Конспект урока по окружающему миру на тему Для чего нужна экономика? (3 класс)


М. Сорокина
Учитель начальных классов СОШ «Образовательный центр» ОАО «Газпром»
Сценарий урока природоведения в 3-ем классе по теме: «Для чего нужна экономика».
Обучающая цель: познакомить учащихся с новыми для них словами «экономика», «потребности», «товары», «услуги; научиться применять усвоенные знания, умения и навыки в практической деятельности на конкретных примерах;
Развивающая цель: развивать речь учащихся; обогащать и усложнять её словарный запас; развивать познавательный интерес; учить анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательная цель: воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения, воспитывать умение оценивать собственную деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников;
Тип урока: урок изучения нового материала;
Структура урока: Проверка домашнего задания, подготовительный этап, усвоение нового, первичная проверка, закрепление, контроль, итог, домашнее задание; (Пр, Пг, Усв, Пп, Зк, Кт, Ит, Дм);
Единица содержания образования: определение понятий «потребность», «товары» и «услуги» для выявления главной задачи экономики;
Граница знания - незнания: учащиеся владеют понятием слова «экономика» на бытовом уровне, но не знают, какие понятия тесно связаны с экономикой, для чего нужна экономика.
Ход урока:
Проверка домашнего задания
Цель:
выявить знания детей о понятии «экономика»;
развивать речь учащихся;
воспитывать трудолюбие.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Что такое экономика? Как бы вы ответили?
Молодцы! Вы очень хорошо потрудились дома.
Слово «экономика» происходит от двух греческих слов: «экос» и «номос». Вы уже знаете, что «экос» обозначает «дом». Это слово переводят и как «домашнее хозяйство». А «номос» означает «правило», «закон».
Получается, что экономика – это правила, законы ведения домашнего хозяйства. Именно так понимали слово «экономика» в далёком прошлом. А сейчас оно имеет более широкое значение. Так называют всё хозяйство людей, а также науку, которая его изучает.
Подготовительный этап
Цель:
мотивировать к учебной деятельности на уроке;
определение содержательных рамок урока;
соблюдение норм поведения.
Организация учебного процесса на этапе 2:
(Учитель вывешивает на доску определение слова «экономика»: «Экономика – это наука о хозяйстве людей») - Тема нашего урока «Для чего нужна экономика».
- Скажите мне, пожалуйста, какую учебную задачу вы можете перед собой поставить?
(зафиксировать ответы детей на доске: что за наука, для чего нужна и т. д.)
- Каким образом вы можете решить поставленную задачу?
- С каким настроением начинаем работу?
(карточки: зелёный кружок – с очень хорошим настроением; мне хочется трудиться, узнавать что-то новое и интересное; красный кружок – с хорошим настроением, мне хотелось бы узнать что-то интересное, но трудиться для этого не хочется; жёлтый кружок – без настроения, работать мне не хочется;
Усвоение нового
Цель:
знакомство с понятиями «потребности», «товары», «услуги»;
развивать познавательный интерес;
владеть навыками совместной деятельности.
Фиксация индивидуальных достижений.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Вы уже знаете, что необходимо для жизни растениям и животным.
- А что необходимо человеку? (ваши предположения)
Работа с учебником природоведения (стр. 36, второй и третий абзацы).
(Учитель вывешивает на доску определение потребностей: «Потребности – это всё, что необходимо людям для жизни»)- У каждого человека есть потребности в воде и воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилище, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.
- Откуда же берётся всё то, что нужно для удовлетворения потребностей?
- Многое даёт нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звёздного неба, радость встречи с птицей, зверьком или яркой бабочкой – всё это мы получаем непосредственно от природы.
- Любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.
- А откуда берутся хлеб и сахар, одежда и обувь, дома, автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе? Это даёт нам экономика.
(Учитель вывешивает на доску определение источников удовлетворения потребностей: «Источники удовлетворения потребностей: природа, общение с другими людьми, экономика»)А теперь давайте заполним таблицу: групповая работа.
Потребность человека Источник – природа или экономика Степень важности (1, 2, 3, 4, 5)
Вода Воздух Пища Свет Тепло - Для чего заполняли эту таблицу?
Некоторые из своих потребностей человек удовлетворяет как за счёт природы, так и за счёт экономики. Мы должны беречь природу.
(Учитель вывешивает на доску определение главной задачи экономики: «Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей»)- Что для этого должны делать люди? (выслушать мнение детей)
Я считаю, что для выполнения главной задачи экономики люди производят различные товары и услуги. Но я могу ошибаться, поэтому давайте обратимся к учебнику.
Работа с учебником природоведения (стр. 38, второй и третий абзацы).
