Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника».


                                     Консультация для родителей
                 «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника».

Уважаемые наши родители!
 Каждый из вас знает, что дети очень любят играть. Наши с вами непоседы готовы играть с утра до позднего вечера! Но не всегда, к глубочайшему сожалению, вы готовы уделить своему чаду должного внимания и свободного времени. А ведь игра очень важный компонент в жизни малыша! В ней малыш удовлетворяет свою потребность быть, как взрослые, свободно выражать свои желания, воплощать фантазии, общаться со сверстниками.
В процессе игры дети развивают сюжет, объединяя в единое целое отдельные игровые действия. Совместное с партнером сюжетосложение сближает игру с речевой деятельностью, в которой дети развивают навык связной речи, воплощают свои фантазии и передают их в форме текста. Особенность игр состоит в том, что в них всегда есть правила игрового взаимодействия детей, возникает речевое взаимодействие участников - диалог.
Замечательно, когда в детских играх участвуют взрослые. Стоит показать ребенку иллюстрацию захватывающего сюжета и рассказать о необыкновенных приключениях, как вы окажитесь в увлекательном путешествии! В обыгрывании сюжета ребенок использует все, что его окружает: сюжетные игрушки, неоформленный материал, предметы-заместители (например, корабль из стула), воображаемые действия. Сюжетно-ролевая игра полезна как детям, так и взрослым.
Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Игра учит нас:
- говорить с ребёнком на его языке;
- преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
- оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
- открывать для себя давно забытый способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;
- любить детей такими, какие они есть.
Играя, мы можем научить детей:
- смотреть на себя со стороны глазами других людей;
- предвидеть стратегию ролевого поведения;
- делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих:
- стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
- доверять друг другу.
                                  Сюжетно-ролевые игры  в детском саду
Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.  Для того чтобы дети имели возможность проявлять творчество в сюжетных играх, чтобы эти игры были привлекательны, в детском саду мы соблюдаем следующие условия:
Мы стараемся, чтобы содержание игр соответствовало интересам и возможностям детей.
Педагогическое сопровождение сюжетных игр строим с учетом постепенного нарастания  самостоятельности и творчества ребенка.
Предметно-игровую среду детского сада меняем, а в ее создании принимают участие дети.
 Организуя игры детей, педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также при постановке "сказочной" игровой проблемы, требующей разрешения. Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: "Что было дальше? Что случилось?" Его позицию можно определить так: помощник в реализации детьми игровых замыслов.      В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого, таким образом, педагогическое сопровождение сюжетных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и побуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно – игровой среды. Все это способствует тому, что игра остается любимой и значимой для детей деятельностью до конца школьного детства.
Для того чтобы проиграть разные сюжетные линии, мы наблюдаем за работой людей разных профессий, проводим экскурсии, целевые прогулки, рассматриваем картины и иллюстрации; читаем произведения; проводим беседы; разучиваем стихотворения, составляем рассказы, отгадываем и придумываем загадки, организуем выставки, играем в разные дид/игры: «Кому что нужно для работы», «Угадай по описанию», «Что с начало, что потом», «хорошо-плохо», «Чего не стало», «Дорисуй на что похоже», «Для чего это нужно», «Из чего сделана вещь» и т.д. Готовим разные атрибуты, рисуем, лепим, вырезаем, строим.
Сюжетно – ролевые игры на прогулке.

Все сюжетно – ролевые игры можно проводить и на прогулке. Конечно, нужно ориентироваться на время года. Таки игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Почта», лучше проводить в теплое время года, когда атрибуты можно вынести на улицу. Игры, как «Разведчики», «Ищем клад», «Моряки» и многие другие, которые учат детей ориентироваться на местности, добиваться конечной цели. Например, игра «Ищем клад». Можно спрятать флажок до прогулки на участке. Выйдя на улицу, говорю детям, что мы сегодня будем кладоискателями. Надо объяснять ориентиры. Например: 10 шагов от веранды прямо, потом направо 5 шагов, опять прямо 3 шага и стоп. Первому, кто находит флажок, полагается приз. Такие игры детям очень нравятся, потом они с удовольствием играют сами. Вместо ориентиров можно использовать слова: горячо, холодно, теплее.

Мальчишек легко заинтересовать игрой в «Разведчиков»: предложить им найти «врага», который спрятался на участке (это может быть любая игрушка, сказочный персонаж). Обязательно напомнить, что разведчики передвигаются тихо, незаметно. Такие игры мальчикам нравятся. Зимой на прогулке можно использовать самые разнообразные сюжетно – ролевые игры с элементами исследования. Можно превратиться в «лаборантов» и исследовать свойства снега, а потом принести немного снега в группу и продолжить исследование: что со снегом будет. Любая сюжетно – ролевая игра на прогулке обязательно многому научит детей. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что – то предлагать, грамотно уводить от неправильных решений и выводов.
Итак, приглашаем вам вспомнить свое детство и отправиться вместе с вашим ребенком в волшебный мир сказочных приключений. Удачи вам!
С уважением воспитатели: Е.П.Шуфлинская, С.В.Триска