Внеклассное мероприятие в 8 классе по теме: Блокадный Ленинград

Внеклассное мероприятие в 8 классе.
«Блокадный Ленинград»

Цели:
познакомить учащихся с судьбой Блокадного Ленинграда; с поэтами, связанными с их произведениями;
вызвать интерес учащихся к изучению стихотворений о блокадном Ленинграде;
воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
Наглядность: презентация, песни военных лет, портреты поэтов военного времени;
Ход мероприятия:
Звучит песня “Дороги”
Ведущий: Более полувека отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся среди нас ветеранов, участников войны. Но мы помним о тех суровых годах, мы должны помнить.
Ведущий: Война. Страшное и жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа.
Ведущий:
Война - жесточе нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
А. Твардовский
Ведущий: Год 1941-й. Июнь Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нас.
Ученик:
Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
НЕ знающих, не ведающих горя.
Ученик:
Июнь! Тогда еще не знали мы.
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-ом в мае.
Ученик:
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли на встречу утру и смеялись,
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы и с юностью прощались.
Улан Алексей Саввавич
Ученик:
Черные тени в тумане росли, Туча на небе темна. Первый снаряд разорвался вдали, Так начиналась война.
Звук взрыва, объявление Левитана о начале войны.
Ведущий:
Сорок первый! Июнь
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.

Ведущий:
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамён унося.
Ученик:
Когда протрубили тревогу В любимом краю, Застыли мальчишки В суровом солдатском строю. Мальчишки, мальчишки, Вы первыми ринулись в бой! Мальчишки, мальчишки,
Все хором: Страну заслонили собой!
Ученик:
Мальчишки, мальчишки, Вы завтра уходите в бой. Мальчишки, мальчишки,
Все хором:
Вернитесь живыми домой!

Исполнение песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты, подлая, сделала...».
Ах, война, что ж ты сделала, подлая: стали тихими наши дворы, наши мальчики головы подняли - повзрослели они до поры, на пороге едва помаячили и ушли, за солдатом - солдат... До свидания, мальчики! Мальчики, постарайтесь вернуться назад. Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, не жалейте ни пуль, ни гранат и себя не щадите, и все-таки постарайтесь вернуться назад. Ах, война, что ж ты, подлая, сделала: вместо свадеб - разлуки и дым, наши девочки платьица белые раздарили сестренкам своим. Сапоги - ну куда от них денешься? Да зеленые крылья погон... Вы наплюйте на сплетников, девочки. Мы сведем с ними счеты потом. Пусть болтают, что верить вам не во что, что идете войной наугад... До свидания, девочки! Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Ведущий: в эти первые дни казалось, что война быстро закончится. Но до Победы пришлось идти очень долго. Через тысячи смертей, превозмогая голод, усталость.
Особенно тяжело пришлось ленинградцам, оказавшимся в кольце неприятеля. А кому в то время было легко?
Ведущий: Гитлеровские войска группы армий «Север» подошли к Ленинграду в августе 1941 года.
Ведущий: В короткий срок жители города выкопали сотни километров противотанковых рвов. В самом городе сооружались баррикады, дзоты и доты.
Ведущий: Вместе с красноармейцами и матросами на боевые рубежи, пролегавшие возле самой городской черты, вышли 160 тысяч ленинградских добровольцев – рабочие, ученые, актеры, художники. Это были люди разного возраста – и ветераны революции, и вчерашние школьники.

Ученик:
Александр Прокофьев
Не отдадим!
С утра не замолкает канонада, Так день за днем, так много, много дней Враги хотят на месте Ленинграда Оставить груды пыли и камней.
Об этом говорили их листовки -  Свидетельства бессилия врага. Горели Пушкин, Невская Дубровка, Приневские дымилися луга.