(Учитель вывешивает на доску определение товаров и услуг: «Товар – это продукт труда, который продаётся и покупается. Услуга – это то, что человек или группа людей делают для другого человека»)Работа в парах: «Товар или услуга».
Напиши букву «Т», если это товар, или букву «У», если это услуга.
Книга - Посуда –
Постричь - Огурцы -
Научить - Потушить пожар -
Вылечить – Защитить от преступников -
Мороженое – Перевезти на машине -
Картина – Телевизор -
Помочь сделать уроки – Мебель -
Подведение итогов этапа: - что нового узнали?
- каким образом мы это делали?
Первичная проверка
Цель:
первичная проверка усвоения и понимания детьми новых определений в экономике;
аргументировать свою точку зрения;
воспитание в себе умения оценивать собственную деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников.
Организация учебного процесса на этапе 4:
1. Что называют потребностями?
- Назови две потребности, которые ты считаешь для себя главными;
2. Объясните, для чего нужна экономика.
3. Индивидуальная работа в тетради с последующей проверкой;
Рассмотри рисунки на стр. 23. Отметь товары красным карандашом, а услуги зелёным. Составь пары, соединив линией товар и услугу.
Закрепление
Цель:
закрепление полученных знаний на конкретных примерах;
учить анализировать, делать выводы;
владеть навыками совместной деятельности;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
1. Послушайте стихотворение и скажите, что ещё нельзя купить?
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей возле тополька,
Воду пью из родника.
Где – то дома, у метро,
Пепси – кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить –
Дом, одежду и завод,
Самолёт и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелёк
Родничок и тополёк.
/В. Орлов/
- Как мы должны относиться к природным богатствам и почему?
2. Игра «Быстро дай ответ»
средство утоления жажды (вода)
стоимость одной вещи при продаже, обмене (цена)
денежная единица России (рубль)
продукты труда, которые продаются и покупаются (товар)
то, что используют при оплате товаров и услуг (деньги)
место, где хранят, дают в долг и обменивают деньги (банк)
наука, знание которой помогает нам жить лучше и богаче (экономика)
то, без чего не выловишь рыбку (труд)
3. Групповая работа. Решение экономических задач (повторить правила работы в группе).
Из незакрытого до конца крана с водой за час выливается капля за каплей 10 литров воды. Сколько воды выльется за сутки? (240 литров)
Туристы не затушили костёр, начался пожар, в результате которого сгорело 15 гектаров леса. На каждом гектаре росло 200 деревьев. Сколько всего сгорело деревьев? (3000 деревьев)
На рынке продаются дыни. Дыня весом 5 кг стоит 15 рублей, а дыня весом 2 кг стоит 8 рублей. Какую дыню купить выгоднее? (дыню весом 5 кг)
Заяц, Белка и Енот сшили 10 костюмов. Ворона обещала их продать, за это она хотела получить одну пятую часть от всей вырученной за костюмы суммы денег. Ворона продала костюмы по 100 рублей каждый. Сколько денег досталось Вороне? (200 рублей)

Контроль и самоконтроль
Цель:
организовать самопроверку учащимися полученных знаний;
зафиксировать достижение индивидуального успеха;
соблюдение норм правил поведения;
Организация учебного процесса на этапе 5:
Выбери нужные ответы. Какое слово получилось? Запиши.
Что такое потребности людей?
Т) всё, что требуется людям для жизни;
М) умение видеть красивое вокруг себя;
Главная задача экономики.
Л) производство товаров и услуг;
Р) удовлетворение разнообразных потребностей людей;
Что такое товары?
А) это предметы, которые человек производит;
У) это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности;
Что такое услуги?
Т) добыча поваренной соли, нефти;
Д) проведение экскурсии в музее, лечение больных, обучение детей;
- Какое же слово у вас получилось? (ТРУД)
- Для чего нужен труд? (Труд необходим для развития экономики. Без труда не будет различных товаров и услуг).Итог на рефлексивной основе
Цель:
обобщить полученные знания;
учить анализировать, делать выводы;
оценить собственную деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке;
Организация учебного процесса на этапе 6:
какую тему мы сегодня изучали?
какова была учебная задача нашего урока?
удалось ли её решить?
докажите
как вы оцениваете свою работу на уроке?
кто считает, что работал хорошо?
что вам больше всего понравилось на уроке?
с каким настроением вы заканчиваете работу?
какую отметку вы поставите себе за работу на уроке, обоснуй.
Домашнее задание
Цель:
поработать с новыми понятиями самостоятельно;
согласовать домашнее задание;
оценить свои навыки владения данной темой;
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учебник стр. 36 – 39, вопросы, (б) стр.21 - 24
Как вы думаете, наш урок понравился гостям? Почему? Что скажем им на прощанье?
