Экспериментальное исследование Ассоциативный анализ слова


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
«Ассоциативный анализ слова»
Зачётная работа по психолингвистике
Выполнила:
слушатель курсов Анфалова В.В.,
воспитатель, учитель-логопед,
МБОУ»Школа-интернат№4 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Перми
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
 «Они обнажают сущность человеческой мысли с такой удивительной отчётливостью и достоверностью, которые вряд ли удастся сохранить, если опубликовать их и сделать достоянием мира». 
(Френсис Гальтон, о результатах ассоциативного эксперимента на себе)
Тема исследования: «Ассоциативный анализ слова «Париж».
Метод исследования: свободный ассоциативный эксперимент.
а) Подготовка эксперимента. 
Цель эксперимента - Выявить разнообразие ассоциативных связей на примере слова - стимула «Париж».
Задачи:1.Охарактеризовать метод свободного ассоциативного эксперимента.
2.Провести анкетирование и последующий качественный анализ.
Выбор экспериментальной методики и ее краткая характеристика
Выбор методики – свободный ассоциативный эксперимент – связан с тем, что он
-является наиболее разработанной техникой психолингвистического анализа семантики.
- является простым и доступным в исполнении
- при проведение эксперимента испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.
- на основании свободного ассоциативного эксперимента можно также сравнивая ответы-реакции разных испытуемых, найти наиболее частые, общие.
-подтвердить предположение, что у семейных пар, имеющим большой стаж семейной жизни, могут быть одинаковые ассоциативные реакции.
-выявить синонимы к слово стимулу «Париж» , т.к. в словаре Русских синонимов на слово «Париж» предлагается слово «город» (частота 68273), «столица» (частота 7636), мода и сочетания этих слов.
Ассоциативный эксперимент заключается в том, что испытуемому дается слово-стимул и предлагается назвать (или записать) первое пришедшее в голову слово или словосочетание, связанное с данным словом.
Отбор экспериментального (стимульного) материала
В эксперимент включены все ответы опрошенных семейных пар
Отбор испытуемых: количество и социальные признаки испытуемых ( пол, возраст, образование, место жительства и т.п.)
В эксперименте приняли участие 10 семейных пар в возрасте от 30 до 60 лет, проживающие в г. Перми и Пермском крае.
б) Проведение эксперимента
Место и время проведения эксперимента.
Анкетирование было проведено при личной встрече, по телефону, в соцсети в вечернее время.
Форма эксперимента: устная, письменная, устно-письменная.
При проведении эксперимента использовалась устно-письменная форма.
Инструктирование и мотивирование испытуемых. 
Условия проведения:
- ограниченность во времени
- ценность первой ассоциации.
- испытуемым не ставится никаких ограничений на реакции.
Ход эксперимента: предъявление испытуемому слова-стимула, на которое он отвечает первыми пришедшими на ум словом.
Анкета.
Для ответа на вопрос, пожалуйста, укажите
Ваш пол: ________ Возраст:__________
Вопрос: «В ответ на предъявленное слово-стимул «Париж» запишите в своих тетрадях (назовите) любое слово, пришедшее вам в голову».
в) Протоколирование и первичное описание экспериментального материала. 
Подсчитывается общее количество полученных ответов.
Слово – стимул «Париж»
мужчина женщина
1 семья Эйфелева башня Мечта съездить
2 семья Мариш Франция
3 семья Франция Монмартр
4 семья Эйфелева башня круассан
5 семья Монмартр мода
6 семья замки Франция
7 семья круассан Лувр
8 семья Сена Город любви
9 семья Эйфелева башня Увидеть и умереть
10 семья Эйфелева башня Эйфелева башня
20 ответов
8.  Количественная обработка и интерпретация результатов.
8.1 Лингвистический анализ ассоциаций.
После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно срав- ниваются между собой пары стимул—реакция. И каждая реакция оценивается по двум категориям: логические связи и грамматические связи.
Логические реакции делятся на подгруппы: центральных и периферических,. Логические связи — это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть, то ставится отметка в графу «центральная логическая реакция». Если же эта связь не очевидна для исследователя, является индивидуальной ассоциацией испытуемого, то отметку ставят в графе «периферическая логическая реакция».
Мужчины центральные периферические
Эйфелева башня Мариш
Франция Эйфелева башня Монмартр замки круассан Сена Эйфелева башня Эйфелева башня 90% 10%

