Тема статьи: Модель инновационной среды как средство развития социально- значимых качеств одаренного ребенка по предмету обществознание.

В целях обеспечения развития общего образования во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов является одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Эта деятельность тесно связана с поддержкой и развитием одаренных детей, как бесценного национального достояния и основного духовно - нравственного, интеллектуального и творческого потенциала страны. Ценностью становится доброта, порядочность, благородство, высокий интеллект, так как от количества умных, творческих личностей зависит благосостояние и процветание нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос о выявлении, развитии и сопровождении высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Забота об одарённых детях сегодня рассматривается как забота о развитии науки, технологий, культуры и социальной жизни России в будущем. Поэтому развитие интеллектуальных способностей, совершенствование культуры и образа мышления, разработка модели работы с талантливыми учащимися в учебной и внеучебной деятельности по предмету обществознания, становятся одной из актуальных проблем не только учителя предметника, но и школы.
Единство учебной и внеучебной деятельности школьников, позволит удовлетворить их интересы и склонности к предмету обществознания, реализовывать и совершенствовать личностные качества и способности, правильно организовать работу педагога с одаренными детьми, что позволит обеспечить более эффективное развитие и саморазвитие талантливых детей в области обществознание.
Новые стандарты предполагают обучение, развитие, воспитание личности способной быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способной к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Для выполнения и реализации стандартов общего образования, решении данной цели, необходимо в учебном процессе выделить одним из важных направлений – развитие детского творчества и научно-исследовательской деятельности, «выстроить разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности». [1:22] Необходимо создать как специальную систему поддержки уже сформировавшихся талантливых школьников по предмету, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных детей.
Новизна данной модели состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития и сопровождения одаренного ребенка по предмету обществознание на протяжении всего срока изучения предмета, а полная реализация данной модели позволит систематизировать работу с одаренными детьми в школе и поднять на более качественный уровень.
Цель данной модели – создание условий и единой системы сопровождения по предмету обществознания, развития интересов одаренных детей к предмету, обеспечивающих их творческий рост и развитие личностных качеств.
Для этого необходимо объединить и систематизировать всю учебную и внеучебную деятельность, которая осуществляется в области социально – гуманитарной направленности в отношении интеллектуально одаренных детей в единую систему, задать инновационные ориентиры работы с талантливыми детьми по предмету.
Настоящая модель опирается на положения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», материалы «Рабочей концепции одаренности», разработанной ведущими отечественными специалистами в области психологии одарённости под редакцией Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова (2003 г.), Концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.
Модель данной работы опирается на следующие педагогические принципы:
- принцип гуманизма - учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для самопознания и самореализации личности ребенка, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей;
- принцип развития детской инициативы и самостоятельности, требующий поддержания полезный начинаний детей, поощрения инициативы и творчества;
- принцип научности и интегрированности – обеспечивается надежная база для дальнейшего овладения учащимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития;
- принцип индивидуализации и дифференциации – вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их склонностей и развития;
- принцип демократизации – развитие разнообразных форм сотрудничества учащегося и педагога, основанный на единстве личностного, деятельностного и полисубъективного подходов.
При поступлении учащегося в среднее звено действует принцип сотрудничества между ребенком – педагогам – родителем, который позволяет составить портрет учащегося проявившего свои способности в области социально- гуманитарного цикла:
- выявить мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;
- представить индивидуальную оценку педагогом начальной школы познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную, игровую, творческую;
- провести психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;
- экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, стихотворений, технических моделей.[2: 28-30]
Модель формирования инновационной среды включает в себя алгоритм этапов действий по выявлению, сопровождению и разработке индивидуальных маршрутов с одаренными детьми по предмету обществознания.
Первый этап данной модели называется аналитико - прогностический - это раскрытие личности - включает выявление одаренных детей на первой стадии поступления в среднее звено, и продолжается до периода окончании школы, так как меняется контингент учащихся. Этот этап состоит из информационной среды – наблюдение, беседа с родителями будущих учащихся с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей ребенка, диагностическую, прогностическую - предвидение тенденций и путей вовлечения учащегося в учебную и внеучебную деятельность по предмету, координирующую – подготовка и разработка индивидуального маршрута для учащегося с выраженными чертами одаренности и сопровождение на следующий этап.
