Статья. Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.


Статья. Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

1. Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями можно проассоциировать с интегрированным или коррекционным подходом. Важным этапом формирования инклюзивного подхода в образовании является социальная интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Суть этого – постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации образовательной системы с прохождением цикла преобразований и приобретением возможности адаптироваться к особым образовательным потребностям воспитанников. Коррекционный подход в инклюзивной практике предусматривает вариативные формы получения образования. Каждое направление коррекционной работы должно быть направлено на создание благоприятной психологически безопасной среды для каждого ребёнка.
Инклюзивное образование рассчитано на детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития). Этому свидетельствует понятие об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях.
Педагогические технологии – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Это: метатехнологии, макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии (технология развивающего обучения, технология преподавания учебного предмета, технология изучения темы, повторения, усвоения, техника формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств…), научные технологии, формально-описательные, процессуально-действенные ( описание целей, решение определённых проблем, анализ результатов…). Учитываются критерии: системность, научность. структурированность, воспроизводимость, эффективность, управляемость; уровни: концептуальный, технологический, инструментальный, процедурный.
Наиболее подходящей, считаю, в инклюзивном образовании является технология «портфолио». Она позволяет качественно и тактично реализовать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учётом умственных, физических данных воспитанников, не акцентрируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности».
Считаю, что применение данных методов и технологий обеспечит каждому ребёнку условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей, развития личностных компетенций в процессе освоения содержания образования.