Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: Звук «Л» на материале лексической темы «Весна. Перелетные птицы».

КОУ ОО «Петропавловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»










Конспект подгруппового логопедического занятия
по теме: Звук «л» на материале лексической темы «Весна. Перелетные птицы».












Составитель: учитель-логопед
Кухмистрова Галина Михайловна

















Муромцево-2015
Конспект подгруппового логопедического занятия предназначен для учащихся коррекционных школ. В ходе занятия автоматизируется звук л в словах и предложениях. Учащиеся также знакомятся с временами года – весной. Материал полезен воспитателям, учителям-логопедам и учителям начальных классов.

Тема: Звук «л» на материале лексической темы «Весна. Перелетные птицы».
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.
Цель: Автоматизация звука «л» в словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить произношение звука «Л» в словах, предложениях;
-уточнять и расширять словарь по теме «Весна. Перелетные птицы»;
-совершенствовать навыки словоизменения, согласования количественных числительных с существительными.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное и слуховое внимание;
-формировать навыки фонематического анализа;
- речевую активность, координацию речи с движением, тонкую и общую моторику.
Воспитательные: формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности; развита крупная и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, умеет подчиняться разным правилам; проявляет инициативу и самостоятельность в общении, обладает установкой положительного отношения к другим людям и самому себе; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Оборудование:
-для детей: предметные картинки с изображением птиц, звуковые схемы, фишки.
-для учителя – логопеда: проектор, компьютер, презентация, изображение солнышка с лучами, ветки дерева, звуковая схема, фишка, цветок.

Создание мотивационного поля (организационный момент).
-Доброе утро, ребята! У меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу его передать всем вам. А поможет мне в этом – этот цветок. Приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра!
(Дети передают друг другу цветок и произносят фразу за педагогом).
- Что произошло с вашим настроением? (спросить у каждого)
Гимнастика для губ.
«Клоун»
Губы растянуть в улыбку, как улыбка клоуна (повторить 4-5 раз).
«Волейбольная площадка».
Растянуть губы как можно шире, чтобы видны были зубы и десны.
«Кто сильней».
Губы плотно сжаты. Верхняя губа давит на нижнюю, а нижняя, наоборот, старается оттеснить верхнюю.

Сказка о веселом Язычке.
Это Язычок пришел
Вправо он сейчас пошел.
(Рот приоткрыт. Высунуть узкий язык. Тянуться к правому уху.)
Все, что нужно увидал
И налево зашагал.
(Тянуться языком к левому уху).
Он окно не закрывает,
Вверх язычок поднимает.
(Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу).
Язычок не устает:
Тянется теперь вперед.
(Открыть рот. Максимально высунуть язык изо рта и вытягивать вперед.)
Поиграл он с вами в прядки
И помчался на лошадке.
(Щелкать языком. Рот держать широко открытым. Губы растянуть в улыбке.)
(По сказке Л.Толстого «Буратино»).
Жил-был в домике папа Карло.
Дети открывают рот.
Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.
Надувают щеки.
Постучал топором, пожжул пилой.
Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.
Получился мальчик веселый, с длинным носом.
Улыбаются, имитируют движения иглой.
Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.
Выполняют упражнение «Часики».
Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.
Выполняют упражнение «Медленная лошадка».
И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.
Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка».
«Там, наверное, варится горячий суп, - подумал Буратино, или каша, или картошка».
Произносят: ш-ш-, ша-шо-ши-шу.
Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.
Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол».
Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.
Выполняют упражнение «заборчик».
В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.
Покусывают кончик языка.
Буратино плачет, просит прощения.
Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу,лу,лу,лы,лы,лы.
Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.
Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ыл-ыл-ыл.
Крыса сердится.
Произносят: ла-ла,ло-ло,лу-лу,лы-лы.
Буратино ее передразнивает.
Выполняют упражнение «Индюк».
Крыса показала ему свои острые зубы.
Выполняют упражнение «Забор».
Буратино задрожал и больше крысу не обижал.
Произносят: р-р-р.
Маленькая белка
Артикуляционная сказка
Спала в теплом дупле. 
Маленькая веселая белка
 Широко открытый рот, язык расслаблен. Потом она проснулась,
 Кончиком языка коснуться верхних альвеол. Радостно улыбнулась. 
Упражнение "Улыбка". Белка выглянула из дупла,
  Язык высунуть изо рта. Быстро поглядела по сторонам.
Упражнение "Болтушка". Белка была очень аккуратная. Она умылась.
  Круговые движения языка по губам. Почистила зубки.
 Круговые движения языка за сомкнутыми губами. Потом белка пошла гулять.
 Движения языка вверх-вниз, с упором в верхние и нижние зубы поочередно.
 Она прыгала по веткам вверх-вниз. Язычком белка цокала. 
Упражнение "Цоканье". Грибы собирала.
 Упражнение "Грибок". После прогулки белочка вернулась в дупло и уснула крепким
II. Актуализация знаний и затруднение в образовательной ситуации.  
- Послушайте загадку.
Снега и холод унесла,
Улыбку солнышку дала.
(весна)
- Как вы догадались? (Дети объясняют.)
- Какой звук чаще других вы слышали в загадке? (звук л)
- У всех получается правильное произношение слов со звуком л?
- Догадались, с каким звуком мы будем сегодня играть? (со звуком л). Мы сегодня продолжим выделять и произносить слова словами со звуком «л», а также узнаем и запомним новые слова с этим звуком.
-Что вы знаете об этом звуке? (согласный, звонкий, твердый)
III. Самостоятельное применение знания на практике.
Чтобы язычок слушался, давайте потренируемся произносить звук «л» в чистоговорках. (презентация)
Ла-ла-ла – вот дела!
Ло-ло-ло - мне тепло.
Лы-лы-лы - все весной милы.
Ла-ла-ла - я цветы нашла.
Ил-ил-ил – он цветы полил.
Ло-ло-ло – на солнышке тепло!
Для правильной речи нам необходимо тренировать и пальчики, которые контролируют правильную речь
Пальчиковая гимнастика.
Шаловливые сосульки, Собрать пальчики вместе (щепоткой)
Сели на карниз. Положить руки на колени.
Шаловливые сосульки, Покрутить кистями рук.
Посмотрели вниз. Опустить кисти рук вниз.
Посмотрели, чем заняться? Пожать плечами, кисти рук вправо-влево.
Стали каплями кидаться. Кисти сжимать - разжимать.
Две сосульки вниз смотрели, Опустить кисти рук вниз.
И на солнышке звенели:
Кап-кап, В такт пальцами правой руки стучать по ладошке.
дзинь-дзинь, В такт пальцами правой руки «звенеть».
Кап-кап, В такт пальцами левой руки стучать по ладошке.
дзинь – дзинь. В такт пальцами левой руки «звенеть».

