Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми старшего дошкольного возраста на этапе контекстной речи Лексическая тема «Перелетные птицы»


Конспект логопедического занятия с заикающимися детьми
старшего дошкольного возраста на этапе контекстной речи
Лексическая тема «Перелетные птицы»
Составила учитель – логопед
Пономарева Светлана Владимировна
 МКДОУ № 44 г. Саров

Задачи:
(П) Продолжать знакомить с перелётными птицами, закреплять умение отличать их по внешнему виду и голосам.
(Р) Совершенствовать умение детей отвечать без заикания на вопросы логопеда короткими и распространенными фразами при рассматривании картинок и без них, пользоваться для ответов обобщающими понятиями.
(Р) Побуждать детей образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать числительные с прилагательными и существительными. Упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, сложных слов, в подборе предлогов. Побуждать употреблять предложения с союзами потому что, для того чтобы, при объяснении причинной зависимости, закреплять элементарный навык чтения.
Тренировать удлиненный речевой выдох при произнесении фразы из трех и более слов с плавным переходом от одного слова к другому без добора воздуха между ними, с вопросительной интонацией.
(ФР) Развивать межполушарные связи, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением. Способствовать развитию мелкой и общей моторики, психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.
(С-К) Формировать навыки инициативности, сотрудничества, уверенности. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование и материалы
Метроном. Магнитофон.
Запись голосов весеннего леса.
Наборы картинок:
- перелетные птицы;
- силуэтное изображение птиц без какой-либо части;
- контурное изображение клювов разной формы;
- предметные картинки (вилка, ложка, весло, веник, лапа лягушки, лапа воробья, лапа утки, ласты);
- предметные картинки с изображением разного корма для птиц.
-схемы слов, фишки, карточки со словами для чтения.
- листы с контурным изображением скворечника, карандаши.
Словарная работа
Перелетные, водоплавающие, длинноногий, грачиная, скворчиная, соловьиная, крылья, перья, перепонки, прилетают, возвращаются.

Пропедевтическая работа
- Беседа о перелетных птицах.
- Чтение: Г. Скребицкий «Крылатые гости», И. Гурина «Как появляется птица», В.Бианки «Чей нос лучше?»
- Обучение нахождению места звука в слове, порядка звуков в слове.
- Разучивание упражнения на развитие межполушарных связей «Пилим - машем».
- Повторение пальчикового упражнения «Птица».
- Объяснение фразеологизмов: «Как с гуся вода», «Ни пуха ни пера», «Выйти сухим из воды».

Индивидуально – дифференцированный подход.
- Закреплять правильное звукопроизношение шипящих звуков (Вадим, Артур), сонорных (Ярослав, Поля).
- Контролировать темп речи (Сережа).
- Побуждать четко, внятно проговаривать слова сложной слоговой структуры (Лера, Саша).
- Добиваться координированного выполнения движений с речью (Сережа О.).

Ход занятия
1-я часть – подготовительная
Организационный момент.
Логопед: Ребята, встаньте свободно, посмотрите друг другу в глаза уверенно. Давайте улыбнёмся и поздороваемся!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Я напомню вам правила речи:
«Внимательным будь, другим не мешай, подумай сначала, потом отвечай».
Логопед: Пришла весна. Из теплых краев к нам возвращаются перелетные птицы. Давайте произнесем фразы слитно с вопросительной интонацией:
Коля, доски распилил?
Дом для птичек сколотил? (Дети повторяют).
Логопед: Многие птицы уже прилетели, а аисты только собираются в дорогу.
Давайте покажем аистов. (Шагают потешку «Аист, аист длинноногий» под метроном).
Сядет тот, кто скажет весеннее слово.
2-я часть – основная

1.Прослушивание грамзаписи с голосами птиц
Логопед:
- Дети, голоса каких птиц вы узнали?
Ребенок:
- Я узнал голос кукушки.
Ребенок:
- А я узнал голос соловья.


Логопед:
- Почему мы не слышим их голоса зимой?
Дети:
- Потому что они перелётные и улетают в теплые края.
Логопед:
-Почему эти птицы улетают осенью из наших краев?
Дети:
- Потому что им нечего есть.

