Рабочая программа по литературе 7 класс (программа А. Г. Кутузова)


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 23
Волчанского городского округа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ШМО: Директор МАОУ СОШ № 23:
____________/__________ ______________Снигирева С.Г.
Протокол от ________№___ Приказ от_____________№____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
7 класс
среднее общее образование
2014 -2015 учебный год
Составитель:

Широкова В.В., учитель русского языка
и литературы высшей квалификационной
категории

2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе нормативных документов:
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Санитарно-эпидемиологичеких требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010г. № 189); Учебного плана МАОУ СОШ № 23 (федерального и регионального компонента, компонента ОУ); календарного графика на текущий учебный год; образовательной программы МАОУ СОШ № 23 соответствующего уровня образования.
Примерные программы по литературе.
Авторская программа под ред. А.Г.Кутузова, 2006 г.
Авторская программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Рабочая учебная программа разработана с учётом авторской концепции преподавания литературы как искусства слова с опорой на творческую деятельность учащихся. Согласно программе А.Г.Кутузова целью литературного образования является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
освоение текстов художественных произведений;
овладение отдельными элементами анализа текстов;
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия и анализа произведений.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая учебная программа, в отличие от авторской, предусматривает на изучение тем 70 часов (2 часа в неделю). Из них 6 ч. отводится на внеклассное чтение и 5 часов - на развитие речи (сочинения).
В основе содержания и структуры программы под ред. А.Г. Кутузова лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Цель литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы», созданных авторами программы.
В 7 классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие: характер – герой – образ.
Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе: 6-9 классы — изучение литературы как искусство слова.
Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:
5—8 классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах.
В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма.
Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.
Руководство самостоятельным чтением учащихся осуществляется через систему «Библиотечных уроков», списки для самостоятельного чтения можно найти в разделах «Советы библиотеки». В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.
УМК
В мире литературы. 5-11 кл.: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / А.Г.Кутузов, А.К.Киселёв, Е.С.Романичева и др.; под ред. А.Г.Кутузова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
В мире литературы. 7 класс.: Учеб.-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г.Кутузова. – М.:Дрофа, 2004.
Литература. 5-9 классы: Тематическое планирование (по программе А.Г.Кутузова) / Сост. Л.М.Серёгина. – Волгоград: Учитель, 2003.
Литература. 7 класс: Поурочные планы (по программе А.Г.Кутузова)/ Сост. Л.М.Серёгина – Волгоград: Учитель, 2003.
Моисеев М.В. Путиводитель в мире литературы. 7 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Плановые контрольные работы (сочинения)
Классное сочинение 4
Домашнее сочинение 1
В конце учебного года проводится итоговая контрольная (тестовая) работа по темам, включенным в стандарт основного общего образования и являющимся обязательными для изучения.
Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:
расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности;
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
приобщение школьников к систематическим знаниям о художественной литературе;
формирование первоначальных умений анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;
совершенствование навыков выразительного чтения;
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
повышение речевой культуры учащихся;
воспитание у учащихся гуманного отношения к людям разных национальностей;
расширение кругозора учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.
Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
Формы промежуточной аттестации: творческие практикумы, развернутые ответы на вопросы, тесты, планы и конспекты статей, сообщения, исследования, заучивание наизусть, итоговая читательская конференция.
Тематическое планирование
№ Тема (раздел учебника) Количество часов Творческий практикум Творческая мастерская Библиотечный урок
1 Введение 1 2 Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». 7 1 (классное) 3 Герои древнего эпоса 5 1 (классное) 1 1
4 Духовная литература 2 5 Герой древнерусской литературы 5 1 1 1
6 Герой эпического произведения 30 1 (домашнее)
1 (классное) 2 1
7 Герой драматического произведения 7 1 1 1
8 Лирический герой 10 1 (классное) 1 1
9 Подведение итогов 3 Итого 70 7 6 5
Методический блок
Для достижения целей и выполнения задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенций: познавательной и деятельностной.
