Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Перелётные птицы


Конспект занятия по развитию речи на тему «Перелетные птицы» в подготовительной группе.
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе.
Автор: Быкова Юлия Сергеевна МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №116»город Воронеж. Воспитатель.
Тема: «Перелётные птицы»
Программное содержание:
- познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют;
-изучить новые понятия (летят стаей, поодиночке, клином, вереницей );
- дать определение словам «насекомоядные», «водоплавающие»;
- закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и т.д.);
- развивать активный и пассивный словарь детей;
- совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы;
- воспитывать бережное отношение к природе, птицам.
Активизация словаря: стая, вереница, поодиночке, клин, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.Оборудование: иллюстрации с различными видами птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц, картинки с изображением рыб, животных и насекомых.
Ход занятия:
1. Вводная часть                                                 
Воспитатель показывает детям иллюстрации с различными видами перелетных птиц.
– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите перелетных птиц, которых вы знаете?
2. Основная часть
– А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь поодиночке, вереницей или клином. (Воспитатель вывешивает соответствующие картинки).
Птицы улетают в теплые края, в определённом порядке. Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите: насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.
Когда замерзают водоёмы (реки и озёра), направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите: водоплавающие.
Отгадайте загадку.
«Он первый прилетаетС дальних странствий,И по весне  деревьямЛучший врач.Он первый нас С весенним солнцем Поздравляет .Конечно он никто иной,Как..»
(Грач)
Весной, когда трактор пашет землю, грачи прилетают в поле, они собирают земляных червей и личинок майского жука. Летом ловят в траве кузнечиков. Гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.
– А вот ребята, еще загадка. Отгадайте её:
«Быстро над землёй порхает, Мошек на лету хватаетИ мелькает в высоте С чёрной стрелкой на хвосте. Домик у неё из глины,Вроде маленькой корзины»
(Ласточка)
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и разных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной, и сидят птенцы потом в таком гнезде, как в чашке.
– Хочу загадать еще одну загадку. Послушайте и отгадайте.
«Он весною прилетает,Садоводам помогает. Строим мы ему дворец, Называется ...»
(Скворец)
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Игра «У кого какое тело?».
– Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
– Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
– Это грач, у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
– У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
– Молодцы, ребята, правильно.
Физкультминутка
«Скворечник»
Из скворечника торчат
Клювы маленьких скворчат.
Клювик раз, клювик два,
Лапки, лапки, голова.
Работа с пословицами.
– Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах.
1. Всякая птица своим носом сыта.
2. Всякая птичка свои песенки поет.
3. Где птица ни летает, а своё гнездо знает.
4. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.
5. Невелика птичка, да коготок остер.
6. Всякая птица тепло ищет.
7. Всякая птичка сети боится.
8. Всякая птица к своей стае летит.
9. Без первой ласточки весна не обходится.
– Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (Дети произносят пословицы хором.)
Игра «Птицы, животные, рыбы, насекомые».
– Посмотрите, у нас есть картинки, на них изображены животные, птицы, рыбы и насекомые. Сейчас мы с вами их перемешаем. Каждый должен взять себе по одной карточке. Я буду называть группу, и те ребята, у кого есть кто-то из этой группы, должны быстро выложить их на стол.
В ходе игры нужно проговаривать названия групп и животных, обсуждать, правильно ли получилась группа. Воспитатель обращает внимание на ошибки, поощряет за правильные ответы и высказывания.
3. Итог занятия
– Итак, ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах. Все они – перелётные птицы, которые живут рядом с людьми.
– Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением, которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение.)

Т. Евдошенко

«Берегите птиц»
О птицах много знаем мы
И в то же время мало.
И нужно всем : и вам и нам,
Чтоб их по больше стало
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
личинки насекомых.
И поредеют все сады.
Без наших птиц знакомых!