Урок-исследование по произведению Слово о полку Игореве


План-конспект урока по литературе в 9 классе
Учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 им. К.Д. Ушинского»
Лукьяновой Елены Григорьевны
Тема урока: Картины природы в произведении «Слово о полку Игореве»
Тип урока: Урок-исследование
Учебник: Литература 9, авторы: В.Я. Коровина, В. П. Журавлев, В.И. Коровин.
Цель урока: Проследить историческую основу «Слова о полку Игореве», как описание пейзажей в этом произведении отражает мировоззрение людей XII века, развивать эстетическое чутье и восприятие описание пейзажа как передачу чувств и верований автора.
Оборудование: Тетради, учебники, интерактивная доска, текст сказки,
Задачи урока:
образовательная: подробный разбор текста произведения, выяснить роль пейзажей в «Слове о полку Игореве»
развивающая: развитие грамотно поставленной речи при устных ответах, памяти; расширение знаний об обычаях и традициях и мировоззрениях славян в XII веке;
воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся;
практическая: доказать, что только с помощью пейзажей мы можем выявить всю гамму чувств автора, его представление об окружающей природе, его веру и поклонение богам.
Универсальные учебные действия:
личностные – осознание учащимися важности пейзажей в произведении, ознакомление с верованиями русского народа в XII веке;
познавательные – умение извлекать нужную информацию из прочитанного текста;
коммуникативные - умение слушать и грамотно излагать свое мнение, умение обобщать свои мысли и высказывания одноклассников.
регулятивные – взаимный контроль (при работе с текстом произведения), контроль со стороны учителя.
Планируемый результат:
Знать:
особенности верований и мировоззрений русского народа в XII веке;
как пейзажи в данном произведении передают чувства и мировоззрение автора;
Уметь:
выделять факты о вере, мировоззрениях, обычаях русского народа в XII веке из текста произведения;
выражать образности мысли с помощью художественных выразительных средств речи;
использовать различные источники знаний.

Ход урока
I. Организационный момент
Проверка учителем домашнего задания (учащиеся отвечают по тетрадям).
II. Постановка целей и задач
«Слово о полку Игореве…» повествует о воинском походе князя Игоря, но автор уделяет особое внимание рассказу о природных явлениях. Некоторые описания достаточно подробны, а некоторые кратки. Наша задача – определить роль картин природы в произведении «Слово о полку Игореве».
III. Работа с текстом
Найдите в тексте и отметьте развернутые описания природы. Определите их композицию:
Происходит действие
Подкрепляется описанием природы
В чём цель одинаковой композиции всех развёрнутых описаний?
Создание эмоционально богатого эпизода, не только рассказ о событии, но и создание образ этого события.
Солнечное затмение. Сколько раз говорится о нём в произведении
Дважды: после вступления и после обращения к Бояну в речи Всеволода.
Какие противоположности соединяются в этом пейзаже?
«Светлое солнце» и «воины тьмой покрыты». Радость и печаль и страх.
Результат: яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, иногда взаимоисключающие друг друга.
Какое еще грозное предзнаменование показано в «Слове о полку Игореве»?
Картина надвигающейся грозы. Пейзаж мрачен и страшен.
Найдите эпитеты, используемые автором.
«Кровяные зори», «трепещут синие зарницы», …
Нужно отметь важность выбора прилагательных, называющих мрачные, насыщенные цвета.
Как отнесся Игорь и к этому предзнаменованию?
Описывая надвигающуюся грозу, автор показывает нам могущество и силу Перуна. Игорь идёт в чужие земли не только вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.
Как представлена природа в конце поэмы? Заключительный пейзаж противопоставлен солнечному затмению и грозе. Из скольки частей он состоит?
Из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой, радостное возвращение
В первых двух картинах огромную роль играли прилагательные, какие части речи стали основными в этом эпизоде?
Глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли»…
Как вы думаете, почему?
Автору важно показать единение природы, рассказать о её действиях, её помощи Игорю при побеге. Природа охраняет Игоря от половцев.
Эпизод разговора с Донцом. Передать суть эпизода. Почему опять начинают играть роль прилагательные?
Чтобы подчеркнуть красоту реки. Игорь благодарит Донец. Солнце преграждало путь, предупреждая об опасности, Донец стеллит Игорю зеленую постель на своих серебряных берегах, одевает его тёплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками.
Какое настроение передано в третьем эпизоде?
Веселье, радость, торжество. Вороны не каркают, стихли сороки, замолчали галки… Т.е. всё плохое исчезло, настало время пению соловья.
Вывод:
Роль пейзажей в произведении очень важна. Они отражают мировоззрение людей XII века, их веру, представление об окружающей природе, выражают чувства, мысли автора.
Подведение итогов.
Выставление оценок соответственно степени участия в работе на уроке.
Рефлексия:
Продолжите фразу «Самым интересным на уроке для меня было …»
Учитель: С каким настроением вы уходите с урока?
Ученики поднимают сигнальные карточки.
Домашнее задание:
Аргументированный письменный ответ на вопрос «Что помогают понять об авторе, его мировоззрениям, вере, чувствах картины природы в «Слове о полку Игореве».