Викторина по литературному чтению Русские былинные богатыри

Викторина по литературному чтению
2-й класс «Школа 2100»
Учитель начальных классов Петрунина Людмила Борисовна
МБОУ «Лицей №4» г. Рузаевка, Республика Мордовия
Тема. «Русские былинные богатыри ».
Цели:. Расширять представления детей о былинах как жанре устного народного творчества, соотнесение былинных героев с историческими и литературными персонажами;
Способствовать глубине понимания содержания былин о подвигах русских богатырей;
Развивать умение формулировать и высказывать свои мысли , аргументировать свою точку зрения;
Развивать внимание к стилю написания былин;
Воспитывать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой;
Приобщение учащихся к Древней русской истории, воспитание гордости за нее;
Расширение кругозора через знакомство с произведениями художественного и музыкального наследия.

Оборудование. Репродукции картин В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье»; грамзаписи : П. Чайковский – «4-я симфония», Э. Григ – «Утро», М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» и «Богатырские ворота», Л.Бетховен – «Ода к радости».

ХОД викторины
I. Организационный момент
II. Сообщение темы
Звучит запись 4-й симфонии П. Чайковского.

Учитель. Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною.
А расскажем-то мы вам о былинах, о старинах. И всего-то их было больше ста с лишним, да пришли они к нам из времен дальних, передавались они народам нашим из уст в уста.

Былина – это песнь о русских богатырях, в которой говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Ребята, разгадайте имена и скажите: что их объединяет?
На доске:
боДныяр киНичти, шалеА

ПочивоП, яИль руМоцем.

Дети. Здесь зашифрованы имена русских богатырей – Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца.

У. Правильно, это русские богатыри, которые совершали героические подвиги ради любви к своей Родине.

Звучит «Утро» Э. Грига. Учитель читает стихотворение.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!

– Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Д. Чувство торжества, гордости за свою Родину.

(входят богатыри, сказитель и гусляр)

Богатырь силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

Гусляр:

Аи, под славным городом под Киевом,
Стояла -то застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич,
Есаул - Алёша - поповский сын.

(Выходят три мальчика, одетых богатырями. )

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,
Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,
Рычал злодей-разбойник по-звериному,
От его свиста все цветочки осыпалися,
А что есть люди - все мертво лежат.
Но срубил я ему буйну голову,
Говорил притом таковы слова:
«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,
Тебе полно-тко кричать да по-звериному,
Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

Звучит музыка.

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке -
Вдруг не дождь дождит, не гром гремит,
Аи Змеинищо да то Горынищо,
Аи о трех-то головах, о двенадцати хоботах летит.
Говорит-то Змеинищо таковы слова:
«А теперь, Добрынюшка, ты в моих руках,
Я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
Захочу - сожру».

Изловчился я, ударил Горынище,
Ан упал-то Змей на сыру землю,
На сыру землю, на ковыль-траву.
Запросил пощады, душегубище.

Звучит музыка.

Алеша Попович:

Рассказали мне про Тугарина Змеевича,
И что сам он трех саженей росту,
Конь под ним, как лютый зверь,
Изо рта пламень пышет,
Из ушей - дым столбом - все боятся лютого,
Как хлестнул я его по голове,
А как упал он на сыру землю,
То вскочил я ему на черну грудь,
И отрезал ему голову прочь,
И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учинилось».

Звучит гусельная музыка.

Гусляр:

Ой вы, гой еси, богатыри да святорусские,
Аи седлали вы коней добрых,
Да стояли вы за веру и Отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.

А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!

Кланяются друг другу и зрителям и уходят.

Начинаем викторину «Русские былинные богатыри.»

1.Представление команд.
Каждая команда назовет свое название и девиз.
Команда «Богатырская семья»
Девиз: Здесь на сцене перед вами
Удивляют чудесами
Неразлучные друзья
«Богатырская семья»!

