулять, а погода холодная. Птицы не поют, не могут позвать весну, забыли все весенние песенки).Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите сочинить песенку для птички? Сможете сочинить?». Вопросом «хотите» педагог показывает возможность свободы выбора ребенком деятельности. Нужно сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение, что он сам принял решение включиться в деятельность, исходя из этого у детей формируется такое интегративное качество, как активность. Случается, что кто-то из детей отказывается от предлагаемой деятельности. И это его право. Можно ему предложить посидеть на стульчике и понаблюдать за игрой остальных ребят.
2 этап "Актуализация".
Подготовительный к следующим этапам, на которых дети должны сделать "открытие" для себя нового знания. Здесь в процессе серии дидактических игр на развитие песенного творчества воспитатель организует музыкальную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация). Дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей "детской" цели и не догадываются, что воспитатель ведет их к новым открытиям.
3 этап "Затруднение в ситуации".
Данный этап ключевой. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой с помощью вопросов "Смогли? "-"Почему не смогли" воспитатель помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявить его причины (песенка звучит грустно, почему? потому что мы познакомились только с минорным ладом). Данный этап заключается словами воспитателя "Значит что нам надо узнать? Что нужно сделать, чтобы песенка зазвучала весело?".
4 этап "Открытие детьми нового знания (способа действия) .
Воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. С помощью вопроса "Что нужно делать, если чего-то не знаешь? " воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
На этом этапе дети получают опыт выбора метода решения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного «открытия» нового знания.
5 этап Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
На данном этапе воспитатель предлагает ситуации, в которых новое знание используется совместно с освоенными ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, применять правило, планировать свою деятельность. Используются вопросы: "Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? ". Особое внимание на данном этапе уделяется развитию умения контролировать способ выполнения своих действий и действий своих сверстников.
6 этап "Осмысление" (итог) .
Данный этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий, как фиксирование достижений цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью вопросов "Где были? ", "Чем занимались? ", "Кому помогли? " воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижения детской цели. Далее с помощью вопроса "Почему вам это удалось? " воспитатель подводит детей к тому, что они достигли детскую цель благодаря тому, что узнали новое и чему-то научились. Воспитатель сводит детскую и учебную цели и создает ситуацию успеха:"Вам удалось. потому что вы узнали (научились).
ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.
Игры-путешествия - заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников. Основные действия – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
Игры с моделированием. Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). При ознакомлении с новой инсценировкой, например, русской народной песней «Где был, Иванушка?», животные персонажи заменяются на геометрические фигуры: Иванушка – черный треугольник, курочка – красный кружок, барашек – белый овал, уточка – коричневый прямоугольник и т.д. Таким образом, дети с помощью геометрических фигур (замещенных персонажей) пропевают песню-инсценировку.
Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем:
Наташа
(стихи О.Дриз)
Ведущий.
Есть в квартире нашей девочка Наташа,
Ей в коробке мама принесла конфет. И сказала строго.
Мама.
Съешь сейчас немного, остальные завтра! Положи в буфет.
Ведущий.
А Наташа села, Все конфеты съела, съела и смеется.
Наташа. Мама не ругай!
Я не позабыла, помнишь, ты учила:
«Никогда на завтра дел не оставляй!»
Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.
Ситуационные задачи.
Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения.
Логика ситуационной задачи: Ознакомление – Понимание – Применение – Анализ – Синтез – Оценка.
Ядром задачи становится проблемный вопрос. Например: объясни причины того, что… , что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)… , предложи способ, позволяющий… сравни и объясни разницу или общее… , давай проведем эксперимент, попробуем узнать, какие звуки издают падающие листья, на каком музыкальном инструменте можно изобразить журчание ручья….
Литературно-игровые формы.
Сочинение с детьми загадок.
Сочинение с детьми лимериков.
Воспитатель предлагает сочинить стихи, вместе с детьми подбирают пары слов, схожих по звучанию: хрюшка – свинюшка, лежала – визжала, затем выбирают модель лимерика и сочиняют примерно такой текст:
«Жила – была хрюшка - свинюшка.
И у неё свисало толстенькое брюшко.
На дороге она в лужице лежала,
А потом на всех визжала.
Вот какая была смешная свинюшка».
Лимерик – это короткое стихотворение из 5 строчек, бессмыслица. Первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая – между собой, пятая является выводом и может не рифмоваться.
Лимерик - форма короткого юмористического стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Структура лимерика всегда состоит ровно из пяти строк. Первая строка представляет героя или героиню и заканчивается названием города или местечка, откуда тот родом (кто и откуда). Следующие строки рассказывают о каком-нибудь странном их поступке (что сделал). А последняя строчка повествует о реакции окружающих на этот поступок (что из этого вышло). Таком же образом можно сочинять мини-песенки или распевки.
Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" Чтобы быть готовым к этому, педагогу следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы современного дошкольного образования, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.
Литература:
«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования», 2014г.
Е.И.Радюхина «Методические рекомендации к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
А.А. Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения // «Школа 2000...» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. – М., 1998.
Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения
В.М.Полонский Словарь по образованию и педагогике
«Использование элементов ТРИЗ и РТВ в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для музыкальных руководителей. Из опыта работы музыкального руководителя Старцевой Т. П., 2013г.
http://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-yelementov-triz-i-rtv-v-muzykalnoi-dejatelnosti-doshkolnikov-konsultacija-dlja-muzykalnyh-rukovoditelei.html;
«Реализация деятельностного подхода в условиях выстраивания новой образовательной практики, соответствующей требованиям ФГОС ДО. Амплификация развития ребенка средствами «специфически детских» видов деятельности» выступление Е.В.Иванова, к.пс.н., доцент, зав.лабораторией образовательных инфраструктур Института системных проектов МГПУ, 2014г.;