центральные периферические
Женщины Мечта съездить Франция Монмартр круассан мода Франция Лувр Город любви Увидеть и умереть Эйфелева башня 100% 0%

Вывод: Большой процент центральных реакций вполне объясним среди участников эксперимента (взрослого населения), в противном случае увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствовало бы о плохом знании языка, нарушении динамических особенностей – заторможенности, скачкообразности мыслительных процессов и т.д. В нашем случае и мужчины и женщины дали большой процент центральных реакции. В частности, женщины - 100 % центральных реакции , мужчины – 90%. Периферическая реакция «Мариш» в ответе мужчины является индивидуальной ассоциацией испытуемого, т.к. он свою жену называет этим именем (жену участника эксперимента зовут Марина)
8.2 Грамматические реакции.
С точки зрения грамматического критерия можно выделить два варианта ответных реакций. Наиболее распространённое деление ассоциаций на парадигматические и синтагматические.

Вывод: В нашем случае 90% - парадигматические (принадлежат к одной части речи), 10% - синтагматические (к разным). – «мечта съездить», «увидеть и умереть».


Вывод: В нашем случае в ответах мужчин присутствуют парадигматические ассоциации - 100% , в ответах женщин – парадигматические - 80%, синтагматические – 20%
Большой процент парадигматических реакций вполне объясним среди участников эксперимента (взрослого населения), в противном случае увеличение синтагматических реакций свидетельствовало бы о комплексности мышления , а по мнению Л.С. Выгодского «комплексность мышления составляет специфику детского мышления».
8.3 Другие реакции
Парадигматические ассоциации отражают языковые отношения, а синтагматические — речевые.
Выделим также следующие реакции:
Реакции, имеющие фонетическое сходство со стимулом:
Париж – Мариш
Реакции, имеющие родо-видовые отношения:
Париж – Франция
Реакции клишированные:
Париж – Увидеть и умереть, Город Любви
Реакции личные:
Париж – Мечта съездить.
8.4 Тематическая связь
Также можно проследить тематическую связь, в которой отражается ситуация взаимодействия референтов слова-стимула и слова- реакции.
Тематические связи рассматриваются как наличие стереотипных внеязыковых ситуаций.
В нашем случае: Париж – замки, круассан, Лувр, Сена, мода.
8.5 Семантическая близость (семантическое расстояние) между словами.
Мерой семантической близости пары слов признаётся степень совпадения распределения ответов, т.е. сходство данных на них ассоциаций.
совп. реакций
К совпадения реакций=____________________Х 100%
всех реакций
В нашем случае наиболее частые ответы:
- Эйфелева Башня (5 ответов – 25%),
- Франция (3 ответа – 15%)
- Круассан (2 ответа – 10%)
- Монмартр (2 ответа – 10%)
Вывод: Определение семантического расстояния между словами может помочь решить одну из проблем — синонимии. В словаре русских синонимов предлагается всего несколько слов – синонимов (город на берегах Сены, столица (мекка) мировой моды), что очень мало для данного слова. В ответах испытуемых прозвучали данные слова – реакции – город, Сена, мода.
8.6 Семантический состав слова
Дж. Диз (J. Deese) применял ассоциативный эксперимент для реконструкции семантического состава слова.
По характеру ассоциаций можно восстановить семантический состав слова-стимула: множество ассоциаций, выданных на слово, содержит ряд признаков, аналогичных содержащимся в слове-стимуле «Париж».
Спустя месяц ради интереса семейным парам было предложено несколько часто повторяющихся реакций –Эйфелева башня, круассан, Монмартр . Вопрос: Назовите одним словом. Что объединяет все эти слова?
Все опрошенные назвали слово «Париж».
Вывод: Это доказывает, что носитель языка по реакциям может достаточно легко восстанавливать стимул.
8.7 Общие ассоциативные реакции
Первые эксперименты проводил К. Юнг в своей клинике, который сравнивал общность ассоциативных реакций у своих пациентов. Юнг установил, что родственники или представители одной и той же профессии (у него – адвокаты) чаще всего дают одинаковые реакции.
В начале ассоциативного эксперимента была выдвинута гипотеза о том , что у семейных пар, имеющим большой стаж семейной жизни, могут быть одинаковые ассоциативные реакции.
Эксперимент показал, что из 10 семейных пар, принявших участие в эксперименте лишь одна семейная пара дала одинаковую ассоциативную реакцию. Семейный стаж – 20 лет.