Команда «Богатырские ребята»
Девиз: Богатырские ребята,
За себя мы постоим!
Все мы знаем, все мы видим,
Слабых всех мы защитим!»

Команда «Богатырское братство.»
Девиз: И хлеб, и соль,
И смех, и боль,
С тобой всегда
Делить позволь!

ВСЕ исполним небольшой богатырский обряд:

Дружно встали –раз. Два. Три-
Мы теперь – богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим.
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонившись влево, вправо
Получается на славу!

2. Конкурс теоретических вопросов.
1. Как называлась наша страна в старину?
2.Что такое былина?
3.Чем былина отличается от сказки?
4.В чем сходство былины и сказки?
5.Кто является героями былин: положительными, отрицательными, помощниками?
6.Где и кем исполнялись былины?
7.Кто такие сказители?
8.Каких русских богатырей вы знаете?
9.Кто автор картины «Богатыри»?

. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались пословицы, стихи и песни. Какие пословицы о Родине вы знаете?

3.Конкурс пословиц о родине и защитниках Отечества.

. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей..
Своя земля и в горсти мила.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Смелость города берет.
Тот герой, кто за Родину горой.
Храбрый побеждает, трус погибает.
За правое дело стой смело!
Один за всех, все за одного!
Сам погибай, а товарища выручай!
С родной земли умри, не сходи!
Жить - Родине служить!
Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет!
Кто смел да стоек, тот десятка стоит.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Где смелость там победа.
Мужественно биться победы добиться!
За край родной насмерть стой!
Нет земли краше, чем Родина наша!
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Одна у человека мать - одна и Родина!
Береги землю любимую, как мать родимую.
Кто за Родину горой - тот истинный герой.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Дружба и братство - дороже любого богатства.
Русский боец – всем образец
Не тот стрелок, кто стреляет, а тот кто в цель попадает


4.Конкурс «Знатоки содержания былин».

.Былины заставляют нас помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

ВОПРОСЫ ОБ ИЛЬЕ МУРОМЦЕ
1.Где родился Илья Муромец? (село Карачарово под г. Муромом)
2.Как звали его отца и мать?(Иван Тимофеевич.Ефросинья Яковлевна)
3.Какая беда приключилась с Ильей?
4.Кто исцелил Илью? (калики перехожие)
5.Какой наказ дали странники Илье?
6.Как Илья растил своего коня?
7.Какой наказ получил Илья от отца с матерью?
8.Где было первое сражение Ильи? (Под г.Черниговом)
9.Кем предлагали стать Илье мужички черниговские?
10.Где сидел Соловей-разбойник? (возле Черной грязи у реки Смородинки на 12 дубах)
11.Какие звуки издавал соловей-разбойник?
12.Что поранил Илья Муромец Соловью-разбойнику? ( правый глаз и правую руку)
13.Почему князь не поверил рассказу Ильи о его пути в стольный град Киев?
14.Почему Соловей-разбойник отказал князю Владимиру в свисте?
15.Почему Илья Муромец отрубил Соловью-Разбойнику голову?

ВОПРОСЫ О ДОБРЫНЕ НИКИТИЧЕ
1.Где родился Добрыня? (Рязань)
2.Как звали его родителей?( Никита Романович и Афимья Александровна)
3.Каким наукам учила Добрыню мать?( читать, писать, на гуслях играть)
4.Сколько лет было Добрыне, когда умер его отец?
5.В какой реке Добрыне его мать запрещала купаться? Почему? (Почай-реке)
6.Где находилось логово Змея-Горыныча?( В Сорочинских горах)
7.Какая беда приключилась у князя Владимира? ( Змей Горыныч унес его племянницу забаву Путятичну в Сорочинские горы)
8.Что дала Добрыне его мать, благославив его на бой со Змеем Горынычем? ( Плетку семишелковую и платочек )
Для чего? ( Утрись платочком и коня утри , всю усталь как рукой снимет и сила у тебя и у коня утроится. Над Змеем взмахни плеткой семишелковой – он приклонится ко сырой земле)
9. Чем закончилось сражение Добрыни и Змея Горыныча? ( Победил и вывел Забаву Путятичну на белый свет и привез в Киев)