(презентация с изображением 5 птиц: ласточка, гусь, дятел, соловей, утка)
-Скажите одним словом - кто это?
- Какая птица в этом перечне лишняя? Почему? (Все птицы перелётные, а дятел – зимующая).
- Почему их так называют?
- В названии каких птиц мы слышим звук «л»? (ласточка, соловей, дятел)
Развитие мышления, речи (презентация)
- Внимательно рассмотрите птиц. Как вы думаете, кому что подходит. (Детям предлагаются предметные картинки: вилка, шапочка, ноты.)
Ласточке – вилка. Почему? (Ласточка имеет хвост в форме вилки.)
Соловью – мелодия. Почему? (У соловья звучное пение.)
Дятлу – шапочка. Почему? (У дятла на голове яркая красная шапочка.)
Развитие навыков звукового анализа.
– Давайте определим место звука «л» в названии птиц. (Предлагаются звуковая дорожка, на которой изображение птицы, фишки синего, зелёного и красного цвета)
– Определите место звука «л» в названии птицы и обозначьте его соответствующей фишкой. ( Начало, середина, конец слова.)
Дети ставят фишку на дорожку и объясняют свой выбор. ( У одного ребенка нет в названии картинки звука «л»).

Проверяем вместе в групповой работе и доски.

Физминутка – Мимические упражнения
Под музыку «Звуки природы»
Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.



Совершенствование навыков словоизменения.
– Как вы думаете, кому весной
Ласково светит солнышко?
(Дети перечисляют)
– И нашим друзьям-птицам тоже солнышко ласково светит.
– Предлагаю выбрать по одной картинке с птичкой, по очереди подойти к солнышку и прикрепить картинку на лучик.
Дети прикрепляют картинку с изображением птицы на луч солнца, отвечая на вопрос:
– Кому ласково светит солнышко весной? (Солнышко светит ласково дятлу. Солнышко светит ласково соловью., Солнышко светит ласково утке, т. д.)

Игра «Назови - сколько»
Детям предлагаются картинки с изображением разного количества птиц на ветке.
– Посчитайте птиц на ветке.
Дети составляют предложение.
На ветке сидят 5 ласточек.
На ветке сидят 2 соловья. И т.д.
IV. Рефлексия (итог).
– Какой звук сегодня определяли и произносили в словах и предложениях?
– Удавалось ли вам произносить его правильно?
– В чём испытывали трудности?
– Вспомните, в названии каких птиц мы слышали звук «л»?
– За что можете себя похвалить?