Ассоциативные интернет- словари
Статья из русского ассоциативного словаря: прямой поиск - слова «Париж» нет в списке слов-стимулов.
Обратный поиск:
Статистика по запросу:
всего стимулов вызвавших реакцию: 8, различных стимулов вызвавших реакцию: 4, стимулы вызвавшие данную реакцию один раз: 2, отказов: 0.

У мужчин:
всего стимулов вызвавших реакцию: 4, различных стимулов вызвавших реакцию: 3, стимулы вызвавшие данную реакцию один раз: 2, отказов: 0.

У женщин:
всего стимулов вызвавших реакцию: 4, различных стимулов вызвавших реакцию: 3, стимулы вызвавшие данную реакцию один раз: 2, отказов: 0.

Стимулы, вызывающие реакцию "париж":
Стимулы Частота Мужчины Женщины
Бастилия 1 1 0
Нью-Йорк 2 1 1
талант 1 0 1
Франция 4 2 2
http://tesaurus.ru/dict/dict.phpСловарь ассоциативных норм русского языка А.А. Леонтьева – слова «Париж» нет в списке слов-стимулов.
9. Выводы
Результаты свободных ассоциативных экспериментов достаточно объективны, достоверны и проверяемы. Слабость данного приема выделения сем заключаются, прежде всего в том, что семантическая интерпретация ассоциаций находится целиком в компетенции самого исследователя, что снижает объективность процедуры. Кроме того, ассоциативная реакция существенно зависит от условий эксперимента, возраста, пола, профессии, социального положения информанта и мн. др. факторов.
Проведение свободного ассоциативного эксперимента позволяет не только изучить предмет речи с точки зрения языка, но с практической: выявить частотные ассоциации у носителей языка по любому слову, другими словами, из отдельных ассоциаций вырисовывается целая картина видения предмета речи. 
Феномен ассоциативная связь определена именно культурой во всем ее многообразии — всеми знаниями, опытом, в том числе — чувственным опытом, но при этом таким опытом, в котором мы не отдаем себе отчета. Мы ведь специально не думаем о том, что мех — пушистый, а лимон — кислый. Этот опыт у взрослого человека настолько автоматизирован, что большинство людей на слово мех и на слово лимон в АЭ дадут именно ответы пушистый и кислый. Изучая ассоциации в АЭ, мы, таким образом, апеллируем к неосознаваемому, глубинному слою нашей психики.
Литература:
Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 2002
Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации М., РГГУ, 2008 г., стр. 99
Ягунова Е.В. Эксперимент в психолингвистике: Конспекты лекций и методические рекомендации. – Санкт-Петербург, 2005г., стр.31
Фрумкина Психол, стр.
Источники:
http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/iop_pdf/191-Denisenko.pdfhttp://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Psiholingvistika/Psiholingvisticheskoe_znachenie_slova_i_ego_opisanie_2011.pdfhttp://www.tesaurus.ru/dict/dict.php
http://webground.su/data/lit/yagunova/Experiment_v_psykholingvistike.pdfhttp://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-54419.htm