Внеклассное мероприятие по окружающему миру по теме « Подводная одиссея команды Кусто: обитатели океана».


Внеклассное мероприятие по окружающему миру
(проводится в виде погружения и путешествия по морскому дну)
Тема: « Подводная одиссея команды Кусто: обитатели океана».
Цели: Расширить знания детей об океане и его жителях.
Формируемые УУД: Личностные: внутренняя позиция ребёнка на уровне положительного отношения к школе; устойчивость учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как на значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с целью, самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные: строить рассуждения в форме простых суждений, выявлять связи между объектами, осуществлять сравнение, анализ, синтез, осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: строить своё высказывание, обосновывать его, слушать мнения других, доказывать; работать в группе.
Оборудование: мультимедийная доска с изображением чашки супа, чашки с чаем, льдинка, росинка, капли воды, падающей в воду, а затем появляющегося океанского пейзажа; кораблём, плавающим по морю китом, кашалотом, выскакивающими дельфинами, летающими рыбами; появляющимися рыбами: пила, акула, прилипала, молот, прыгун, морской петух, рыба-ремень мечи, морские звёзды, актинии, электрические скаты, осьминог, камбала, удильщик, морской конёк, тихая мелодия « Одинокий пастух» из кинофильма «Твин Пикс»; заранее дети готовят сообщения о рыбах и млекопитающих, учат сихотворение про воду, глобус, портрет Колумба, батискаф,выбирается команда корабля: капитан, боцман шум ветра.
Содержание Примечание
Доброе утро рыбам и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
-Вы хоть раз видели по телевизору или по интернету программу «Подводная одиссея команды Кусто»? О чём она? Что такое одиссея? Кто такой Кусто?
Вот и сегодня мы совершим заочное путешествие в глубины океана. Вы расширите свои знания о жителях
океана, погружаясь в его подводные слои . (Ребёнок читает стихотворение)
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в росинке-
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
(На мультимедийной доске появляется чашка супа, чашка с чаем, льдинка, росинка,капля воды,
падающая в воду, а затем океанский пейзаж)
- Прежде чем отправиться в путешествие, нам надо хоть что-то узнать об океане, чтобы тот не обидел нас своими штормами.
- Ребята, посмотрите на глобус. Если его раскрутить, то кажется, что он одноцветный. Почему?... Какого цвета на нём больше?... Что изображается голубой краской?...
Вы знаете, что моря и океаны занимают в два раза больше места на земном шаре, чем суша? Представьте, что длина океана такая, что нужно ехать 5 часов на лифте без остановки. А зачем нужен океан?... 1. Мировой океан что-то вроде большого котла, который отапливает Землю. За лето он прогревается солнцем, а зимой отдаёт своё тепло Земле.
2. Поит всю Землю и всё живое.
Теперь мы можем спокойно отправиться в путешествие. Но ведь экипажем корабля должен кто-то руководить? Выберите себе капитана…. . Выберите ему помощника – боцмана… А все остальные будут матросами. Поплывём мы на большом корабле, на котором переплывал океан и открыл Америку великий мореплаватель Христофор Колумб – Каравелле.
Боцман: Матросы, все на корабль! Вперёд, поплыли!
Плыть нам долго. Что же делать? Давайте
Поиграем в игру «Море волнуется»
(Боцман проводит игру)
Матросы, по местам! Мы в Тихом океане! Ой
что это там виднеется в дали?!
Учитель: отгадайте загадку:
«Через море, океан,
Плывёт чудо великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту»! (кит)
Сам большой, глотка маленькая. Пасть его словно бы перегорожена множеством твердых пластинок. Это что-то вроде цидилки. Как вы думаете, как у кита получается фонтан на голове?... Он набирает воду, потом через ус процедит. Вода выливается, а рачки и рыбы остаются. Как вы думаете кит – это рыба или млекопитающее?... Почему?...
