Два варианта ОГЭ по русскому языку — 9 класс — с ответами


Вариант №3
(1)Целый час папа воспитывал меня. (2)В который раз он уже повторял:
(3)– В твоём возрасте я был серьёзнее!.. (4)И тут что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло. (5)Когда дым рассеялся, рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. (6)Его коленки были исцарапаны, воротник рубашки наполовину оторван, а под левым глазом светился здоровенный синяк.
(7)– Ты кто такой?! – удивился я. (8)Он зашмыгал носом, а потом сказал: (9)– Я твой папа. (10)Только… в твоём возрасте.
(11)– Ну и ну! – сказал я. (12)И ещё раз осмотрел его с ног до головы. (13)– А ты в моём возрасте был меньше меня.
(14)– Конечно, – согласился мальчик-папа. (15)– Мы с мамой тебя в спортивную школу устроили. (16)Ты работаешь над своим развитием. (17)А я просто во дворе болтался… (18)– Зато у тебя синяк отличный! – сказал я с завистью.
(19)– А-а-а… – махнул он рукой. (20)– Дал тут одному по шеям. (21)– Пойдём погуляем? – предложил я.
(22)– Ура! – закричал мальчик-папа и рванул на улицу. (23)Когда я вышел из подъезда, он уже сидел на дереве и махал мне оттуда рукой. (24)– Ты же запрещаешь мне лазать по деревьям, – сказал я. (25)– Да ла-а-адно, – протянул он. (26) – Главное, чтоб мама нас не застукала. (27)Я забрался к нему, и мы стали качаться на сучке. (28)Потом сучок обломился, и мы упали вниз. (29)Папа первый, а я второй. (30)Прямо на него. (31)– А ты тяжёлый, – сказал он, вылезая из-под меня. (32)– Давай поборемся? (33)И мы стали бороться. (34)Боролись мы, старательно сопя, совсем недолго. (35)Потому что я папу сразу поборол. (36)– У меня просто настроения нет бороться, – сказал он грустно.
(37)– Да ла-а-адно, – протянул я. (38)– Не огорчайся. (39)В другой раз ты меня поборешь.
(40)– Ты только маме не рассказывай, – попросил он, – что победил меня.
(41)– Ты тоже не жалуйся, – попросил я. (42) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.
(43)– Пустяки! – сказал папа и швырнул воротник в мусорную кучу. (44)– Если мы будем держаться друг друга, то в этой жизни не пропадём. (45)И тут кто-то окликнул нас из подворотни.
(46)– Эй, пацаны! Ну-ка, быстро сюда! (47)Там стояли двое взрослых, лет по тринадцать, парня. (48)Когда мы подошли к ним, они сказали: (49)– По двадцать копеек, салаги! (50)Быстро!
(51)Я похлопал себя по карманам и сказал: (52)– У меня нет денег…
(53)– А ты попрыгай! (54)Может, зазвенит, – приказал, ухмыляясь, один парень.
(55)Тут мой папа нахмурился, пригнул голову и с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот. (56)Это был здоровский удар. (57)Я такого от папы не ожидал. (58)Парень тот сразу кубарем покатился. (59)А я в этот момент на другого набросился. (60)Двинул ему разок! (61)В общем, они убежали от нас на другую сторону улицы и завопили:
(62)– Ну, салаги, держитесь! (63)Сейчас мы своих парней приведём!
(64)Они не соврали. (65)И привели ещё пятерых парней. (66) Нас стали окружать со всех сторон. (67)– Держись, сынок! – сказал мне мальчик-папа. (68)– Сейчас нам придётся туго. (69)Они уже начали нас бить, когда во дворе появилась наша мама. (70)Их тут же как ветром сдуло. (71)Мама едва успела им нашлёпать. (72)Потом она отвела меня и мальчика-папу к нам домой, помазала царапины йодом и напоила киселём. (73)Только мама вышла из кухни, а папа говорит:
(74)– Мы с тобой вдвоём, конечно, сила. (75)Ну, а втроём с мамой – вообще о-го-го! (76)Давай держаться втроём?