ВОПРОСЫ ОБ АЛЕШЕ ПОПОВИЧЕ
1.Где родился Алеша? (г.Ростов)
2. Почему получил такое прозвание? (отец соборный поп Левонтий)
3.Почему на пиру у князя Владимира в ту пору гостям было не весело?(там был Тугарин)
4.Почему Алеша сравнил Тугарина с батюшкиной коровой? (обжориста была да и лопнула)
5.Как природа помогла Алеше одолеть Тугарина? (туча пролилась частым дождиком и залила огненные крылья коня Тугарина)
6.Чем закончился поединок Алеши и Тугарина ?


Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.

Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.

И пока жюри подводит итоги, давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:

У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Вот таков! Корень его
Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)
Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!

5. Конкурс «Знатоки архаизмов.»
Объясните, что означают эти старинные слова и выражения:
Пал палить –сжигать срубленные деревья
Калики перехожие – странники
Ендова- чаша для питья
Дивиться - удивляться
Латы
Колчан
Стольный град
Тьма – тьмущая – очень много
Не прекословить – не спорить
Замуравела дорога прямоезжая – поросла травой
Волчья сыть –еда волков
Служба ратная – воинская служба
Зычный голос –громкий. Звонкий
Ратники- воины
Басурман –враг

6.Конкурс выразительного чтения отрывка из былины.
Один представитель каждой команды выразительно и правильно должен прочитать отрывок из былины , предложенный учителем.

7.Конкурс капитанов.

1.
А теперь испытаем мы наших капитанов. Прошу капитанов подойти ко мне. Ваша задача- найти и подчеркнуть в этом списке только имена богатырей.
На листочках запись.
Илья Муромец, Тугарин Змеевич, Василий Буслаевич, Никита Романович. Мороз Иванович, Святогор, Владимир Никитич, Алёша Попович, Карабас Барабас, Микула Селянинович, Добрыня Никитич, Михайло Потапович.
2.

Поиграем в одно из любимых забав богатырских-
в отгадывание загадок. Но загадки не простые, а старинные:

1) И у тебя, и у меня,
И у попа, и у кота,
И у щуки в море
И у дуба в лесу. ( имя )
2) Горшочек умён
Семь дырочек в нём. ( голова человека )
Не крылата, а перната, как летит,
Так свистит, а сидит, так молчит. ( стрела )

4)Построен хлевец
Для пяти овец. (рукавица)

5)Два арапа- родные брата,
Ростом по колено,
Везде с нами гуляют
И нас защищиют. (сапоги)

6)Две головы, шесть ног, две руки , один хвост. ( всадник)

3. Одежда и оружие древнерусского воина.

1)Рубящее оружие.( меч)
2) Колющее оружие ( копье)
3) Оружие для поражения на большом расстоянии.( Лук и стрелы)
4) Доспехи из металлических пластин (латы)
5) Богатырский головной убор (шлем)
6) Рубаха из металлических колец (кольчуга)

Рассказ об одежде и вооружении богатыря. На тело надета кольчуга – железная рубашка.
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.
2. Что надето на головы богатырей?
Шлем.
На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

ВОПРОСЫ ПО КАРТИНЕ В, М, ВАСНЕЦОВА.
кого изобразил художник на картине?
Куда всматривается каждый из богатырей?
Что охраняют богатыри?
Место действия картины?
Какое настроение у картины?
Какие чувства она у нас вызывает?

Вот такие богатыри пришли на службу князю Владимиру, по прозванию Владимир Красно Солнышко, что сидел правил в стольном Киев-граде. Но больше всего служили богатыри народу русскому.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит, не шелохнется!


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВИКТОРИНЫ
НАГРАЖДЕНИЕ

15