План-конспект фронтального занятия в подготовительной группе Тема: «Буква Х. Перелетные птицы».


План-конспект фронтального занятия в подготовительной группе
Тема: «Буква Х. Перелетные птицы».
Цель:
-формировать у детей обобщённое представление о перелетных птицах;
- формировать правильное произношение звуков [Х], [Х′] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков.
Задачи:Образовательные
-Закрепление у детей представления об артикуляционном укладе звуков [Х] и [Х`].
-Отрабатывание навыка выделения заданного звука в слове, определение места звука в слове (на примере звуков [Х] и [Х`]).
-Закрепление умения дифференцировать звуки (на материале слов со звуками [Х] и [Х`])
-Знакомство с буквой «Х», усвоение зрительного образа буквы «Х».
- Отработка предлогов С, НА, СО.
- Расширять и активизировать словарный запас по теме «Перелетные птицы».
- Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Коррекционные
-Развитие фонематического слуха.
-Расширение и уточнение словаря детей.
-Развитие внимания.
-Развитие мелкой моторики.
Воспитательные
-Воспитание у детей позитивного отношения к логопедическим занятиям.
-Воспитание у детей культуры поведения на подгрупповых по типу фронтальных занятиях.
Оборудование: картинки, игрушка Хрюша, трафареты с буквой «Х».
Ход занятия
I. Организационный момент.Логопед: - Сейчас сядет тот, у кого в одежде есть красный цвет, синий и т.д.
Логопед: - Ребят скажите, какое время года сейчас?
Дети: - Осень.
Логопед: - Осень, правильно. Потом наступает зима, и птицы улетают в теплые края. Как называются эти птицы?
Дети:- Перелетные.
Логопед: -Правильно.
Логопед: - Назовите мне перелетных птиц. (ласточка, грач, скворец, жаворонок , аист, кукушка и т.д.)
II. Артикуляционная гимнастика
«Улыбка – Трубочка» ( растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), затем нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратить внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы.) 3-5 секунд, 5 раз.«Окошко» (широко открыть рот, при этом резцы должны быть видны) подсчет от 5 -7.
«Лопатка» (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Губы в улыбке, резцы обнажены, рот открыт.) подсчет от 5 – 7.«Мостик» (Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой».) удерживать от 3 – 7.
III. Пальчиковая гимнастика
Пой-ка подпевай-ка (хлопки)
Десять птичек- стайка,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта стриж.
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан (поочередное поглаживание пальцев)
Птички, птички по домам. Спрятать пальцы за спину или сжать в кулачки)IV. Работа с предлогами НА, С, СО.
Логопед: -Ребят, посмотрите вокруг. Некоторые птички спрятались в нашей группе. Давайте назовем их и скажем где они сидят. (Картинки с птицами: ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист.)
Дети: - Ласточка сидит на подоконнике, слетела с подоконника. (на шкафу, на полочке, на столе и т.д.)
V. Работа над образованием множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.Упражнение «Один-много»
- Грач (грачей).
- Аист (аистов).
- Жаворонок (жаворонков).
- Скворец (скворцов).
- Ласточка (ласточек).
- Кукушка (кукушек).
- Птица (птиц).
- Гнездо (гнёзд).
- Птенец (птенцов).
VI. ФизминуткаПтицы учатся летать, размяли ноги, импровизация
Чуть присели, полетели.
Птички прыгают, летают.
Крошки птички собирают.
Перышки почистили,
Клювики почистили
Птички полетели,
Крыльями махали,
На деревья сели.
VII. Знакомство со звуком [Х]
Выставляется игрушка Хрюша – хвастунишка.
Логопед: - Сегодня у нас в гостях Хрюша. Этот Хрюша такой хвастунишка! Он утверждает, что всё знает.
Логопед: - Какой первый звук вы услышали в словах «Хрюша, хвастун»?
Дети: - Звук [Х].
Логопед: -Сейчас наступают холода и наши ручки начинают мерзнуть. Давайте погреем ручки.
Артикуляция звука
— при произношении губки и зубки свободны;
— кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
—голосовой моторчик в горле спит, не работает. Звук [Х]- глухой.
Работа со схемой.
Характеристика: [Х] — согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, бывает твёрдым и мягким и обозначается синим и зелёным кружочком без звоночка (на доску помещается буква «Х» и её звуковые обозначения).
VIII. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: — Давайте поучим Хрюшу отличать звук [Х] от других звуков, поиграем в игру «Поймай звук». Хлопни, когда услышишь звук [Х].
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот, пух, галстук, орех.Игра « Четвертый лишний»
Логопед: — Назовем эти картинки, какая из них лишняя? Почему?
Халат, подсолнух, носок, петух.
Хоккеист, лимон, яхта, художник.
Горох, муха, хлеб, помидор.
Черепаха, матрешка, ухо, хобот.
Хор, хоккей, месяц, духи.
IX. Знакомство с буквой «Х»
Логопед: — На что похожа буква «Х»?
- Логопед: - Давайте букву «Х» изобразим из пальчиков: скрестить указательные пальцы левой и правой рук. Напечатаем её пальцем на столе, на спине соседа.
Логопед: -Сейчас я раздам тетради и трафареты, и вы в своих тетрадях обведёте букву «Х». Потом с воспитателем правильно ее закрасите.
X.Итог занятия.Логопед просит детей вспомнить, как называются птицы, о которых сегодня говорили, как назвать их одним словом, почему?