Спортивно-инклюзивный проект Игры равных

Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва

Спортивно-инклюзивный проект: «Игры равных»

Можно пробовать приучить детей к толерантности, иллюстрируя свои рассказы различными примерами из жизни. А можно вовлечь их в деятельность, как поступили в ГБОУ «Школа № 2121 «Образовательный комплекс имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина» г. Москвы

Перебороть страх
В этой школе на протяжении пяти лет школьников не боятся знакомить детей с тем, что вокруг них есть люди с инвалидностью. Более того, педагоги вовлекают своих учеников в различные мероприятия с участием детей с ограниченными возможностями.
За это время было проведено несколько мастер-классов со спортсменами-паралимпийцами, организованы несколько выездов в класс-центр под руководством Сергея Казарновского и встреча учащихся школы и детей-инвалидов с паралимпийцами. Теперь, когда большинство московских школ объединяются в образовательные центры, состоящие их нескольких учреждений – структурных подразделений, настала пора поделиться опытом.
Как отметил руководитель проекта, заслуженный учитель РФ Дмитрий БЕСПОЛОВ, не нужно бояться проводить такие мероприятия: «Наш небольшой опыт показывает, что современные школьники не испытывают никаких проблем в общении с детьми-инвалидами – напротив, стараются принять их в свой коллектив и оказать необходимую заботу. Они совместно вырабатывают правила игр, в которых все имеют равные возможности, и обязательно соблюдают их.
Основная проблема при проведении подобных мероприятий возникает не у детей, а у педагогов, которые не имеют опыта общения с детьми-инвалидами и боятся что-то сделать не так. Сегодня мы пригласили к себе в школу преподавателей из других структурных подразделений нашего образовательного центра, так как в самом ближайшем будущем похожие мероприятия будут проходить на их территориях: в современном мире, когда образование становится инклюзивным, важно уметь организовывать взаимодействие детей с разными возможностями, дать им представление об особенностях и возможностях паралимпийских видов спорта».
Эта школа сотрудничает с Региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива», основная миссия которой – трудоустройство людей с ограниченными возможностями, а одно из направлений работы – образовательное. Заключив контракт с образовательным учреждением, организация проводит для его учеников цикл занятий «Рождены для движения. Вместе лучше», состоящий из четырех уроков: трех информационных и одного прикладного. В ходе работы ведущие рассказывают школьникам о способностях и возможностях людей с инвалидностью, привлекают внимание детей к паралимпийским видам спорта. На прикладном занятии проводятся выступления спортсменов-паралимпийцев, а школьникам предоставляется возможность попробовать свои силы в паралимпийском виде спорта.
В школу № 2121 на прикладное занятие было решено пригласить гостей из подшефной школы-интерната № 20, в которой обучаются дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Гостеприимство
Педагоги и учащиеся этой школы умеют встречать гостей. Физически крепкие ребята из сборной по регби деловито помогали детям-инвалидам выгрузиться из автобусов, поднимали их по лестничным пандусам. В ожидании других участников встречи гостям было предложено угощение – чай с пирожками. А чтобы этот день еще больше запомнился гостям, им предложили поучаствовать в мастер-классе по изготовлению тряпочных кукол. Возможно, для детей с ДЦП это слишком трудное занятие, но волонтеры из числа старшеклассников всячески помогали им, дети и взрослые общались, занимались общим делом – что может быть лучше?
К проведению мероприятия подключилась вся школа. Гости могли зайти в любой класс, школьные музеи и другие помещения, где их приветливо встречали педагоги и дети.
Затем все собрались в актовом зале. Ребятам показали видеопрезентацию о тренировках и соревнованиях по регби на колясках, а потом Анатолий КОЗЫРЕВ – главный тренер сборной России по этому виду спорта – рассказал о его особенностях. Его выступление через каждые 3–4 мин. прерывал ведущий и предлагал задавать вопросы. Первым откликнулся мальчик из школы-интерната, страдающий ДЦП. Его заинтересовало, может ли он заниматься этим видом спорта. Другим хотелось узнать, как долго спортсмены тренируются, чтобы дорасти до уровня сборной, проводится ли первенство России по регби на колясках, сколько команд в нем участвует, кто является фаворитом и каковы успехи наших паралимпийцев на международной арене.
Игроки рассказывали о том, как они пришли в параспорт, о своем игровом амплуа, с удовольствием отвечали на вопросы детей и взрослых. «Спорт дает возможность совсем по-другому смотреть на жизнь», – сказал капитан сборной России по регби на колясках Валерий КРИВОВ.
По окончании мероприятия всем гостям вручали призы. Делали это другие гости – почетные: представители Федерации регби России, капитан регбийного клуба «Слава», методисты городского методического центра.