(77)– А ты не будешь больше говорить, что в моём возрасте был серьёзнее и слушался родителей, и воспитывать меня по два часа? (78)Мальчик-папа посмотрел на свои царапины, синяки, изорванную рубашку, вздохнул и пообещал:
(79)– Не буду!(80)Мы пожали друг другу руки. (81)Тут опять что-то тренькнуло, грохнуло, зашипело и вспыхнуло.
 (82) Когда дым рассеялся, передо мной снова стоял взрослый папа. (О. Кургузов*)
2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?» 1) Автор стремится убедить читателей в том, что взрослые всегда правы.
2) Автор стремится показать, что родители должны воспитывать детей на собственном примере.
3) Автору важно передать мысль о том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не обманывать.4) Автор показывает таким образом, что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 
1) – В твоём возрасте я был серьёзнее!.. 2) – Ведь я тебе воротник рубашки совсем оторвал.
3) Нас стали окружать со всех сторон. 4) Их тут же как ветром сдуло
4Из предложений 51-55 выпишите слово, в котором правописание приставки обозначает «неполное действие
5Из предложений 77-82 выпишите глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы 6Замените слово «болтался» в предложении 17  синонимом.
7Замените словосочетание «сказал с завистью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите это словосочетание 8Выпишите грамматическую основу предложения 68
9Среди предложений 28-35 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
– А ты попрыгай! Может, (1) зазвенит,(2)– приказал,(3) ухмыляясь,(4) один парень. Тут мой папа нахмурился,(5) пригнул голову и,(6)представьте,(7) с криком «А-а-а!» ударил этого парня головой в живот
11Укажите количество грамматических основ в предложении 77. Ответ запишите цифрой
12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Хотя я не видел,(1) но тут что-то тренькнуло, (2) грохнуло, (3) зашипело и вспыхнуло. Когда дым рассеялся, (4) рядом со мной стоял мальчик в коротких штанишках. Его коленки были исцарапаны, (5) воротник рубашки наполовину оторван, (6) а под левым глазом светился здоровенный синяк. Как он появился, (7) папа тоже не знал.
13Среди предложений 23, 44, 48, 69, 77 найдите СПП с придаточным условия Напишите номер 14Среди предложений 4-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения
15.2. Напишите сочинение Объясните, как понимаете смысл 78 – 79 предложений текста О. КургузоваВариант №4
(1)Не дружит Витька со своей старшей сестрой Кирой. (2)Дружбы не получается. (3)Неужели у всех такие сестры?
(4)Витька пробовал иногда слушаться её, но дружба всё равно не наладилась.(5)Сейчас Витька сидит на широкой, изрезанной ножом скамье, как раз против избы, и думает: «Кто виноват в этом?»(6)Если Витька сделает что-нибудь хорошее, Кира хвалит его с оглядкой. (7)Но коль уж он провинился, громко, чтобы вся улица услышала, кричит:
—(8)Это мог сделать только ты!.. (9)Это бесчеловечно!
(10)Витьке надоели поучения. (11)Он забирается до первых сумерек в Каменистик. (12)Это глубокий овраг с крутыми глинистыми боками. (13)По каменистому дну его течёт чистый ниточка-ручеек…
(14)Витька смело пробирается через живую стену зарослей ольхи и лозняка. (15)На дне оврага он садится на обросший мохом камень. (16)Из-под камня выскакивает ручеёк. (17)Витька задумчиво слушает задиристое его бормотание. (18)Оно переплетается с еле уловимым шелестом травы.(19)Витька знает все места тут наперечёт. (20)Сколько гнёзд упрятали в зарослях птицы… (21)И какие они… (22)Витька, нагнувшись, осторожно раздвигает отяжелевшие под росой ветви орешника. (23) Он ищет хитро скрытые там гнёзда.