Каждый этап характеризуется возрастными особенностями, которые имеют самое непосредственное отношение к одаренности и педагог, работающий в среднем звене должен знать эти особенности. Первый этап в среднем звене приходиться на подростковый возраст и характеризуется общей активностью, готовность участвовать в самых различных видах деятельности. Их начинают привлекать занятия, требующие определенного упорства и самостоятельности, также в этом возрасте стоит отметить, такие качества, как упорство и изобретательность. Рассмотренные качества представляют собой необходимые предпосылки дальнейшего включения одаренного ребенка в различные виды деятельности, конкурсы, мероприятия.
Следующий этап – развивающий - (развитие личности)  – проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках учебной дисциплины и внеурочной деятельности. Создаются условия для оптимального развития способных детей, через приемы, методы, формы работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества (личностно-ориентированный и дифференциальный подходы, творческие задания, проблемное обучение, групповые виды деятельности, формирование групп гомогенного состава и др.).
Следующий этап - практический - формирования, углубления одаренности и применение в практике (становление личности) – старшая школа. На данном этапе предоставляется учащимся возможность совершенствования своих способностей и совместной деятельности со сверстниками, научными руководителями через самостоятельную работу по предмету.
Этот этап приходится на раннюю юность и имеет свои особенности, школьники старших классов живут главным образом настоящим, но предчувствие будущего и готовность к нему заметно окрашивают их поведение. В этом возрасте ярко проявляются расширение и углубление связей с людьми, подъем нравственных чувств и потребность в сознательной саморегуляции, в самовоспитании, самоутверждении. Старший возраст по – своему обогащает личность, открывает новые предпосылки для её всестороннего развития. Все это, вместе взятое, создает внутренние условия занятием в области научно – исследовательских работ.
Прохождение этапов становления одаренной личности в области обществознания сопровождается разработкой гибкой программы индивидуального развития одаренных детей с различным сроком реализации.
Индивидуальный маршрут развития одарённых детей определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребенка (уровнем готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования и целями, предъявляемыми к обучению этой категории учащихся.
Результативность инновационной деятельности индивидуальной программы работы с одаренным ребенком, мы можем проследить по следующим критериям: карта прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках, конкурсах, хоровых, ученических проектов); карта достижений в этих мероприятиях; уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребёнка в течение учебного года, отслеживались нами с помощью карты творческого развития; этапы творческого развития личности одарённого ребенка на всем этапе отслеживаются по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей, алгоритм работы с одарённым ребёнком позволяет нам определить уровень: интереса к занятиям, качество усвоения программного материала в течение всех этапов развития ребенка.
Для успешной реализации данной модели используются формы работы, которые помогают одаренному ребенку в самореализации творческой направленности:
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание (социально - гуманитарные классы – работа по индивидуальному плану);
- включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы (элективный курс «Решаем творческие задачи»);
- формирование и развитие сети дополнительного образования (кружки по интересам);
- организация дистанционно - практического обучения учащихся с преподавателями ВУЗа (сетевая инициатива);
- организация научно – исследовательской деятельности;
- создание виртуальное пространство сетевого взаимодействия (интернет проекты, конкурсы);
- организация профильных смен во время каникулярных дней;
-организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно – практических конференциях.
«Каждый человек талантлив. Добьётся ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одарённость. Реализованная возможность каждого человека проявить и применить свой талант, преуспеть в своей профессии влияет на качество жизни, обеспечивает экономический рост и прочность демократических институтов».[1: 3-4] Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. Наши идеи – тот же талант, со своей таинственной жизнью, с непредсказуемыми последствиями их реализации, а так же, как в любом материале, сгущение, неожиданные сочетания в пространстве идей могут порождать интересные формы и обогащать общую картину профессионального и творческого проживания этой странной и удивительной жизни.

Литература:
1.Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности/ под редакцией В.Д. Шадриков - М., 1998.
2.Бойцов М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе (на материале преподавания гуманитарных дисциплин): Автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1975.
3.Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей: Родителям, воспитателям, учителям. - М.: Роспедагентство,2007.
15