Воспитательское занятие на тему Трудом велик и славен человек


Тема: «Трудом велик и славен человек»
Цель: дать представление детям о ценности труда, его созидательной роли в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
сформировать понятие о значимости труда
расширить представления детей о роли труда в жизни человека
разъяснить значение слова «созидательный»
Развивающие:
развивать интерес к труду
развивать умение объективно оценивать свои трудовые навыки
развивать речь
развивать память
активизировать словарь по заданной теме
Воспитывающие:
воспитывать в детях желание трудиться
воспитывать чувств уважения к своему и чужому труду
воспитывать умение и желание помогать сверстниками и взрослым людям
воспитывать нравственные качества личности
Оборудование:
таблички
картинки
иллюстрации
Словарь:
притча, труд, уважение, понимание, трудолюбие, созидание, благосостояние, слава
План занятия:
Организационный момент.
- Здравствуйте дети! Как ваше настроение? Какая вы себя чувствуете? Какое время года? Какое сегодня число? Хорошо ли вы меня слышите?
Фонетическая зарядка на отработку дежурного звука.
Этап подготовки к активному усвоению знаний.
- Юля, прочти тему занятия. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Ответы детей.
- Верно. Сегодня речь пойдет о труде.
4. Этап усвоения новых знаний.
- Что такое труд? Труд – это работа, занятие, направленное на удовлетворение своих потребностей. Всё, что человеку необходимо для жизни, он создает своим трудом. Давайте послушаем, что нам расскажут ребята о труде.
Даша:
Стол, за которым ты сидишь,Кровать, в которой ты уснёшь,Тетрадь, ботинки, пара лыж,Тарелка, вилка, ложка, нож,Алина:
И каждый гвоздь,И каждый дом,И каждый ломтик хлеба – Всё это создано трудом,А не свалилось с неба!
Стас:
За всё, что создано для нас,Мы благодарны людям,Придёт пора, настанет час –И мы трудиться будем.
- Так и есть. Всё, что нас окружает, создано чьим-то трудом. Человек трудился всегда, во все времена. Существует даже мнение, что обезьяну сделал человеком именно труд. Трудятся все - и большие, и маленькие. Ваши родители ходят на работу. А вы - учитесь. Это ваша работа.
- Как ты думаешь, Даша, для чего работают ваши папы и мамы? (Ответ)
- Правильно, чтобы заработать деньги. А для чего нужны эти деньги? Как ты думаешь, Вова? (Ответ)
- Верно. Для того, чтобы можно купить еду и вещи. А ещё, чтобы куда-нибудь поехать, что-нибудь посмотреть. И чем лучше работают ваши родители, тем больше денег они зарабатывают. Вот и вы, чем лучше будете учиться, тем больше сможете зарабатывать, когда вырастите. Потому что без учебы и труда не придет на стол еда.
- А какие вы ещё знаете поговорки о труде?
Ответы детей:
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Труд кормит и одевает.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
- Кто не работает, тот не ест.
- Вы большие молодцы! Ленивых людей никогда не любили и не хотели кормить лентяев. Потому и возникла последняя поговорка. Кто не работает, тот не ест. Есть такая сказка-притча. Одна девушка была ленивая. Любила поспать до обеда, потом на лавочке в тенечке посидеть, покушать, да песни попеть, пока другие работали. Родители ее очень любили, поэтому и позволяли ей ничего не делать. Через время девушка вышла замуж и переехала в дом к мужу. Как-то приехала навестить её мама и не узнала свою дочь. Та весь день по дому работает: и еду готовит, и убирает, и стирает. Удивилась мать. Что это с дочкой стало? А дочь ей и говорит: « В семье мужа есть такое правило – кто не работает, тот и не ест. Вот я и боюсь без еды остаться».
Физкультминутка.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз
И учитель учит нас:
Руки в стороны поставим,        
Правой левую достанем
А потом наоборот
Будет вправо поворот                
               
 Раз - хлопок,                                 
 Два - хлопок,                                
 Повернись еще разок!
 Раз, два, три, четыре
Плечи выше, руки шире!                
 Опускаем руки вниз                      
 И за парты вновь садись!
- Давайте вспомним, как называется наше занятие. Прочти его ещё раз, Наташа. Трудом велик и славен человек. А почему от труда человек становится великим и славным? Как вы думаете?
Ответы детей.
- Потому что людей, которые лучше всех работали, очень уважали и славили. Их всячески выделяли: платили больше зарплату, награждали грамотами, давали премии, награждали ценными подарками. Во всех профессиях есть люди, которых все знали и уважали. Есть знатные ткачихи, врачи, поварихи. Сталевары, хлеборобы, шахтеры, певцы, актеры, космонавты и многие другие. Давайте рассмотрим фотографии известных людей, славу которым принес их труд (показ слайдов).
Не зря есть такая поговорка:Кто первый в труде, тому слава везде.
- Про труд говорят, что он созидательный. Как вы думаете, что обозначает это слово?
Ответы детей.
- Когда человек трудится, он что-нибудь создает, то есть созидает.
Сколько нужного на светеЛюди делают вокруг:Те плетут морские сети,Те с рассветом косят луг,Варят сталь, штурмуют космос,За станком в цеху стоят,Миллионы умных взрослыхУчат грамоте ребят,Кто-то нефть в тайге качаетИз глубин земных пластов,А другие листья чаяАккуратно рвут с кустов.Ежедневно дел в достаткеДля тебя и для меня.Будет все всегда в порядке,Если трудится Земля.
- О труде есть много загадок. Давайте мы с вами их поодгадываем.
Молодцом тебя зовут Если очень любишь… (труд). 
Я сижу на берегу Живописного пруда,Без чего я не смогу вынуть рыбку из пруда?.. (без труда)
Он с утра метёт наш двор,
Убирает всякий сор.
Разбросал бумажки кто-то.
- Ох, и задал мне работу!
Всё отвёз в мусоросборник
На своей тележке…(дворник)
Любишь кататься, люби и саночки…(возить).
5. Этап закрепления новых знаний.
- О чем мы говорили на сегодняшнем занятии?
Даша Д.:
Кто на свете самый главный,Самый добрый, самый славный?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!
Алина:Кто на свете самый умный,Самый старый, самый юный?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!
Стас:
КтоНа все века и годыНастоящийЦарь природы?Царь полей,Заводов,Руд?Кто он?Как его зовут?Ну, конечно,Это труд!