Опыт или молодость?
Затем все участники перешли в спортивный зал. Сначала игроки клуба «Преодоление» продемонстрировали двустороннюю игру, чтобы все зрители смогли понять ее основные правила и принципы взаимодействия партнеров.
Затем желающим было предложено принять участие в игре с профессиональными спортсменами. Первыми откликнулись школьники – члены сборной команды по регби. Им было очень интересно попробовать себя в новой деятельности, схожей с их любимым видом спорта. Нашлись желающие из школы-интерната № 20. Двое ребят с ДЦП тоже решили попробовать свои силы. Один из них – тот самый мальчик, который задавал вопрос о возможности занятий регби на колясках для людей с ДЦП. Мастера помогли всем надеть перчатки и пристегнуться ремнями безопасности. Интересно было наблюдать за ребятами, которые впервые сели в коляску. Желание обыграть соперника быстро сменилось недоумением, вызванным блестящей тактической игрой профессионалов. Спортсмены с инвалидностью не дали своим здоровым соперникам проявить свои лучшие качества: они умело блокировали пути их передвижения своими колясками, зажимали на дальней стороне зала. Несмотря на то что клуб «Преодоление» играл явно не в полную силу, все сразу поняли, кто доминирует на площадке. Зрители аплодисментами благодарили спортсменов-инвалидов за красивые комбинации и с особой радостью приветствовали их соперников в случае результативных атак.
Самым сложным для ребят оказалось управление коляской. В разговоре с одним из тренеров сборной я выяснил, что обычно у спортсменов на овладение этим навыком уходит более года и именно по этому техническому действию распознают квалификацию игрока.
Через каждые 3–4 мин. в коляски садились новые участники. Каждому хотелось управлять ею и посостязаться с именитыми соперниками. Однажды на площадку выехала девушка. Нетрудно было заметить, что спортсмены-инвалиды стали играть слабее и даже позволили ей провести несколько результативных атак, что добавило эмоций собравшимся.
По окончании игры все собрались вместе для групповой фотографии. Затем гостеприимные хозяева помогли гостям одеться, погрузиться в машины и снова пригласили в гости. Уверен: ждать новой встречи долго не придется.

Правила
В регби на колясках играют на баскетбольной площадке. В каждой команде по четыре участника. Состав должен быть подобран так, чтобы общее количество классификационных очков игроков не превышало 8. Очки присваивает специальная медицинская комиссия. Чем больше спортсмен ограничен в движениях, тем меньше у него очков. В зависимости от классификации участники распределяются по амплуа: игроки с маленьким невысоким коэффициентом обычно выполняют роли защитников, с высоким – нападающих.
Цель – сделать так, чтобы коляска игрока, владеющего мячом, обеими колесами заехала в зачетное поле, расположенное за лицевой линией и ограниченное конусами.
Играют волейбольным мячом, который разрешается передавать в любом направлении. Участник, владеющий мячом, может положить его на колени, но не вправе держать его у себя более 10 сек. После этого он должен или передать мяч партнеру, или ударить им о пол.
Игра продолжается четыре периода по 8 мин. чистого времени. Если основное время завершилось вничью, назначается дополнительное. На каждую атаку отводится 40 сек., причем игрок нападающей команды с мячом должен заехать на половину противника в течение первых 12 сек.
Игрока и коляску нельзя задерживать руками. Однако правилами не запрещается врезаться друг в друга. Иногда это приводит к падениям спортсмена. В таких случаях игра останавливается и упавшему помогают подняться.

Принимая эстафету
Возвращаясь домой, я подумал, что неплохо было бы организовать нечто подобное и у себя в школе. Что для этого нужно?
Во-первых, желание детей и всего педагогического коллектива.
Во-вторых, возможности образовательного учреждения. Нужно продумать все мелочи, на которые мы, здоровые люди, порой не обращаем внимания: наличие пандусов, их ширина, крутизна подъема, возможность проезда на территорию школы специализированных автобусов и организация мест для высадки пассажиров. Ширина коридоров, дверей должна позволять коляскам заезжать в любые помещения школы. За каждым инвалидом необходимо закрепить одного-двух сопровождающих.
В-третьих, нужно найти людей с инвалидностью, занимающихся параспортом, желающих и имеющих возможность приехать на встречу со здоровыми людьми. Причем, чтобы организовать приезд в школу паралимпийцев, не обязательно искать какой-либо фонд: можно обратиться к спортсменам через Паралимпийский комитет России, общественные организации и федерации и специализированные клубы. Они заинтересованы в подобных контактах и с радостью пойдут навстречу, причем совершенно бескорыстно.
В-четвертых, нужно продумать программу и предусмотреть всё: встречу, питание, время для выступлений, награждение. Лучше всего перед приглашением спортсменов уже иметь примерный сценарий, который можно доработать. Чтобы встреча надолго сохранилась в памяти, не будет лишним наградить всех участников небольшими сувенирами, а по окончании – фотографиями.

Фото автора
15