Преподавание литературы в 7 классе предполагает три ракурса:
развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретённых в 5-6 классах;
формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений и навыков;
учёт в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.
Курс литературы 7 класса опирается на следующие виды деятельности:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного чтения;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведении;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ним.
Практической частью предмета «Литература» являются: заучивание стихотворений и прозы наизусть, выразительное чтение текста, письменные творческие работы.
Произведения для заучивания наизусть
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Отрывок из произведения («Степь…» или «Речь Тараса о товариществе»)
А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
И.С.Тургенев «Русский язык»
Н.А.Некравов «Крестьянские дети»
С.А.Есенин «Песнь о собаке»
Н.М.Рубцов. Стихотворение на выбор.
Стихотворения Б.Ш.Окуджавы и В.С.Высоцкого.
Требования к уровню подготовки обучающихся за курс литературы 7 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать и уметь применять на практике:
понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения:
тема, идея, взаимосвязь героев и событий, средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика, поступки); роль пейзажа и интерьера, изобразительно-выразительные средства языка и их функциональная роль в произведении, особенности стихотворной речи;
понятия о родах и жанрах литературы.
Развивая умения читательской и литературно-творческой деятельности, учащиеся должны научиться:
характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров;
выразительно читать, в частности наизусть, изученные произведения и их фрагменты;
давать устный или письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о поступках литературного героя, о той или иной нравственной проблеме, затронутой в произведении);
пересказывать короткие произведения с сохранением их стиля;
выражать личностное отношение к изображённому;
писать сочинения на доступную литературную или свободную тему;
писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям;
пользоваться аппаратом книги и доступной справочно-библиографической литературой
Содержание
Герой – характер – образ
Введение
Художественный образ и образность в литературе. Образ человека. Понятия характер и герой. Принцип создания характера в эпосе и драме. Лирический герой.
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. Эпическое и лирическое начало повести. Система художественных образов в повести. Нравственная основа человеческого единства: вера, патриотизм, товарищество, вольность. Приемы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. Авторское начало в повести. Образ автора (рассказчика). Роль пейзажа и интерьера. Роль детали в раскрытии характера.
Творческий практикум.
Человек в литературе (творческая работа в любом жанре)
Герои древнего эпоса
Былина «Богатырское слово». Образ человека в русском героическом эпосе. Народная оценка героя и способы ее выражения.
Традиционная система образов в русском героическом эпосе.
Сага «Угон быка из Куалнге». Кухулин – герой ирландского героического эпоса. Патриотический пафос саги.
Принципы создания образа героя в ирландской саге и в русской былине: сходство и различие.
Творческая мастерская.
Характер в фольклоре и литературе.
Творческий практикум.
Герой национального фольклора (сопоставительная характеристика).
Советы библиотеки.
Духовная литература
«Житие Сергия Радонежского». Способы создания характера в жанре жития. Идеальный герой русской литературы. Историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.
Герой древнерусской литературы
Человек в древнерусской литературе. Основа нравственной оценки и способы изображения человека.
Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Литературное и сказочное начало в повести.
Творческая мастерская.
Изображение человека в фольклоре и древней литературе.
Творческий практикум.
Рассказ о героях духовной и светской литературы.
Советы библиотеки.
Герой эпического произведения
Развитие понятия об эпосе как литературном роде. Человек в эпическом произведении. Развитие понятия о герое, характере. Речь и поступки как средство характеристики героя. Герой и сюжет. Автор и герой.
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Сопоставление летописного источника («Смерть Олега от коня своего» из «Повести временных лет») и баллады А.С.Пушкина: образность как основа художественного текста. Тема судьбы.
А.С.Пушкин. «Выстрел». Мастерство в построении сюжета. Композиция сюжета и композиция образа. Основа конфликта в повести. Истинное и ложное понимание чести. Благородство как нравственная категория. Характер рассказчика. Первоначальное понятие о романтическом характере.