(24)Сорвавшись однажды со стены Каменистика в кустарник, он расцарапал себе нос и разорвал штаны. (25) А когда пришёл домой, Кира снова закричала на всю улицу, что это бесчеловечно и что она пожалуется наконец отцу. (26)И она пожаловалась.
(27)Тот, попыхивая трубкой в подпалённые усы, пообещал Витьку выдрать, а хворостинку выломать из тополька на огороде.
(28)…Витька с жалостью глядит на тополёк, который растёт в конце огорода. (29) Он тоненький ещё и слабый. (30)Сломать его нельзя, скажут — нарочно всё это сделал, специально, чтобы сестру рассердить. (31)Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород. (32) Тополек принялся. (33)Даже листья не завяли. (34) Но Кира всё-таки заметила, что тополька нет. (35) И подняла шум… (36)Вечер уже брался в полную силу.
(37)Витька крика не слышал: он был в Каменистике. (38)А когда выбрался оттуда, то ещё издали увидел суетящуюся возле свежевырытой ямы Киру. (39)Она размахивала длинными руками и что-то показывала отцу.
(40)Домой идти Витька не решался — выдерут. (41)Но в Каменистике всю ночь сидеть тоже страшно. (42)И Витька пошёл домой: будь что будет. (43)Но, странное дело, отец почему-то не ругался. (44)Глаза у отца с хмуринкой, а лицо по-прежнему доброе. (45)И Витька понял, что порки не будет.
(46)Кира стояла возле ямы и ругала его:(47)— Это мог сделать только ты… (48)Это бесчеловечно…(49)А Витьку захлёстывала обида: какая разница, где будет расти тополёк! (50)Важно, чтобы он остался живой. (по Г. Я. Шманю)
2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Кира пожаловалась отцу на своего младшего брата Витьку?»
1) Витька изрезал ножом скамью напротив дома.
2) Витька сломал тополёк, который посадила Кира.
3) Витька упал в кустарник и разорвал свои штаны.
4) Витька разорял птичьи гнёзда
3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Сейчас Витька сидит на широкой, изрезанной ножом скамье, как раз против избы, и думает: «Кто виноват в этом?»
2) Витька осторожно раздвигает отяжелевшие под росой ветви орешника.
3) Тогда он отыскал под верандой старую ржавую лопату, выкопал тополёк и перенёс его в соседний огород.
4) А Витьку захлёстывала обида: какая разница, где будет расти тополёк
4Из предложений 22-24 выпишите слово, в котором правописание глухого согласного на конце приставки зависит от глухости следующего согласного
5Из предложений 1-5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего времени чередуется с –У(Ю
6Замените слово разговорное слово «ЗАДИРИСТОЕ» из предложения 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним
7Замените словосочетание «с жалостью глядит» (предложение 28), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание
8Выпишите грамматическую основу предложения 41
9Среди предложений 19-27 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения
10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но,(1) странное дело,(2) отец почему-то не ругался. Глаза у отца, (3) конечно,(4) с хмуринкой, (5) а лицо по-прежнему доброе. И Витька понял, (6) что порки не будет
11Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ запишите цифрой
12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Когда тот,(1) попыхивая трубкой в подпалённые усы,(2) пообещал Витьку выдрать,(3) а хворостинку выломать из тополька на огороде. …Витька с жалостью глядел на тополёк,(4) который растёт в конце огорода, (5) и думал,(6) как его спасти.
13Среди предложений 24-27 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
14Среди предложений 40-49 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
15.2.Напишите сочинение. Объясните, как вы понимаете смысл 49 предложения текста Г. Я. Шманя?


Тест №3 Тест №4
2 3 2 3
3 4 3 4
4 пригнул 4 расцарапал
5 слушался 5 пробовал
6 гулял 6 весёлое
7 сказал завистливо 7 глядит жалостно
8 придётся туго 8 страшно сидеть
9 32,34 9 22,24,27
10 1,6,7 10 1,2,3,4
11 4 11 4
12 1,4,7 12 3,4.5.6
13 44 13 25
14 6 14 49