Боцман: Внимание! Внимание! За бортом весёлые прыгающие рыбы, да не два, а три. Кто они?!...1 ребёнок: Дельфин- это тоже зубастые киты, только очень маленькие. Это очень умные животные. Дрессированные дельфины выступают в цирке. Они замечательные пловцы, обгоняют любые суда и не оставляют сородича в беде. Как вы думаете, что дельфины будут делать, если его друг поранится и не сможет плыть?... Они спасают и людей. Дельфины замечательно видят ночью и общаются между собой с помощью сигнала.
Командир: ребята, а какое название можно дать этой рыбе: у неё большие плавники, как крылья у птицы?
Эта рыба умеет летать. Разгонится под водой, выпрыгнет, расправит крылья – плавники и летит маленьким серебристым самолётиком. Зачем ей это?...Это она спасается от врагов.
Учитель: А что это за животное ныряет в воду? На кого она похожа?... 2 ребёнок: да это же зубастый кит- кашалот. У него огромные зубы, которыми он хватает добычу. Нырнёт кашалот на целый километр и через час вынырнет, чтобы воздух вздохнуть.
Капитан: Ребята все залезаем в батискаф! Будем погружаться в глубь океана!......Учитель: что же мы видим?.... (звучит тихая музыка)
Боцман: Алло! Алло! Если начну перечислять все, что есть в океане, мне понадобится 33 дня,3 часа и 33 минуты.
Учитель: и правда, на дне океана столько всяких чудес, о которых мы сейчас узнаем.
Боцман: мы уже 100 метров под водой! Как интересно!
3 ребёнок: посмотрите на эту рыбу. Вы догадываетесь как она называется?... Почему её так назвали?... Для чего он ей нужен?... Чтобы выкалывать из дна живность и спасаться от врагов. Нос- это её грозное оружие.
4 ребёнок: есть рыбы, которые едят человека. Вы догадываетесь, кто это?... Оказывается, не все акулы едят человека. Вот, например, китовая акула – 20 метров длиной, а ест маленькую селёдку и для людей не опасна.
5 ребёнок: Но а такую рыбу вы ещё не знаете и не видели. Я о ней расскажу, а вы дадите ей название. Они плохо плавают, поэтому любят, когда их возят. У них на голове присоска. Прилепится она к акуле и путешествует вместе с ней. Так как зовут эту рыбку?...Капитан: А почему эту рыбу называют рыба-молот?...Иногда она нападает на неосторожного купальщика.
Учитель: Ребята, океан объединяется с землёй. И очень много названий перешли с суши. Бывают ли прыгающие рыбы?... Они очень часто вылезают из воды, устраиваются на прибрежных кустах и даже стволах деревьев. Несколько часов на суше и снова в воду. Посмотрите, на кого она похожа?....6 ребёнок: отгадайте загадку:
« Всех я во время бужу,
Хоть часов и не ношу» (Петух)
-Рыбы, как и другие существа на земле издают звуки. Вот морской петух. Почему его так назвали?... Кукарекать он не может но издаёт какой-то другой звук вроде трескотни кузнечика. А ещё он раскрашен как настоящий петух.
7 ребёнок: Назовите эту рыбу… Она длинная и плоская. Ну и ремешок! Достигает 9 метров в длину. А тяжелый, пятерым не поднять. Это серебристо-розовая рыба с короной, её ещё называют сельдяным королём, так как любит плавать во главе косяков сельди.
Боцман: Ребята, матросы весёлые ребята, они умеют прыгать, топать. Мы очень устали, давайте отдохнём.
Эй, все дружно делай как я!
Давай скорей попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. Головкой покачаем и снова начинаем…. (2 раза)
Капитан: стремительно врывается в рыбный косяк и начинает своим мечом разить направо и налево. Догадались о ком идёт речь? Иногда она набрасывается на китов. Достаётся и лодкам, и кораблям. Удар меча такой сильный, что пробивает корабельный борт. А иногда её меч остается в пробоине корабля.