М.Ю.Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Смысл обращения автора к русской истории. Герои поэмы и нравственный идеал автора. Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного. Внутренний мир, речь и поступки героев. Авторская оценка как средство создания характера в литературе. Развитие понятия о романтическом герое.
П. Мериме. «Маттео Фальконе». Героический характер в литературе. Герой и читатель.
Н.С.Лесков. «Левша». Понятие о национальном характере в литературе. Особенности повествования. Автор и повествователь. Речь как предмет художественного изображения. Начальное понятие о сказе.
Реалистические традиции. Правда и правдоподобие. Художественные приемы и средства проникновения во внутренний мир героя. Начальное представление о психологизме.
И.С.Тургенев. «Бежин луг», «Бирюк». Рассказ и очерк. Сопоставление героев как прием характеристики. Портрет и речь. Человек и природа.
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы по выбору). Автобиографичность и собирательность образа главного героя. Роль внутреннего монолога в раскрытии характера. Мир детства и его воплощение в повести.
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве». Особенности сюжетов и проблематики сказок, своеобразие жанра. Герой сатирического произведения. Приемы создания характера сатирического персонажа. Гротеск как художественный прием. Аллегория и фантастика в сказках.
А.П.Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника». Юмор и сатира. Комическая ситуация. Роль детали в создании комического эффекта.
М.М.Зощенко. «Аристократка», «В бане», «Жертва революции» (по выбору). Реальное и вымышленное в сюжетах рассказов. Автор и его герои. Автор и повествователь. Функции сказа.
О.Генри. «Дары волхвов». Истинные и ложные ценности. Внутреннее и внешнее в образе литературного героя. Особенности сюжета рождественского рассказа.
Творческая мастерская.
Герой эпического произведения как художественный образ.
Автор – образ – читатель: как создает героя автор и как воспринимает героя читатель.
Творческий практикум.
Сопоставление героев.
Разговор с литературным героем (написание письма, воображаемый разговор, письмо от имени героя, интервью)
Встреча героев разных эпох и произведений.
Создание литературного очерка.
Советы библиотеки.
Лирический герой
Развитие понятия о лирике. Автор лирического произведения и лирический герой. Лирический герой и герой эпического произведения.
И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Щи», «Два богача»). Своеобразие лирического произведения в прозе. Средства создания образа лирического героя.
Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Мир крестьянских детей глазами лирического героя.
«Железная дорога». Тема крестьянской доли в стихотворении. Автор и герой в поэтическом тексте.
С.А.Есенин. «Мой путь» (отрывок), «Нивы сжаты, рощи голы…», «Запели тесаные дроги…», «В хате», «Песнь о собаке», «Ха, как много на свете кошек…», «Все живое особой метой…». Жизнелюбие и трагизм мироощущения в лирике Есенина. Образ лирического героя, причастного всему живому.
Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Русский огонек», «Тихая моя родина», «Видение на холме». Неприкаянность и странничество как черты нравственного облика лирического героя. Человек и природа в лирике.
Б.Ш.Окуджава. «Арбатский романс»; В.С.Высоцкий. «Песня о допетровской Руси». Союз музыки и поэзии. Средства создания образа лирического героя. Авторская песня как жанр и явление культуры.
Творческая мастерская.
Образ лирического героя и средства его создания.
Автор и герой в лирическом тексте. (Н.С.Гумилев. «Капитаны»; Ш.Бодлер. «Альбатрос»).Мир чувств в лирике. Музыка и лирика.
Творческий практикум.
Сочинение в лирическом жанре.
Советы библиотеки.
Герой драматического произведения
Е.Л.Шварц. «Тень». Развитие понятия о драме как литературном роде. Герой драматического произведения и средства создания его характера. Способы выражения авторской позиции в драме.
Творческая мастерская.
Средства создания характера в драме.
Творческий практикум.
Устное сочинение «Как я сыграл бы роль…».
Советы библиотеки.
Итоговая читательская конференция.
Человек в литературе.