Технология продуктивного чтения на уроках литературы


Клячина С.Н., учитель русского языка и литературы
гимназия №1 им. А.Л. Кузнецовой
г. Куйбышев, Новосибирская область
Технология продуктивного чтения при изучении повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий»
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. (А.А.Леонтьев)
Технология продуктивного чтения направлена на формулирование собственной позиции, умения адекватно понимать собеседника (коммуникативные УУД), умения извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию (познавательные УУД), умение работать по плану, алгоритму (регулятивные УУД), формулировать оценочные суждения (личностные УУД).
Целью учебного занятия является обучение пониманию текстовой информации, выраженной в явном и неявном – текст и подтекст. В этой технологии выделяется три этапа работы с текстом:
1 – «До» чтения (просмотровое чтение) – это мотивационный этап, целью которого является прогнозирование содержания по названию, по иллюстрациям, предвосхищение чтения (антиципация).
Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
2 – «Во время» чтения (изучающее чтение) – это этап диалога учащегося с автором текста, в процессе чтения текста учащийся делает остановки и задает свои вопросы, прогнозирует предполагаемые ответы, проверяет свои ответы, тем самым вычитывает подтекст, интерпретирую точку зрения автора.
Первичное чтение текста.Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста.Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
Беседа по содержанию текста.Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
Выразительное чтение.
3 – «После» чтения (рефлексивное чтение) – это заключительный этап занятия, на котором учащийся формулирует главную мысль, при необходимости корректирует свои интерпретации авторской позиции.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
В технологии продуктивного чтения существуют разные приемы анализа художественного текста, остановимся на двух наиболее эффективных: "диалог с автором" и комментированное чтение.
1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения – это прием работы с текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения.
При переходе детей от совместного обучающего чтения с учителем к самостоятельному чтению педагогу важно помочь им научиться самостоятельно вести "диалог с автором".
В ОС «Школа-2100» для детей в тексте (в конце предложений) расставлены "сигналы":
В – вопрос (найди, задай);
О – ответ (ответь на этот вопрос);
П – проверка (проверь точность своих предположений).
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..".
Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
2.Комментированное чтение
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно (например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?..")
Пример технологии продуктивного чтения при изучении повести Валентина Катаева «Белеет парус одинокий»
Этап урока Содержание Деятельность педагога Деятельность учащихся Фомирование УУД
Организационный момент 1. Общая готовность детей к уроку. 2. Концентрация внимания детей.
3. Общий план действий 1.Проверка готовности.
2.Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
3. Наличие общей установки на урок 1. Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение: – знаю, что буду делать; – понимаю, хочу делать или нет; – думаю, что могу сделать Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Этап I. Работа с текстом до чтения 1. Актуализация знаний, появление темы урока, проблемы урока.
2.Антиципация чтения. 1.Постановка проблемы урока.
2.Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом. 1.Рассматривают иллюстрацию к разделу учебника, делают вывод о том, что следующем произведением будет повесть В. Катаева «Белее парус одинокий». Учащиеся предполагают, что произведение о море.
Обсуждение репродукций Айвазовского «Девятый вал».
2.Учащиеся определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют по названию, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт. Этап II. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста.
Прием «Диалог с автором» Организация медленного «вдумчивого чтения». Постановка к тексту вопросов.
(Каким представлено море в повести?
Как оно меняется в связи с изменение погоды? Как воспринимают главные герои море?)
Проведение необходимой словарной работы по ходу перечи- тывания и комментирования текста. Умение включаться в диалог с автором и с учителем, отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Этап III. Работа с текстом после чтения Концептуальная беседа по тексту. Организация коллективной дискуссии. Подведение учащихся к
коллективному решению,
соотносящемуся с авторской
позицией.
(Чем различается восприятие моря глазами Пети и Гаврика?
-Что можно сказать о каждом из мальчиков?) Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, формулирование аргументов, контраргументов Умение
корректировать, изменять свою точку зрения. Выделение основной идеи текста. Выполнение творческого задания (Чем отличается море Пети от моря Гаврика?) Подведение итогов урока. Повторение выведенных
законов, определений (нового, что узнали учащиеся). Организация подведения итогов урока учащимися. ( В.П. Катаев говорит, что душа ребёнка, кто бы он ни был, всегда тянется к прекрасному, доброму, ребёнок ищет в жизни счастье, красоту, очарование, он хочет любить жизнь и радоваться ей. Петя и Гаврик любуются Чёрным морем. Они оба выросли на море, море – это их стихия, и показано оно в этих главах глазами детей. Оценка собственной и коллективной деятельности. Домашнее задание. Самостоятельное чтение произведения чтение учащимися. Выбор домашнего задания в
соответствии с результатами урока, целями следующего урока. Применение нового подхода к организации урока литературы с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи учащихся, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературы.
Список использованной литературы:
Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2012. – 160 с.
Чиндилова, О.В. Технология продуктив ного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010. – 208 с.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ……