Сочинение-размышление, посвящённое проблемам современного состояния русского языка «Русское слово в пространстве российской культуры: история и современность»


Сочинение-размышление, посвящённое проблемам современного состояния русского языка «Русское слово в пространстве российской культуры: история и современность»
Это был обычный урок русского языка. Таких было много: интересных и увлекательных, познавательных, прививающих любовь к русскому слову. Это был и необычный урок, потому что начался он с того, что на парте появилась неприметная брошюра с ёмким названием «Речевой портрет современного школьника». Откуда она взялась? Кто положил ее на все столы в нашем классе?
Речевой портрет современного школьника… Значит, это и мой портрет. Интересно, кто же его нарисовал? На титульном листе несколько фамилий. Я их все хорошо знаю. Сейчас это уже бывшие выпускники нашей школы. Они старше меня на 7 лет. А, так это они о своем портрете хотят рассказать!
Первая страница брошюры. Слова в алфавитном порядке:
Адьёс - пока
Бабки - деньги
Бубен - голова
Ничего из ряда вон выходящего. Обычные слова, которые я тоже использую каждый день. Что в них интересного?
Звенит звонок. Мои одноклассники как всегда с шумом влетают в кабинет.
-Руссичка идет,- на ходу бросает Илья.
Это слово «руссичка» почему-то именно сейчас резануло слух. Нет, его нельзя применить к нашей учительнице русского языка: умной, грамотной, много знающей и умело передающей свои знания нам. Как же так? Почему в нашем лексиконе нет других слов для выражения своих мыслей?
«Живой как жизнь». Эти слова медленно появляются на интерактивной доске.
-Наш путь - совершенствование или деградация?- следом возникает основополагающий вопрос.
-Какова лексика наших дней?- интересуется у нас учитель.
И я сразу понимаю, почему брошюра лежит у нас на партах. Сегодня мы будем говорить о молодежном сленге, который прочно вошел в нашу жизнь.
Сленг…Что это такое? На помощь приходит Википедия: сленг (англ. slang) — набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей (профессиональных, общественных, возрастных и т. д.)
Разве могли знать древнерусские коробейники (офени, как их тогда называли), что язык, придуманный ими для того, чтобы уберечь свой товар и выручку от разбойников, станет когда-то серьезной проблемой русского языка.
По данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи превышает 50% для юношей и 33% для девушек. Следовательно, и я вхожу в эти 33%! Это для меня слова «зашибись», «улёт», «отпад», «клево» заменили литературные выражения. Раньше я об этом даже не задумывалась. Неужели в брошюре и мой речевой портрет?
Молодежный сленг в современном мире – стихия. А стихию ни запретить, ни уничтожить нельзя. Что же делать ?
Есть в мире одна вещь, которая достойна называться чудом. Это русское слово. Еще в раннем детстве чувствуем мы силу и красоту народного слова русского, жадно впитываем родную речь из уст мамы и бабушки, которые рассказывают удивительные по красоте сказки, поют задушевные ласковые песни. Уже не с этого ли момента возникает непреодолимое желание поскорей научиться русскому языку, чтобы уже самостоятельно открывать для себя загадки Вселенной, еще не познанной до конца другими. И русский язык – первый в этом помощник, потому что слова - это не просто значки на бумаге, это духовный опыт поколений.
Давно и мудро сказано: «Можно научиться хорошо говорить, читая тех, кто хорошо писал». Поразительно красив и светел язык русских писателей и поэтов:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Какие простые и в то же время ошеломляющие слова.
А вот как уродливо прозвучало бы это стихотворение на языке сленга:
Гадом буду, не забуду
Ко мне затусовалась ты
Как эти чумовые зенки,
Как лабдцовые понты.
Комментарии излишни.
Образцовой речи мы должны учиться у Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова, Ахматовой и Цветаевой.
Рассказывают, что когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, то мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать». Да, мы не властны над речью других, но наша собственная речь – это зеркало, которое не должно быть грязным. Именно с таким убеждением ушла я с того урока. А брошюра, результат проектной деятельности учеников нашей школы, как напоминание о том, что речь человека - это показатель его культуры, умственного развития, морального облика, характера, всегда стоит в первом ряду на моей книжной полке.