Урок Изо Былинные богатыри 2


Цели:
обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях жанра былин;
исследовать образ русского богатыря в литературе и живописи на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и картин В.М. Васнецова, М. Врубеля;
выявить средства создания образа былинного героя, расширить представление об эпическом герое, о взаимопроникновении различных видов искусства, их воздействии на человека;
развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение анализировать;
формировать литературоведческие представления;
воспитывать патриотические чувства и нравственные качества личности, прививать любовь и уважение к устному народному творчеству, к искусству, к Родине через знакомство с героями былин – богатырями.
Интеграция: литература и изобразительное искусство.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы и приемы: диалогический, исследовательский, словесные (рассказ, беседа, чтение наизусть стихотворения, защита проектов), наглядные (демонстрации, иллюстрации), практические.
Оборудование: презентация с использованием компьютерных технологий в Microsoft Power Point, магнитофон с записью «Концерта для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева, подготовленные учащимися костюм и доспехи богатыря.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя. Объявление темы и целей урока.
Учитель литературы: Ребята, на протяжении нескольких уроков литературы мы погружались в мир былины – древнего эпоса русского народа. Изучение былин – серьезное и увлекательное дело. И хотя традиция русских былин не получила развития в литературе и в наше время не создают произведения о подвигах богатырей, мы должны знать и помнить свое прошлое, потому что
Кто своего родства не уважает,тот сам себя унижает.А кто предков своих стыдится,тот через это срамится.
Итак, тема нашего урока «Образ богатыря как образ защитника Родины». (Слайд 1)
Многие ученые обращаются к былинам и до сих пор делают открытия. И, конечно же, прежде всего исследователей интересуют главные герои – богатыри. Сегодня мы с вами тоже будем исследователями и постараемся выявить особенности изображения богатыря.
Учитель ИЗО: Былины вдохновляли многих мастеров искусства. Литература – язык слова, а живопись – язык цвета и линий. На примере картин известных русских художников 19 века Виктора Васнецова и Михаила Врубеля мы сегодня попытаемся определить особенности в изображении образа русских богатырей.
II. Работа по теме урока.
1. Былинная разминка.
Учитель литературы: Вспомните, что означает слово «былина»? (Былина – (от слова «быль») – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.)
– В какой исторический период создавались былины? (Слайд 2) (В 11-15 веках, передавались из уст в уста, а для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей)
– Как раньше исполнялись былины? (Былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования). (Слайд 3)
Столетья, сменяя друг друга, идутГерои в старинных былинах живут.Не раз от врагов они Русь защищали, За землю свою не раз кровь проливали.С тех пор поколений немало сменилось,Но память о них на Руси сохранилась.
– Какой же он, русский богатырь? Как он изображен в словесном народном творчестве? Это нам предстоит выяснить на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
2. Выразительное чтение отрывка из былины.
– Давайте послушаем фрагмент былины. (Ученик рассказывает отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» под музыку («Концерт для гуслей с оркестром народных инструментов» А. Муравлева).
3. Реализация домашнего группового задания.
1. Выступление группы «исследователей слова» (Слайд 4)
Учитель литературы: А кто такой богатырь? Есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»?
Давайте послушаем наших «исследователей слова», которым было дано задание поработать с толковым и этимологическим словарями, выяснить значения этих слов и попытаться выделить три стороны, отличающие богатыря.
(В толковом словаре В.И. Даля дается определение: «Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайной силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь»
В толковом словаре С.И. Ожегова «Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Перен. Человек очень большой силы, стойкости, отваги».
«Герой– человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности».
В этимологическом словаре: «Богатыри (от др.-тюркского багатур – храбрый воин) – герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову богатырь соответствовали «храбр», «храбор», «удалец». Слово богатырь встречается в летописи, начиная с 12 в).
– Итак, ваш вывод:
есть ли разница между значениями слов «богатырь» и «герой»? (Слайд 5)
какие три стороны, отличающие богатыря, вы выделили?
(Богатырь – человек крепкого телосложения; сильный, храбрый, умный, отважный; воин, защитник, преданный Родине и народу. Смысл жизни богатырь видит в служении Родине). (Слайд 6)
2. Беседа по былине.
– А каким перед нами предстает Илья Муромец? (Слайд 7)
– Какой первый подвиг в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» совершает богатырь? Почему он отказался стать черниговским воеводою?
– Как ведет себя Илья, когда ему советуют не ехать «дорожкой прямоезжею»? Характерно ли подобное поведение для героя былины?
– Что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Ведь Соловей-разбойник – сильный противник «как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, лазоревы цветочки осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал» (Слайд 8)
– Как характеризует Илью его отказ зятьям Соловья-разбойника отдать пленника? (Неподкупный, преданный своей земле, защитник)
– Почему Илья в конце былины все-таки казнит Соловья-разбойника?