М. Сорокина
Учитель начальных классов СОШ «Образовательный центр» ОАО «Газпром»
Самоанализ урока природоведения в 3-ем классе «Б» по теме: «Для чего нужна экономика»
Обучающая цель: познакомить учащихся с новыми для них словами «экономика», «потребности», «товары», «услуги; научиться применять усвоенные знания, умения и навыки в практической деятельности на конкретных примерах;
Развивающая цель: развивать речь учащихся; обогащать и усложнять её словарный запас; развивать познавательный интерес; учить анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательная цель: воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения, воспитывать умение оценивать собственную деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников;
Сформулированные цели диагностичны. Учебная задача сформулирована учащимися, понята и принята ребятами. Мотивация достижения цели также была аргументирована учащимися.
Единица содержания образования: определение понятий «потребность», «товары» и «услуги» для выявления главной задачи экономики;
Существовала очевидная логическая связь единицы содержания с целью урока и учебным материалом. Единица содержания была названа и продумана учителем в виде таблиц-определений, которыми должны были владеть ученики на данном фрагменте учебного материала.
Тип урока: урок изучения нового материала;
Структура урока: Проверка домашнего задания, подготовительный этап, усвоение нового, первичная проверка, закрепление, контроль, итог, домашнее задание; (Пр, Пг, Усв, Пп, Зк, Кт, Ит, Дм);
Полное соответствие набора этапов урока названной цели и типу урока. Все этапы урока были организованы до звонка, без выхода за пределы временных рамок урока. Структура урока соответствовала полной психологической структуре деятельности учеников. Они осознавали мотив, цель, действия по её решению, имели возможность осуществить контроль своей деятельности как самостоятельно, так и с помощью своих одноклассников.
Обучающая, развивающая, воспитательная цели каждого этапа урока
Проверка домашнего задания
Цель:
выявить знания детей о понятии «экономика»;
развивать речь учащихся;
воспитывать трудолюбие.
Подготовительный этап
Цель:
мотивировать к учебной деятельности на уроке;
определение содержательных рамок урока;
соблюдение норм поведения.
Усвоение нового
Цель:
знакомство с понятиями «потребности», «товары», «услуги»;
развивать познавательный интерес;
владеть навыками совместной деятельности.
Первичная проверка
Цель:
первичная проверка усвоения и понимания детьми новых определений в экономике;
аргументировать свою точку зрения;
воспитание в себе умения оценивать собственную деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников.
Закрепление
Цель:
закрепление полученных знаний на конкретных примерах;
учить анализировать, делать выводы;
владеть навыками совместной деятельности;
воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
Контроль и самоконтроль
Цель:
организовать самопроверку учащимися полученных знаний;
зафиксировать достижение индивидуального успеха;
соблюдение норм правил поведения;
Итог на рефлексивной основе
Цель:
обобщить полученные знания;
учить анализировать, делать выводы;
оценить собственную деятельность и деятельность своих одноклассников на уроке;
Домашнее задание
Цель:
поработать с новыми понятиями самостоятельно;
согласовать домашнее задание;
оценить свои навыки владения данной темой;
На каждом этапе урока ребята понимали и принимали задачи этапа и были мотивированы на достижение результата.
Учебный материал и содержание образования на данном этапе
Проверка домашнего задания
Предположения детей о том, что обозначает слово «экономика».
Подготовительный этап
Таблица с определением слова «экономика», тема урока, карточки – настроения, записи на доске.
Усвоение нового
Карточки – определения слов «потребности», «товары», «услуги»; источники удовлетворения потребностей, главная задача экономики; учебник природоведения, таблица для групповой работы, карточка для работы в парах.Первичная проверка
Вопросы учителя для размышления, рабочая тетрадь.
Закрепление
Стихотворение В. Орлова, вопросы для игры «Быстро дай ответ», экономические задачи для групповой работы.
Контроль и самоконтроль
Индивидуальная карточка;
Итог на рефлексивной основе
Таблицы – определения, записи на доске;
Домашнее задание
Учебник, рабочая тетрадь.
Первый урок по теме.
Граница знания - незнания: учащиеся владеют понятием слова «экономика» на бытовом уровне, но не знают, какие понятия тесно связаны с экономикой, для чего нужна экономика.
Учебный материал соответствует целям урока, единице содержания и программным требованиям. По количеству и качеству оптимально подобран для раскрытия целей и единицы содержания. Учебный материал был подобран с учётом работы с мотивацией, интересом учащихся, содержал проблемность.
Формы обучения
Проверка домашнего задания
Фронтальная
Подготовительный этап
Фронтальная, индивидуальная.
