Статья Особенности личности одаренного ребенка. Возможные социально-психологические затруднения одаренных детей


Особенности личности одаренного ребенка.
Возможные социально-психологические затруднения одаренных детей.
Я работаю учителем начальных классов 11 лет. Не так давно в моем классе появился ребёнок, отличающийся от других. У него было девиантное поведению, при этом блестящие познания в области математики, в своих размышлениях он сильно опережал сверстников. В ходе наблюдений и психолого-педагогических тестов, мы сделали предположение. А может быть ребёнок ОДАРЕННЫЙ или просто со СПОСОБНОСТЯМИ. Меня очень заинтересовала эта особенность. В чем же такое противоречие? Если ребёнок одаренный ребёнок, то почему девиантное поведение? С какими затруднениями и ему, и мне предстоит столкнуться?
Изучая литературу по данной проблеме, я выяснила, что одаренность есть двух типов: с гармоничным и дисгармоничным типами развития. В чем отличие этих типов одаренности? Дети с гармоничным типом одаренности отличаются тем, что соответствуют своему возрасту физической зрелостью. Их высокие достижения в определенной предметной области хорошо сочетаются с высоким уровнем интеллектуального и личностного развития. Одаренные дети с дисгармоничным типом развития сталкиваются с трудностями освоения базовых навыков (чтения, письма, счета), родного или иностранного языка, математики или других областей знаний, умений и навыков, с эмоциональными и поведенческими проблемами. Этих детей называют неспособными к учению, хотя в их развитии не обнаруживается нарушений. Ребёнок из моего класса подходил по типу «одарённость с дисгармоничным развитием».
Неравномерность в развитии одаренных детей, отражающаяся в заметном несоответствии между их высоким потенциалом и трудностями его практической реализации, между темпами прогресса интеллектуальной, аффективной и моторной сфер(диссинхрония) (термин был введен в научный лексикон Жаном-Шарле Террасье), влияет на личность в период становления и является источником проблем. Например, умственно одаренные дети часто начинают ходить, говорить, читать и писать раньше сверстников, но у них также отмечается дисбаланс в развитии этих сфер, что может порождать трудности в школе, особенно по отношению к письму. Блестящая долговременная память может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за того, что одаренному ребёнку всё необходимо привести в систему.
Но все-таки одаренные дети часто очень хорошо учатся. Это сказывается на общении со сверстниками. Одаренный ребенок может решить любую поставленную задачу, ответить на вопрос учителя. Но боясь негативной реакции со стороны детей, чаще стараются промолчать, быть «как все».
Ребенок испытывает страх перед социальной средой, когда ощущает агрессию или отстраненность сверстников, непонимание и требовательность старших. Желая одобрения, он стремится казаться таким, как все, как можно меньше выделяться. Ребенок подавляет в себе одаренность, чтобы адаптироваться в обществе.
Одаренному ребенку необходимо не столько общение со сверстниками, сколько общество людей, сходных с ним по уровню интеллекта. Только в среде равных себе может развиться одаренная, целеустремленная и психологически полноценная личность. 
Для себя я сделала вывод, что к одаренному ребёнку нужно найти подход. Не загубить из-за девиантного поведения, а помочь выразиться. Может он ищет себя, привлекая тем самым внимание.
Сейчас существует все больше школ, которые составляют индивидуальные учебные планы к каждому одаренному ребёнку. Тем самым помогают раскрыться, а не затухнуть таланту, гениальности. Это здорово!