И Ленинград пожары эти видел, А враг, поживой жадною гоним,  Все наседал, смертельно ненавидя Все русское, все связанное с ним!
Но мы стеною от земли до неба Все поднялись и отстояли свет. И Ладога, и дальняя Онега Услышали стоярусное: "Нет!"

Ученик:
Нет, не сдадим мы город русской славы И от земли до неба оградим, Своих садов и парков величавых, Своих святынь врагам не отдадим!...
Не отдадим бездушной злобной силе Обычаи народа, свет его И преградим пути ей в глубь России, К бессмертию народа моего!

Не отдадим им молний наших росчерк, Гнездовья туч, озер великий стан, Не отдадим березовые рощи, Которые увидел Левитан!
Не отдадим грядущий день победы, Сиянье солнца, отблески зари, Не предадим могил отцов и дедов, Курганов, где лежат богатыри!
Не отдадим полей бескрайних, синих, Где побеждали мы и победим, Не отдадим прекрасную Россию,  Не отдадим!
1941
Ведущий: Не сумев взять Ленинград штурмом, гитлеровцы приступили к его осаде. В сентябре 1941 года враг перерезал все пути, связывавшие Ленинград со страной. Враг обрушил на город тысячи бомб и снарядов. Гитлеровцы были уверены, что материальные и продовольственные ресурсы осажденного города быстро иссякнут, а беспрерывные обстрелы и бомбежки ускорят капитуляцию.
Ведущий: В конце ноября постепенно уменьшавшийся паек составил для рабочих 250 граммов, а для служащих, иждивенцев и детей всего 125 граммов хлеба в день.
Ведущий: Остановился городской транспорт, вышли из строя водопровод и канализация, прекратилась подача электроэнергии. Однако город жил и боролся. Подвигом был каждый и на передовой и в самом городе, тоже ставшем фронтом. В опустевшие цеха пришли старики, женщины, подростки. Блокированный город дал войскам тысячи пулеметов, автоматов, миллионы снарядов и мин.
Ведущий: Да, было трудно ленинградцам выстоять! Что рассказывают страницы мемуарной литературы?
Ведущий: Книга "Память". Письма о войне и блокаде. Легенды и быль. В. Семенова
Страшная зима 1941 года. Голос из 1941 года.
Наступили дни, когда жить было подвигом. 125 граммов хлеба делили на три части: завтрак, обед и ужин. Варили кожу, из столярного клея - студень, .. съели все запасы горчицы, соли, белые горошки лекарств гомеопатов. Люди с застывшими лицами медленно двигались по улицам, не смеялись и не улыбались, ноги передвигали, не сгибая в коленях. Больше всего боялись упасть, а если падали, то с особой настойчивостью просили поднять.
Ученик:
Как-то мы с сестрой поднимали одну женщину трижды. Потом посадили ее на ступеньку у парадной дома. Возвращаясь через некоторое время, увидели, что она уже мертвая. К голоду прибавились сильные морозы. Не было света, топлива, воды. Рубили на дрова мебель, паркет - все, что можно было сжечь в "буржуйках". Холодно и темно. Крохотный фитилек коптилки освещает комнату. Полумрак даже днем, потому что стекол в окнах нет - они вылетели от бомбежек, пришлось заткнуть их подушками.
Ученик:
За водой ходили на ближайшую речку. Лунка обмерзала, выстраивалась очередь. Какие же усилия требовались голодному, больному человеку, чтобы вытащить наполненное ведро на обледеневшую набережную? Настоящим горем считалось, когда ведро вырывалось из рук и катилось вниз. Воду берегли, перестали умываться.
Болезни и смерть шли по городу. Трупы долго оставались лежать: убирать их было некому.
Ученик:
Мозг был настолько насыщен думами о еде, что она даже снилась. Высшей мечтой было получить побольше простой пищи, поесть картошки в "мундире" прямо из котелка:
Тяжело было смотреть, как идет человек, вдруг зашатается, падает и умирает. Или прислоняется к стене и тоже падает. Кто мог, выносил мертвых во двор. Там их потом подбирали и увозили на ближайшее кладбище.
Ученик:
В одном дворе я видела, как стояли люди перед мертвыми, склонив головы. Одна из женщин вдруг сказала: "Что же это мы так, ведь в последний путь отправляем. Давайте споем "Интернационал". И все запели. Тихо - тихо. Почти шепотом.
Ученик:
