Урок развития речи по русскому языку в 5 классе «Подготовка к написанию изложения в сжатой форме (по тексту Ю. Байнова «Неведомый помощник»)»


Урок развития речи по русскому языку в 5 классе.
Подготовка к написанию изложения в сжатой форме (по тексту Ю. Байнова « Неведомый помощник»).
Цель: подготовить учащихся к написанию сжатого изложения.
Задачи:
Обучающие:
- продолжить работу по формированию навыков анализа текста художественного стиля, выделение в тексте главной и второстепенной информации;
- обучить приемам сжатия текста.
Развивающие:
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать навык грамотного письма, память.
Воспитательные:
- прививать интерес к предмету, воспитывать культуру речи;
- продолжить формирование нравственного представления учащихся о добре,
чувстве взаимопомощи.
Используемые технологии: технологии развивающего обучения, гуманно-личностного обучения.
Методы и приемы: репродуктивный (слово учителя), диалогический (аналитическая беседа), познавательный (моделирование текста, составление плана).Наглядность:
- толковый словарь русского языка С. И. Ожегова; Н. Ю. Шведовой;
- раздаточный материал (распечатанные тексты изложения)
- памятка « Приемы сжатия текста»
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, цели урока, обращение к эпиграфу.
Запись в тетради.
Краткость – сестра таланта.
А. П. Чехов
II. Работа с текстом.
1. Чтение текста Ю. Байнова « Неведомый помощник».
2. Аналитическая беседа по тексту.
- Почему текст называется «Неведомый помощник»? Как вы понимаете значение слова « неведомый»? (неизвестный, тайный)
- Что волнует автора? Какую тему Ю.Байнов поднимает в тексте? (тему добра и взаимопомощи)
- К чему призывает автор? Какова идея текста? (« Помни добро... И всякому
попавшему в беду посильно помогай»)
- Кому из героев сказки принадлежат эти слова? (Мудрому Ворону)
- Это выражение содержит в себе мудрость народа, не зря Ворон назван мудрым.
- Каково значение слова «добро»? (все положительное, хорошее, полезное)
- Как вы понимаете конечную фразу сказки: « Зерна доброты дают хорошие
всходы в благородных сердцах»?
- Объясните значение слов «благородный» - «благодарный» (человек), составьте с ними предложения. (Благородный - способный пренебречь личными интересами, высоконравственный, честный. Благодарный - чувствующий признательность за оказанное добро, выражающий признательность.)- Кого из героев сказки можно назвать благодарным? (Воробьиху)
- Сопоставим значение слов «бескорыстный» - «корыстолюбивый». Как вы понимаете значение слова «корысть»?
(Корысть - выгода, материальная польза.Бескорыстный - чуждый корыстных интересов, расчетов на личную выгоду.
Корыстолюбивый - стремящийся к наживе, жадный к деньгам.)- Кого из героев можно назвать бескорыстным? (неведомого помощника)
- Определите стиль и тип речи данного текста. (стиль - художественный, тип речи – повествование)
- Каков жанр текста? (сказка)
- Какие сказочные и разговорные выражения используются в тексте?
(«Жили в ладу да согласии», «свет не без добрых людей», «куда только не обращалась»;
постоянные эпитеты: «мудрый Ворон», «добрые люди», «уютное гнездышко», «радостные заботы», «благородные сердца», «зерна доброты»)
- Как вы понимаете выражение « воробьята встали на крыло»? (Сравните: дети встали на ноги – выросли)
3. Составление плана текста. (Запись в тетрадях)
1) Жили в ладу да согласии.
2) Случилась беда.
3) Воробьиха выбивалась из сил.
4) Неожиданный подарок.
5) Свет не без добрых людей.
4. Работа над сжатием текста.
- Как вы понимаете термин «сжатое» изложение? ( Сокращенное, уменьшенное, краткое; главные фрагменты текста передаются подробно, второстепенные – кратко)
- Обратимся к памятке « Приемы сжатия текста» (См. приложение)
- Как можно сжать каждую смысловую часть текста, какой прием при этом использовать?
1 часть: сокращение сложных предложений, исключение отдельных слов и словосочетаний;
2, 3, 4 части: сокращение однородных членов предложения, сложных предложений, перевод прямой речи и диалога в косвенную речь; объединение нескольких простых предложений в одно предложение;
5 часть: подробно.
- Устный пересказ сжатого текста по плану. Комментарий учителя и одноклассников.
5. Словарная работа.
