Проектный урок в 10 классе по теме «Тепловые двигатели и защита окружающей среды»


Министерство образования и науки РФ
Проектный урок физики в 10 классе по теме
«Тепловые двигатели и защита окружающей среды»
Подготовила и провела:
учитель физики высшей
квалификационной категории
МКОУ «СОШ№6» Пархоменко А.Г.
с. Пелагиада 2017г
Автор проекта
Пархоменко Антонина Григорьевна
Тема проекта
Тепловые двигатели и защита окружающей среды
Предмет, класс
физика 10 класс
Краткая аннотация проекта
Название проекта: " Тепловые двигатели и защита окружающей среды" Проект направлен на изучение и закрепление темы «Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей» по предмету физика в 10 классе.
Проект углубляет уже имеющиеся у учащихся знания по теме, позволяет связать их с темами курсов химии, экологии, истории с реальными фактами. Проект учит бережно относиться к природе и использовать знания в повседневной жизни.
Работа над проектом предполагает формирование коммуникативной компетенции, представление результатов в форме презентации, позволяет развить навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями.
Объединяет предметы школьного цикла: физика, химия, экология, информатика.
Планируемые результаты обучения
Обеспечить усвоение темы «Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей», привлечь внимание учащихся к проблеме загрязнения окружающей среды тепловыми двигателями и её решению через создание двигателей нового типа. Еще раз подчеркнуть, что физика – основополагающая наука для всех естественных наук, является базисом для изучения биологии и химии.
личностные:
- максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования учащихся и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную личность, умеющую делать социальный выбор и нести за него ответственность
метапредметные:
- формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества; - формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности
предметные
знать и понимать:
- смысл понятий: тепловой двигатель, КПД теплового двигателя, цикл Карно.

уметь:
- описывать и объяснять физические явления: влияние тепловых двигателей на окружающую среду и организм человека и находить способы решения этой проблемы.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Возможно ли использование тепловых двигателей без вреда для человека и окружающей среды?
Проблемные вопросы
1.Возможно ли создание теплового двигателя с КПД = 1?
2. Почему нельзя создать вечный двигатель?
3. Возможно ли использование тепловых двигателей с минимальным загрязнением окружающей среды?
Учебные вопросы
1. Что лежит в основе принципа действия теплового двигателя?
2. Что такое КПД теплового двигателя?
3. Почему КПД теплового двигателя всегда меньше единицы?
4. Что такое вечный двигатель?
5. Какие попытки совершало человечество по созданию вечного двигателя?
6. Почему до сих пор не удалось создать вечный двигатель?7. Каково влияние тепловых двигателей на окружающую среду?
8. Как решается проблема влияния тепловых двигателей на окружающую среду в современном мире?
9. Каковы перспективы решения проблемы влияния тепловых двигателей на окружающую среду?
План проведения проекта
Всего на проект отводится 3 урока.
1 урок:
А) предъявление учащимся:
- основополагающего вопроса;
- краткой исторической справки;
- проблемных вопросов.
Б)Организационный момент:
- Формирование групп по интересам;
- целеполагание каждой группы;
- помощь учащимся в составлении плана работы в группах;
- распределение обязанностей в группах;
- определение предполагаемых источников информации.
2 урок
- предъявление собранной информации;
- отбор необходимой информации;
- создание презентации.
3 урок
- выбор оппонентов;- предъявление группами результатов работы;
- коллективное обсуждение результатов работы, выявление причин успехов и неудач;
- оценивание, рефлексия.
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Работа группы «Возможно ли создание теплового двигателя с КПД = 1»
Работа группы «Почему нельзя создать вечный двигатель»
Работа группы « Возможно ли использование тепловых двигателей с минимальным загрязнением окружающей среды»
Материалы по формирующему и итоговому оцениванию
Содержание проекта
Лист оценивания учащихся