Жить в одиночку было страшно и трудно. Поэтому объединялись семьи в одной квартире: легче было отапливаться и помогать друг другу. Кругом горе, но люди не черствели, были отзывчивыми, как могли поддерживали "нормальную" жизнь. Воду экономили. Один раз в неделю мылись, потом в ней стирали, а уж после всего мыли пол.
Ведущий: Из дневника Нины Ивановой ("Дети города-героя")
Ученик:
14 января 1942 года
Папа достал какого-то масла, которое наливали в краску. Теперь мы жарим на нем хлеб: Я поела жареного хлеба, и две ночи у меня болел не то живот, не то еще что -то. Я теперь не жарю, а остальные жарят.
Ученик:
Я пишу, а сама так замерзла. У меня закоптело лицо и руки, но мыться холодной водой бесполезно, только размажешь:У меня такое старое лицо. Глаза провалились, а над глазами и под глазами опухоль. Меня теперь зовут гражданкой , и никто мне не дает столько лет, сколько мне есть. Какую печать наложила блокада на наше здоровье!
Ученик:
Сейчас папа, мама, Лена на работе, жилец в соседней комнате не ходит домой, а ночует на заводе, потому что невозможно ходить пешком так далеко.
Ученик:
Вместо супа – бурда из столярного клея, Вместо чая – заварка сосновой хвои  Это б все ничего, только руки немеют, Только ноги становятся вдруг не свои.  Только сердце внезапно сожмется, как ежик, И глухие удары пойдут невпопад  Сердце! Надо стучать, если даже не можешь Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!  Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость. Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.  Сотый день догорал. Как потом оказалось, Впереди оказалось еще восемьсот.
Ведущий:
Ранняя зима принесла тяжелое испытание защитникам города – страшный холод. В конце ноября ударили морозы до –40 градусов. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки – времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.
Ведущий:
Если с холодом еще можно было бороться, собирая на улицах, что может гореть: палочки, щепки, бумагу, отправляя в печки-буржуйки мебель, книги, объединяясь в одну комнату по несколько семей, то с чувством постоянного голода бороться было невозможно.
Учитель:
В музее истории Ленинграда хранится черствый, потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба
Это суточная блокадная норма на одного человека. В хлебе этом мало муки. Много примесей:
Ржаная мука - 73%;
Целлюлоза - 10%;
Кукурузная мука - 3%;
Хлопковый жмых -10%;
Мучная сметка и вытряска из мешков - 2%;
Обойная пыль - 2%.
Ведущий: Из книги "Память". Глава "Секрет земли"
Ученик:
Около завода "Вена" - пивоваренный, помнишь? - у нас теперь раскопки вовсю идут, барду раскапываем (отходы пивоварения, шли на корм скоту) раскапывают, разогревают, лепешки пекут. Стоматит чудовищный от этого "деликатеса": Лепешка мне показалась очень вкусной.
Ученик:
- На Кузнечном: землю продают. Когда склады горели, оказывается, масса расплавленного сахара в землю ушло. Первый метр - сто рублей стакан, второй- пятьдесят. Разводят водой, процеживают и пьют:
Ведущий:
Свидетельства тех дней потрясают: с начала сентября 1941 по декабрь 1941 года военный совет 5 раз сокращал нормы выдачи хлеба. Хлеб был желанен, как ничто и никогда прежде.
Ведущий:
Представьте хлебную карточку - бумажный листок, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За 5 таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался скудный дневной паек. 25 граммов хлеба - величина почти неосязаемая. Да и сумма всех пяти слагаемых так мала, что ее недостаточно для жизни.
Ведущий:
Ленинградская блокадная карточка. На каждой напечатано: "При утере карточка не возобновляется". Суровая мера, но необходимая. Карточка была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства.
Ведущий:
Город жестоко голодал. Об этом рассказал в книге "Блокадные новеллы" писатель Олег Шестинский , который пережил ленинградскую блокаду, будучи мальчишкой.
  Подробный пересказ новеллы "Хлеб", "Приключения коржика", "Котька и Колька",
Ведущий: Город был не только фронтом, но и жил своей духовной жизнью. Ни на один день в блокадном городе не умолкало радио.
Ученик:
“Я никогда героем не была Не жаждала ни славы, ни награды, Дыша одним дыханьем с Ленинградом, Я не геройствовала, а жила!”

