Конспект логопедического занятия Перелетные птицы (дифференциация з-ж) (2 класс)


Конспект логопедического занятия
«Перелетные птицы»
Цели:
Общедидактическая цель: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов .Триединая дидактическая цель:
Образовательный аспект:
- закрепить и расширить навык дифференциации звуков З-Ж в слогах, словах, предложениях.
Развивающий аспект:
- создать условия для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать и применять ранее изученные знания
- развивать наблюдательность к языковым явлениям
- развивать мелкую моторику рук.
Коррекционный аспект:
- развивать фонематическое восприятие, ФС;
- совершенствовать навык звуко-буквенного анализа и синтеза
- формировать готовность к восприятию определённых орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова
- совершенствовать умение построения предложений
- совершенствовать навыки развития памяти, внимания.
Воспитательный аспект:
- создание условий для воспитания коммуникативной культуры, умения организовать работу в атмосфере товарищества; воспитывать дисциплинированность, аккуратность, добросовестность.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, презентация «Перелётные птицы»
Раздаточный материал (шнуровка, карточки, мяч)
Тетрадь
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деят-ть учеников
Орг.момент А уж ясно солнышко
Припекло, припекло.
И повсюду золото
разлило,разлило.
Ручейки на улице
Всё журчат, журчат
Журавли курлыкаютИ летят, летят. (улыбнёмся друг другу)
Сядет на место тот, кто повторит и обобщит слова:
Подснежник, мимоза
Зяблики,стрижиЖаворонок, журавль
Зарянка, селезень
Ржанка, зимородок
Поползень, дрозд Повторяют и обобщают слова
Сообщение темы урока Какие звуки чаще всего слышали в словах?
Какие звуки мы будем отрабатывать на занятии?
Сегодня будем учиться различать (з) и (ж) , правильно произносить и записывать слова с этими звуками. З и ж
Тренировочные упражнения.
1 Артикуляция звуков:
Язык
Воздух
губы
2.Характеристика звуков.
3.Повторение слогов с оппозиционными звуками
4.Звуковой анализ слов.
5.Развитие фонематического слуха
6.Физ-ка «Журавленок»
С мячом
7. Словообразование
Гимнастика для глаз
8.Работа с многозначностью слова
Развитие мелкой моторики. «Ожерелье»
9.Работа с деформированными предложениями.
(текстом)
З Ж
вниз вверх
холод. Теплая
в улыбке рупор
согласные
парный, парный
звонкий звонкийтверд.и мягкий всегда твердый
Давайте поиграем в игру «Топни-хлопни» (утверждение неверно-топни, верно-хлопни)
Сейчас осень;весна.
Июнь-это весенний месяц.
Апрель-это весенний месяц.
Весной всё сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа просыпается. Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются?
Каких перелётных птиц с (з,ж) вы знаете?
(воробей-это перелетная птица; жаворонок?)
Путь их сложный, с бедами и препятствиями.(схема препятствий).
Чтобы птицы без потерь добрались до дома, нам помогут волшебные слова.
За-жа-- не страшна нам скала,
зу-жу-не боимся стужужи-зы- не страшны нам ветры
жам-зам- мы поможем птицам.
Какое же 1 препятствие встречается на пути птиц? Прочитаем.
«Внезапные холода и морозы сковывают воды, и птицы умирают от голода и стужи»
Задание: Покажите с помощью цифрового ряда, сколько звуков в слове и на каком месте (з),(ж)
Зяблики, стрижи, ,.

Стрижи- прилетают поздно, когда установится устойчивая тёплая погода. Любят селиться в городе в каменных постройках.
На пути птиц 2 препятствие: прочитаем: из-за густых туманов птицы теряют дорогу, разбиваются об острые невидимые скалы.
Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением всего 1 звука. Запишите слова на 1 или 2 скале (измените (З) на (Ж): козы-кожи; зал-жал жевать-зевать
Подчеркните (з-ж) синим и зеленым цветом

Скажи наоборот:
легкий перелёт- тяжелый
сухой воздух - влажный
холодный климат- жаркий
трусливый жаворонок- отважный
простой путь- сложный
грубый голос- нежный
Перелёт журавля.
Прочитаем о 3 препятствии: «Морские бури ломают птичьи перья, сбивают крылья, уносят далеко от берега. Сильные ветры приводят к наводнению.» Напишите слово так, чтобы появился звук (Ж)
Сказать- я скажу-вы скажете
Показать-я покажу-вы покажете
Заказать-я закажу-вы закажете
Завязать-я завяжу- вы завяжете
Нанизьте на шнурок 5 геом.фигур, завяжите шнурок бантиком.
( чья команда справится быстрее)
На нашем пути снова препятствие :«Перелётные птицы становятся жертвами хищных зверей и птиц , охотников во время весенней охоты. «
Чтобы наши птицы не были подстрелены, давайте выполним следующее задание.
Составьте из слов предложения.
1)И, над гнё(з)дами, стри(ж)и, (з)яблики, кру(ж)ат.
2)Подняли, тре(з)вон, в небе, (ж)аворонки3)(Ж)уравлиный, в, ро(З)овых, летит, облаках, клин.
проверка
Вот и помогли мы добраться домой перелётным птицам.
Какие волшебные слова помогали нам в пути, давайте их вспомним.
За-жа-- не страшна нам скала,
зу-жу-не боимся стужужи-зы- не страшны нам ветры
жам-зам- помогли мы птицам.
( прослушивание благодарности от птиц). Отвечают на вопросы
Топают-хлопают
Из жарких стран.
Жаворонок, зяблик, журавли, стрижи
Повторяют за логопедом
Читают предложение.
Работают с цифр.рядом+ проверка
Работа по карточкам
Отвечают
Работают по карточке
В группе
Работают по карточке
Работают по карточке
Рефлексия Какое у вас сейчас настроение?
Давайте расскажем, чем мы сегодня занимались?