2.Упражнение «Кто прилетает весной?» (развитие речевого дыхания)
Логопед:
- Внимательно посмотрите на наборное полотно.
Вспомните по картинкам названия птиц. Сейчас вы будете проговаривать плавно без перерывов фразу, заканчивая названием птицы. Не повторяйте ответ товарища.
Дети:
- Весной прилетают грачи.
- Весной прилетают ласточки.
- Весной прилетают кукушки
(Перед каждым ответом логопед быстро поднимает руку вверх (сигнал для вдоха) и медленно опускает на выдохе).

3.Беседа о водоплавающих птицах
Логопед:
- Назовите птиц, которые и летают и плавают.
Дети:
- Лебеди, гуси, утки.
Логопед:
- Они называются водоплавающие.
Как они приспособились к жизни на воде?
Дети:
-У них перепонки на лапах, широкий клюв.
Логопед:
- Объясните, для чего?
Дети:
- Чтобы быстрее плавать, чтобы собирать в воде травку, рачков, личинок.
Логопед:
- Покажите и назовите предметы на картинках с похожими свойствами. (Дети показывают и называют ложку, весло, ласты)
Логопед:
- А почему водоплавающие птицы выходят сухими из воды?
Дети:
- Они обмазывают свои перья кожным жиром.



Логопед:
- А что обозначает, когда про человека говорят: «Он вышел сухим из воды»?
Дети:
- Избежал неприятностей, не пострадал.

4. Дидактическое упражнение «Чего не хватает?»
Логопед:
- Ребята, а что бывает только у птиц?
Дети:
- Перья, клювы.
Логопед:
- А что есть у всех птиц?
Дети называют.
Логопед:
- Переверните картинки на столе и скажите, чего не хватает у птицы.
Дети:
- У птицы не хватает хвоста.
- У птицы не хватает клюва.
- У птицы не хватает крыльев

5. Дидактическое упражнение «Птичья стая»
Логопед:
- Дети, птицы возвращаются из теплых краев целыми стаями.
Давайте назовем птичьи стаи. Летит стая журавлей – это
Ребенок:
- журавлиная стая.
Логопед:
- летит стая скворцов – это
Ребенок:
- скворчиная стая (соловьиная, кукушиная).
Логопед:
- Если мы не можем образовать новое слово от названия птицы, то говорим так: «стая ласточек», «стая зябликов».

6.Пальцевое упражнение «Птица»
Логопед:
- Вы моя стая ласточек. Летите ласточки, летите. (Дети выполняют из ладоней птицу, двигают «крыльями» - летят).

7.Физминутка
а) Подвижная игра «Большая птица»
Вот летит большая птица
Плавно кружит над рекой.
(Движения руками имитируют махи крыльями)



Наконец она садится
На корягу над водой.
(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед)
б) Упражнение на развитие межполушарных связей «Пилим - машем»

8.Упражнение на развитие речевого дыхания «Сосчитаем до 5»
Произносить на одном выдохе фразы:
Один длинноногий аист.
Два длинноногих аиста.

Пять длинноногих аистов.

9.Дидактическое упражнение «Добавь маленькое слово»
Цапля ходит . . . болоту. (по)
Скворец вылетел . . . скворечника. (из)
Ласточка гонится . . . комаром. (за)

10.Упражнение – рассуждение
Логопед:
- Что было бы, если бы птицы не возвратились весной?
Дети:
- Было бы много комаров.
- Гусеницы съели бы все листья
- Не было бы урожая овощей, фруктов.
- Было бы скучно без птичьего пения

11.Упражнение «Место звука в слове»
Логопед:
- Найдите место звука С в словах: соловей, аист, чибис, скворец.
(Работа со схемой слова)
Логопед:
- А как можно написать слово АИСТ?
Дети:
- А, И, С, Т.

12. Чтение слов с доски и по карточкам: ПТИ-ЦА, КРЫ-ЛО, ПЕ-РО.

13Дидактическая игра «Подбери корм птице по форме ее клюва».
(Детям раздаются картинки с изображением клювов разных птиц и предлагается выбрать изображении корма, подходящего для этого клюва)
Дети:
- Я подберу птице с длинным прямым клювом лягушку, потому что
3-я часть – заключительная
Штриховка «Скворечник».
Итог занятия.
- Что нового узнали? Какое правило выполняли?
- Чьи ответы понравились больше всего? Почему?

15