Ведущий:
Это четверостишие Ольги Берггольц. Её голос источал небывалую энергию. Она делала репортажи с фронта, читала их по радио. Голос еёзвенел в эфире три с лишним года. О. Берггольц стала голосом осажденного Ленинграда. Сама перенесла ужасы блокады. Её мужественная поэзия, звучавшая по радио, вдохновляла бойцов, защищавших город, и находящихся в блокаде жителей.
“Я говорю с тобой под свист снарядов” О. Берггольц (наизусть)
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом смертная угроза-
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.

Август 1941

Ведущий:
Когда город оказался в кольце блокады, решено было построить «транспортный мост» через ладожское озеро. 12 сентября 1941 года первый караван с продовольствием подошел к западному берегу озера, где еще не было причалов и пирсов. А 22 ноября по едва окрепшему льду двинулась первая колонна автомашин, начала действовать дорога, которой предстояло сыграть поистине историческую роль в обороне Ленинграда.
Ведущий:
По ленинградской трассе, названной ленинградцами Дорогой жизни, с восточного на западный берег озера было перевезено 1 325 500 тонн продовольствия, боеприпасов, медикаментов, горючего, шли подкрепления, боевая техника. В обратном направлении из осажденного города вывозились материальные ценности, оборудование, эвакуировались ленинградцы, раненые войны.
Ведущий:
«Ледовая дорога стала жизненной артерией, связывающей город со страной. Пульс этой артерии не затихал ни на минуту, бился ровно и ритмично. Ни на минуту не прекращалось движение по ладожской трассе. В морозы и бураны, под артиллерийским обстрелом и бомбежкой с воздуха советские люди везли помощь осажденному городу»,- писала газета «Правда» 9 мая 1942 года.
Ведущий:
По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни – смертью во имя жизни.
Ученик:
"Дорогой жизни шел к нам хлеб, Дорогой жизни многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги".
Ученик.
И было так на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на 5 минут - пустяк, Поломка эта - не угроза Да рук не разомкнуть никак. Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь - опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб? 2 тонны! Он спасет 16 тысяч ленинградцев. И вот в бензине руки он  Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт. В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри, Примерзли к варежкам ладони, Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарне до зари. 16 тысяч матерей Пайки получат на заре - 125 блокадных грамм С огнем и кровью пополам. О, мы познали в декабре: Не зря "священным даром" назван Обычный хлеб и тяжкий грех Хотя бы крошку бросить наземь.