- Объяснить правописание выделенных орфограмм: выбивалась, раскрыла, переживала, запаслась, отчаялась, счастливые, радостные, окрестные, вкусные, воробьиные, птичьи, овсяные, просяные, прибавилось, прислал, гнездышко.- Почему слова Воробей, Воробьиха, Утка, Грач, Сорока, Ворон пишутся в этом тексте с прописной буквы? (сказочные персонажи)
III. Заключительная беседа.
- Что такое сжатое изложение текста?
- Какие части текста можно «сжать», а какие нет?
- Какие трудности вы испытывали при сокращении данного текста?
- Какой вывод можно сделать по содержанию текста? (твори добро)
- Как в повседневной жизни можно проявлять добро? Приведите примеры.
- В заключение звучит стихотворение А. Лесных.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
IV. Список литературы.
1. Ивченков П.Ф. Обучающие изложения: 5-9 кл.: Пособие для учителя.- М. : Просвещение, 1993;
2. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка /Российская А.Н. ;Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. – М. : АЗЪ, 1995.
3. Словарь афоризмов русских писателей/ А. В. Королькова, А. Г. Ломов,
А. Н. Тихонов; Под рук. д-ра филол. наук, проф. А. Н. Тихонова
- М. : Рус. Яз. – Медиа, 2004.
Приложение
Неведомый помощник
(сказка)
Воробьиная семья, как и все счастливые семьи, жила в ладу да согласии. Весной Воробей и Воробьиха устроили уютное гнездышко под крышей старого амбара в поле, и в один из теплых летних дней в нем появились на свет четверо воробьят. Забот у молодых родителей прибавилось, но это были радостные заботы. Папа Воробей и мама Воробьиха неутомимо летали по окрестным рощам в поисках пищи и кормили своих милых, не страдающих отсутствием аппетита детишек.
И все было бы хорошо, не случись беда: папу Воробья подстрелил из рогатки злой мальчишка. Горько плакала мама Воробьиха, тяжело переживая потерю кормильца. Но надо было жить и растить несмышленышей, которые нуждались в уходе и пискливо требовали: "Есть хочу! Есть хочу!.."
Мама Воробьиха выбивалась из сил, но не могла вдоволь запастись кормом на всю семью.
По соседству жило много других птичьих семей, у каждой была своя жизнь, свои заботы, и, казалось, никто не замечал, как тяжело приходится маме Воробьихе.
Правда, как-то раз важная Утка предложила ей пучок водорослей.
- Это очень калорийная пища, - убежденно заявила она. - Ее так много в нашем пруду. И добывать легко. Я научу тебя...
Мама Воробьиха сердечно поблагодарила Утку, но отказалась: этот корм не для воробьев. Утка обиделась: какая Воробьиха заносчивая и неблагодарная, детишки голодают, а она от помощи отказывается...
Воробьята росли, им требовалось все больше еды. Мама Воробьиха выбивалась из сил и совсем было отчаялась, как вдруг почтальон Грач принес посылку. Раскрыла она ящичек, а в нем вкусные хлебные крошки, зерна просяные, овсяные и прочие воробьиные лакомства.
- Кто же все это прислал? - спросила взволнованная и растерянная мама Воробьиха.
- Не знаю, - пожал плечами Грач. - Обратный адрес на посылке не указан.
Улетел почтальон Грач дальше. А в бедном семействе впервые после гибели папы Воробья все вдоволь наелись.
Через день история повторилась. И так до тех пор, пока воробьята не встали на крыло. Растроганная мама Воробьиха не раз пыталась найти и поблагодарить бескорыстного помощника, куда только не обращалась, даже к всезнающей Сороке, но и та ничем не смогла ей помочь.
А мудрый Ворон, выслушав ее, сказал:
- Свет не без добрых людей, говорят. И не без добрых птиц. Помни добро... И всякому попавшему в беду посильно помогай.
Последние слова он мог бы и не говорить. Ведь зерна доброты дают хорошие всходы в благородных сердцах. (Ю. Байнов.)
Памятка
Приемы сжатия текста:
1. Исключение:
- исключение повторов;
- исключение одного или нескольких из синонимов или однородных членов;
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций, вводных слов;
- исключение фрагмента одного или нескольких предложений, содержащий второстепенные факты;
- пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
2. Обобщение:
- замена однородных членов обобщающим наименованием;
- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
3. Упрощение:
- слияние нескольких предложений в одно;
- замена предложения или его части указательным местоимением;
- замена сложноподчинённого предложения простым;
- замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
- перевод прямой речи и диалога в косвенную речь.