– Перечислите, какие изобразительно-выразительные средства используются в былине для создания образа богатыря? Какова их роль? (Гиперболы, повторы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты, сравнения).
– Мы с вами уже подбирали примеры изобразительно-выразительных средств для создания образа Ильи Муромца, поэтому сейчас я вам предлагаю выполнить следующую работу: соотнести образные выражения из былины с соответствующими терминами.
(Работа на интерактивной доске). (Слайд 9)
3. Выступление группы «историков». (Слайды 10-14)
Историческую страничку предварительно готовит группа учащихся и выступает с сообщением перед классом. Таким образом, ребята получают ценный опыт поиска информации на заданную тему, отбора материала, составления связного текста и изложения его в устной форме перед одноклассниками. Учитель оказывает предварительную помощь ученикам в виде консультации.
Учитель литературы: Ребята, а как вы думаете, у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип, реальное историческое лицо? Давайте послушаем сообщение ребят из группы «историков».
4. Выступление группы «искусствоведов». (Слайд 15)
Учитель ИЗО: А теперь я вас приглашаю в художественную галерею на экскурсию. Для нас ее подготовили ребята из группы «искусствоведов».
(Слушаем сообщения учащихся, на экране демонстрируются репродукции картин В.М. Васнецова, М.А. Врубеля)
– А вспомните, ребята, к какому жанру изобразительного искусства мы отнесем картины, где есть изображение героев былин, сказок?
Ученик: (картины с изображением, героев сказок, былин относят к мифическому жанру, так как в некоторых случаях художник может преувеличить визуально рост, мощь и т.д. )
(Слайды 16-19)
Учитель ИЗО: (Слайд 20) Ребята, художники жили в одну историческую эпоху, и объединяет их картины уважение и почитание к образу русского богатыря. Но посмотрите, насколько отличается техника передачи сюжета. Если Васнецов передает точный детальный портрет, соблюдают пропорциональные соотношение в передачи фигур, то у художника Врубеля наоборот преобладает передача мощи, силы богатыря и поэтому он использует гиперболу объема. Но художники преследуют одну цель показать героя – патриота, защитника своей Родины.
– Какой из представленных образов богатырей вам больше нравится? Почему? (ответ учеников)
– Что связывает образы богатырей воедино? (Патриотические чувства, идея прославления силы и могущества Родины).
Учитель литературы: В рассказе наших экскурсоводов встретились слова: колчан, щит, меч…. Это богатырские доспехи. Давайте объясним эти слова, восстановив богатырский словарь. (Работа на интерактивной доске) (Слайд 2)
Колчан – футляр для стрел
Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из стальных колец
Палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с утолщённым концом
Ножны – футляр для меча или кинжала
Шлем – воинский доспех, защищающий голову
Щит – округлая металлическая доска, защищающая в бою от стрел
5. Отчет группы «художников-костюмеров» (Слайд 22-27)
Учитель ИЗО: А в заключение урока, практическая работа. Сейчас мы с вами создадим живой образ богатыря. Я приглашаю ученика, который на несколько минут станет настоящим русским богатырем. У богатыря должна быть надежная защита: кольчуга, шлем, щит и меч (готовили ребята из 4 группы).
Богатырь должен быть сильным и выносливым, так как его одеяние весило более 60 кг.
(Ребята из 4 группы одевают и вооружают богатыря).
Наш богатырь готов сразиться с врагами. Он получился немного шуточным, но на самом деле каждый из мальчиков может стать настоящим богатырем, а для этого нужно быть человеком долга, чести, носителем нравственных ценностей своего народа, быть патриотом. И это каждый из вас должен воспитывать в себе с детства, и брать пример со старших сверстников. У вас есть хороший пример-это наши кадеты. Они наши будущие богатыри. (Слайд 28)
III. Заключение. Подведение итогов.
– Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали дух народа в тяжелые для страны годы, вселяли в людей мужество. А знаменитый богатырь, Илья Муромец, которого русское воинство считает своим покровителем, является олицетворением всего лучшего в русском народе: огромная физическая сила сочетается в нем с ещё большей силой внутренней и величием его духа, нежеланием убивать, а лишь защищать и охранять русскую землю. Такой герой может объединить всех живущих в России, всех, кто любит свою страну.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем: (Слайд 29)
О чем я задумался после сегодняшнего урока?
Если бы Илья Муромец оказался в нашем времени…
Наш урок подошёл к концу, и я прошу вас дописать фразы…
Мне больше всего удалось ...
Я могу похвалить одноклассников за...
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
Оценка за урок (Слайд 30)