Ведущий:
В “Ленинградской поэме” О. Берггольц рассказала о подвиге водителей машин. (Слайд 24)
Ученик.
О, да! Иначе не могли  Не те бойцы, не те шоферы, Когда грузовики вели  По озеру в голодный город. На Ленинград, на Ленинград!  Там на два дня осталось хлеба, Там матери под темным небом  Толпой у булочной стоят, И дрогнут, и молчат, и ждут Прислушиваются осторожно: “К заре, сказали, привезут  Гражданочки, держаться можно!”
А было так: на всем ходу Машина задняя осела.  Шофер вскочил, шофер на льду: Ну, так и есть – мотор заело.  Ремонт на пять минут – пустяк! Поломка эта - не угроза. Но рук не разогнуть никак:  Их на руле свело морозом. Чуть разогнешь – опять сведет. Стоять? А хлеб? Других дождаться?  А хлеб? Две тонны. Он спасет Шестнадцать тысяч ленинградцев. И вот в бензине руки он смочил,  Поджег их от мотора. И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера.  Шестнадцать тысяч матерей  Пайки получат на заре (Слайд 25) Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам!
 Несмотря на все трудности, город жил и не сдавался.
Ведущий:
И все-таки продовольствия не хватало. Зима 1941/42 года вошла в историю Ленинграда как одна из самых трагических ее страниц. Только в декабре в городе умерло более пятидесяти тысяч человек.
Ученик:
Был день как день. Ко мне пришла подруга, не плача, рассказала, что вчера единственного схоронила друга, и мы молчали с нею до утра. Какие ж я могла найти слова, я тоже ленинградская вдова. Мы съели хлеб, что был отложен на день, в один платок закутались вдвоем, и тихо-тихо стало в Ленинграде. Один, стуча, трудился метроном... И стыли ноги, и томилась свечка. Вокруг ее слепого огонька образовалось лунное колечко, похожее на радугу слегка.
Ученик:
А город был в дремучий убран иней. Уездные сугробы, тишина... Не отыскать в снегах трамвайных линий, одних полозьев жалоба слышна. Скрипят, скрипят по Невскому полозья. На детских санках, узеньких, смешных, в кастрюльках воду голубую возят, дрова и скарб, умерших и больных... Так с декабря кочуют горожане за много верст, в густой туманной мгле, в глуши слепых, обледеневших зданий отыскивая угол потеплей.
Ученик:
Вот женщина ведет куда-то мужа. Седая полумаска на лице, в руках бидончик это суп на ужин. Свистят снаряды, свирепеет стужа... Товарищи, мы в огненном кольце. А девушка с лицом заиндевелым, упрямо стиснув почерневший рот, завернутое в одеяло тело на Охтинское кладбище везет. Везет, качаясь, к вечеру добраться б... Глаза бесстрастно смотрят в темноту. Скинь шапку, гражданин! Провозят ленинградца, погибшего на боевом посту. Скрипят полозья в городе, скрипят... Как многих нам уже недосчитаться! Но мы не плачем: правду говорят, что слезы вымерзли у ленинградцев.

Ученик:
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало. Нам ненависть заплакать не дает. Нам ненависть залогом жизни стала: объединяет, греет и ведет. О том, чтоб не прощала, не щадила, чтоб мстила, мстила, мстила, как могу, ко мне взывает братская могила на Охтинском, на правом берегу. Как мы в ту ночь молчали, как молчали... Но я должна, мне надо говорить с тобой, сестра по гневу и печали: прозрачны мысли и душа горит.
Ученик:
Уже страданьям нашим не найти ни меры, ни названья, ни сравненья. Но мы в конце тернистого пути и знаем близок день освобожденья.- Наверно, будет грозный этот день давно забытой радостью отмечен: наверное, огонь дадут везде, во все дома дадут, на целый вечер. Двойною жизнью мы сейчас живем: в кольце, во мраке, в голоде, в печали мы дышим завтрашним, свободным, щедрым днем, мы этот день уже завоевали.
Ведущий:
В блокированном городе осталось 400 тыс. детей. Главным подвигом юных жителей была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжелые дни. Когда начинались затяжные бомбежки, уроки продолжались в бомбоубежищах.
Ведущий:
Вот что написано в отчете 251-й школы Октябрьского района: “из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября 1941 года, систематически продолжали занятия 55 человек. За два месяца 18 учащихся погибло во время артналетов. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло 11 мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”.
Ведущий:
Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.
В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ученик:
Девчонка руки протянула, И – головой на край стола  Сначала думали – уснула,  А, оказалось, – умерла. Ее ребята на носилках Домой из школы понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли Никто не произнес ни слова. Лишь тихо, сквозь метели стон, Учитель вымолвил, что снова Занятья, после похорон.