Учитель: посмотрите, кто это похожие на цветы? … А что они едят?... Плывут они медленно. Найдут раковину, обхватят её лучами, приоткроют створки моллюска и выедят его.
8 ребёнок: Там, где лучи солнца пробиваются сквозь водяную толщу, хорошо видно дно. Тут очень красиво!
Даже цветы растут – яркие, с длинными лепесточками Но это не цветы, это животные- актинии. «Лепестки» -это жгучие щупальца. А в середине рот. Зазевается рыбка, заденет лепесток и попадет на обед актинии. Они стоят неподвижно, но могут и путешествовать. По дну ползают малюски, актинии прицепятся к домику и едет.
9 ребёнок: Что вы знаете об электрических скатах?
В их теле спрятано что-то вроде батарейки. Их много. Они дают электрический ток. Скаты применяют его, если чувствуют опасность или во время охоты. И человека могут с ног свалить. Но действуют живые батарейки только миг. Поэтому им долго приходится его накапливать.
Учитель: Отгадайте загадку:
« Ты со мною не знаком
Я живу на дне морском
Голова и восемь ног
Кто же это?....» (Осьминог)
Странные существа осьминоги. Почему их так назвали?
Откуда у них растут ноги?.... Ученые их называют головоногими. Сколько у них ног?.... Это не ноги, а щупальца с присосками, которыми удобно хватать добычу. Рыба и другая добыча присасывается к ним.
Плавает он очень быстро. У него есть свой реактивный двигатель: набирает воду в специальный водяной мешок и с силой выталкивает. Так он плывёт в противоположную сторону.
10 ребёнок: плоская, как большой блин. Кто это?...Камбала живет на дне. Лежит и смотрит, не плывет ли к ней добыча. Чтобы быть незамеченной, она изменяет свой цвет. Вот что о ней рассказывают: однажды на дно аквариума положили шахматную доску. И что случилось с камбалой?.. Она стала как шахматная доска.
11 ребёнок: У морского удильщика всего один фонарик, который висит на гибкой «удочке» перед самой его пастью. Этот фонарик служит приманкой. Добыча плывет на свет прямо в пасть удильщику.
Капитан: Охватив хвостиком стебелёк водоросли, замерла странная рыбка с головкой точь-в-точь как у сказочного Конька-горбунка. Вот её так и назвали коньком. Конек, как и камбала тоже меняет свой цвет.
12 ребёнок: рядом с коньком живет рыбка – тоненькая, длинная. Хвостик острый, носик острый. Вот её и назвали рыба-игла.
Капитан: о многих рыбах мы сегодня узнали. Пора возвращаться домой.
Боцман: Поднять якорь! Плывём домой рассказывать всем! Едем домой!
Учитель: Пока едем, давайте вспомним, какого млекопитающего вы увидели? Каких рыб запомнили?
Боцман: Земля! Земля! Мы дома!




Стих читает ребёнок.
На мультимедийной доске появляется чашкас супом,чашка с чаем, льдинка, росинка, капля воды, падающей в воду, переходящий в океанский пейзаж.
Глобус
На мультимедийной доске
с изображением океанского пейзажа всплывает и исчезает изображение Х. Колумба,
появляется изображение
корабля – Каравелла.
Шум ветра.
На доске всплывает изображение кита.
На доске всплывают плывущие дельфины и один выпрыгивающий.
На доске всплывает летающая рыба
На доске всплывает ныряющий кашалот
Всплывает изображение батискафа с группой ребят.
музыка
Батискаф погружается постепенно в слои океана, в слоях океана всплывают изображения рыб: пилы,
акулы, прилипала, молот, прыгун, морской петух, рыба-ремень, рыбы-мечи, морские звёзды, актинии, электрические скаты, осьминоги, камбалы, удильщик, морской конёк,рыба-игла.
Батискаф всплывает наверх, группа ребят пересаживается на корабль.
Шум ветра.