Усвоение нового
Фронтальная, групповая, работа в парах.
Первичная проверка
Фронтальная, индивидуальная с последующей проверкой.
Закрепление
Фронтальная, групповая работа.
Контроль и самоконтроль
Индивидуальная
Итог на рефлексивной основе
Фронтальная
Домашнее задание
Фронтальная, индивидуальная
Выбор форм обоснован данными педагогической диагностики и детской рефлексии на предыдущем и данном уроках. Выбранные формы обучения адекватны поставленным целям урока и единице содержания. Отсутствовало однообразие в использовании форм обучения на уроке, были учтены возрастные особенности учащихся.
Методы обучения
Проверка домашнего задания – репродуктивный, частично – поисковый
Подготовительный этап – репродуктивный, частично – поисковый
Усвоение нового – репродуктивный, частично – поисковый
Первичная проверка - репродуктивныйЗакрепление – репродуктивный, частично-поисковый
Контроль и самоконтроль – репродуктивный
Итог на рефлексивной основе – репродуктивный
Домашнее задание – репродуктивныйВыбранные методы соответствовали целям урока, особенностям единицы содержания, данным педагогической диагностики и организации деятельности учащихся.
Межэтапные связи
Наличие внутренней логики при переходе к следующему этапу, связующим звеном которой являлась единица содержания (таблицы - определения …).
Наличие внешней логики при переходе к следующему этапу как логика учебного материала (от простого к сложному). Возможность оценить свои индивидуальные достижения явилась достойным логическим окончанием урока.
На протяжении всего урока учителем велась работа с пониманием учащимися логики переходов от одного этапа к другому (организация учителем «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: какова была задача этапов, что уже сделано, что предстоит сделать далее, готовы ли к переходу на следующий этап).
Дифференцированный результат урока
Все учащиеся справились с заданиями во время урока.
Реальный результат урока – 10.
с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется
с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется
с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется
с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется
с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется с очень хорошим настроением;
мне хочется трудиться, узнавать что-то
новое и интересное
с хорошим настроением, мне хотелось бы
узнать что-то интересное, но трудиться
для этого не хочется
без настроения, работать мне не хочется

М. Сорокина
Учитель начальных классов СОШ «Образовательный центр» ОАО «Газпром»
Сценарий урока природоведения в 3-ем классе «Б» по теме: «Для чего нужна экономика».
Обучающая цель: познакомить учащихся с новыми для них словами «экономика», «потребности», «товары», «услуги; научиться применять усвоенные знания, умения и навыки в практической деятельности на конкретных примерах;
Развивающая цель: развивать речь учащихся; обогащать и усложнять её словарный запас; развивать познавательный интерес; учить анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательная цель: воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения, воспитывать умение оценивать собственную деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников;
Тип урока: урок изучения нового материала;
Структура урока: Проверка домашнего задания, подготовительный этап, усвоение нового, первичная проверка, закрепление, контроль, итог, домашнее задание; (Пр, Пг, Усв, Пп, Зк, Кт, Ит, Дм);
Единица содержания образования: определение понятий «потребность», «товары» и «услуги» для выявления главной задачи экономики;
Граница знания - незнания: учащиеся владеют понятием слова «экономика» на бытовом уровне, но не знают, какие понятия тесно связаны с экономикой, для чего нужна экономика.
_______________________________________________________________________________________
М. Сорокина
Учитель начальных классов СОШ «Образовательный центр» ОАО «Газпром»
Сценарий урока природоведения в 3-ем классе «Б» по теме: «Для чего нужна экономика».
Обучающая цель: познакомить учащихся с новыми для них словами «экономика», «потребности», «товары», «услуги; научиться применять усвоенные знания, умения и навыки в практической деятельности на конкретных примерах;
Развивающая цель: развивать речь учащихся; обогащать и усложнять её словарный запас; развивать познавательный интерес; учить анализировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;
Воспитательная цель: воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающей среде; владеть навыками совместной деятельности; соблюдать нормы поведения, воспитывать умение оценивать собственную деятельность на уроке и деятельность своих одноклассников;
Тип урока: урок изучения нового материала;
Структура урока: Проверка домашнего задания, подготовительный этап, усвоение нового, первичная проверка, закрепление, контроль, итог, домашнее задание; (Пр, Пг, Усв, Пп, Зк, Кт, Ит, Дм);
Единица содержания образования: определение понятий «потребность», «товары» и «услуги» для выявления главной задачи экономики;
Граница знания - незнания: учащиеся владеют понятием слова «экономика» на бытовом уровне, но не знают, какие понятия тесно связаны с экономикой, для чего нужна экономика.