Ведущий:
Потрясают письма и страницы дневников, которые вели ленинградцы в те страшные дни
Ведущий:
Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13? Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.
"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
"Савичевы умерли"
"Умерли все"
"Осталась одна Таня"
Ведущий: При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.
Ведущий:
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!
Ведущий:
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
Ведущий:
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Ученик:
Такого дня не видел Ленинград! Нет, радости подобной не бывало Казалось, что все небо грохотало,  Приветствуя великое начало Весны, уже не знающей преград. Гремел неумолкаемо салют Из боевых прославленных орудий, Смеялись, пели, обнимались люди(В. Рождественский)
Ученик:
Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пестрыми цветут А ленинградцы тихо плачут Ни успокаивать пока Ни утешать людей не надо Их радость слишком велика - Гремит салют над Ленинградом! Их радость велика, Но Боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе салют! Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)
Ученик:
Мы чашу горя выпили до дна. Но враг не взял нас никаким измором И жизнью смерть была побеждена И победили человек и город! Год сорок второй Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим,  Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания
Ведущий:
Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города.
Ведущий:
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек.
Ведущий:
Братские могилы жертв блокады есть на многих ленинградских кладбищах, но больше всего их на Пискаревском и Серафимовском.
(Демонстрируется мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище)
Ведущий:
Из памятников, сооруженных на легендарной Дороге жизни, особенно сильное впечатление, оставляет монумент в память о детях, погибших в годы блокады, - Цветок жизни».
Ведущий: Авторами этого памятника стали молодые зодчие Александр Левенков и Павел Мельников. В его строительстве принимали участие несколько тысяч ленинградских пионеров. Памятник был торжественно открыт 28 октября 1968 года.
Демонстрируется фотография памятника «Цветок жизни».
Ведущий:
Словно разорвав каменную твердь, вознесся на десятиметровую высоту стебель, увенчанный цветком. На его лепестках - слова «Пусть всегда будет солнце» и лицо улыбающегося мальчишки. Рядом плита, на которой надпись: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда 1941 – 1944 годов». Вокруг монумента высажено девятьсот молоденьких березок – по числу блокадных дней, пережитых ленинградцами. И как страшное напоминание о той зловещей поре, увековечены в камне странички из дневника, который вела в осажденном Ленинграде одиннадцатилетняя школьница Таня Савичева. Листки, исписанные слабой детской рукой, стали достоянием истории.
Ученик:
Роберт Рождественский в поэме "Реквием"
помните! Какою ценой Завоевано счастье, - Пожалуйста,  Помните! Песню свою, Отправляя в полет, - Помните! О тех, Кто уже никогда не споет, - Помните! Детям своим Расскажите о них, Чтоб запомнили! Детям детей Расскажите о них, Чтобы тоже запомнили! Во все времена  Бессмертной земли Помните! К мерцающим звездам  Ведя корабли, - О погибших Помните! Встречайте трепетную весну, Люди Земли. Убейте войну, Прокляните  Войну, люди Земли! Мечту пронесите через года И жизнью  Наполните!.. Но о тех, Кто уже не придет  Никогда, - Заклинаю, - Помните!
муз.И.Шварц сл. В.Коростылев В далеком, тревожном военном году, Под гром батарей у страны на виду. Стояли со взрослыми рядом Мальчишки у стен Ленинграда. На парте осталась раскрытой тетрадь Не выпало им дописать, дочитать, Когда навалились на город Фугасные бомбы и голод. И мы никогда не забудем с тобой, Как наши ровесники приняли бой. Им было всего лишь двенадцать  Но были они ленинградцы!

15