Мастер-класс «Я и мир вокруг меня» (техника психоанализа – «ассоциативный ряд» из экспериментальной программы детско-родительских отношений «Доверие»)


Мастер-класс «Я и мир вокруг меня» (техника психоанализа – «ассоциативный ряд» из экспериментальной программы детско-родительских отношений «Доверие»)
Проводит: Кулешова Татьяна Геннадьевна ( педагог-психолог высшей квалификационной категории)
Дата: 03.12.2016 года
Место: Город Архангельск, АО ИППК
Аудитория: педагоги – психологи
Участники:  педагоги- психологи.
Цель: познакомить участников мастер-класса с техникой психоанализа – ассоциативный ряд из экспериментальной программы детско-родительских отношений «Доверие».
Задачи:
Раскрыть теоретический аспект техники (работа c ассоциативным рядом);
Применить на практике и прокомментировать эффективность применения приема;
отработать приемы в практическом режиме;
Рефлексия. Представить основные результаты внедрения технологии.
Материал:
-     бумага формата А-4, ручки, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластик.
ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ
       -       Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с цитаты известного бразильского писателя Пауло Коэльо: «Жизнь - загадка, которую надо уметь принять и не мучить себя постоянным вопросом: "В чем смысл моей жизни?" Лучше самим наполнить жизнь смыслом и важными для вас вещами». В рамках мастер – класса я хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать Вам эффективные приём работы с родителями и детьми – техникой психоанализа – ассоциативный ряд из экспериментальной программы детско-родительских отношений «Доверие».
Сегодня мы с вами попытаемся помочь прежде всего себе, используя технику ассоциативного ряда. Ассоциация - это "непрерывное ощущение", "преддверие языка", его бессознательная составляющая, языковая способность мыслить и творить. С латинского языка слово "ассоциация" переводится как связь между психическими процессами, в которых одно из слов обозначает образное влечение за собой другого.
II.               ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ
Когда странствуешь просторами своей непредсказуемой жизни, иногда кажется, что попал в лабиринт. Тогда на помощь приходит замечательный проводник – ассоциация (ассоциативный ряд, ассоциативный рисунок). Это нескончаемый источник внутренних ресурсов и вдохновения. Но этим тонким инструментом надо уметь пользоваться. Ассоциативный рисунок – зеркало души человека. Заглядывая в него можно увидеть все в ином свете и обрести ценность там, где кажется, что все потеряно навсегда…
Ассоциативный ряд. Если требуется оценить IQ индивидуума или уровень его эрудиции, в этих случаях может применяться ассоциативный ряд. Этот метод широко применяется на практике. Некоторые специалисты считают, чтобы обладать способностью быстрой структуризации информации и нахождения в ней логических связей, надо тренировать мыслительно-логический аппарат, начиная с раннего детства
Упражнение-разминка «Прикоснись». Время работы: 2 минуты. Психолог просит участников быть максимально внимательными и выполнять, предложенные команды. «Уважаемые коллеги, предлагая вам начать нашу работу с упражнения «прикоснись». Пользуясь тактильными органами восприятия (рука) и двигательной памятью, прикоснитесь к чему-нибудь:
- гладкому;- деревянному;- синему;- холодному;- шершавому;- разноцветному;- пушистому;- теплому».
Для общего понимания ассоциативного ряда, который является набором элементов, имеющих связь между собой по какому-нибудь признаку. Этот ряд может выглядеть следующим образом: по какому-то ассоциативному признаку наблюдается связь между элементами А и В; и между В и С, то не всегда А будет связано ассоциативно с С. Например, когда слышим слово «зима», обычно, возникает ряд ассоциаций: холод, снег, лыжи и т.д. В этом ряду каждое следующее слово имеет связь с предыдущим, но может не наблюдаться связь слов, которые стоят перед предыдущим. Так получается ассоциативный ряд, образующийся последовательностью слов. Некоторые ряды могут получаться объединением элементов с одним общим признаком или объектом.
Участники записывают ассоциативный ряд о себе. (Ассоциации могут быть любые, на усмотрение участников. Придуманные ассоциации записывать сразу, долго не раздумывая. Полученный ассоциативный ряд разбить на пары, по своему желанию). Работа проводиться в 5 этапов.
1 этап. Написать 16 ассоциаций о себе.
2 этап. Написать 8 ассоциаций, при этом объединить по 2 ассоциации.
3 этап. Написать 4 ассоциации, объединив по 2 ассоциации.
4 этап. Написать 2 ассоциации, объединив по 2 ассоциации. Нарисовать на каждую ассоциацию рисунок по своему желанию.
5 этап - заключительный. 1 ассоциация – общий рисунок.
Если не получается объединить два символа, значит идет внутреннее сопротивление - два человека: психолог и клиент не взаимодействуют. Необходимо: написать сочинение. Для того, чтобы найти причину не взаимодействия, написать 16 ассоциаций на человека который раздражает.
Рефлексивная методика «Пять пальцев». Время проведения: 3 минуты.Участникам демонстрируется раскрытая ладонь и разъясняется, что каждый палец олицетворяет собой определенный  показатель, характеризующий итог проделанной работы. Члены группы в произвольном порядке озвучивают информацию о себе, исходя из предложенной интерпретации.мизинец – показатель физического состояния на данный момент времени (стабильное, адекватное, «неважное» и т.д.);безымянный палец – показатель эмоционального состояния на данный момент времени (радостное, усталое, равнодушное и т.д.);средний палец – показатель межличностного взаимодействия, умение работать в коллективе (желание/нежелание контактировать с окружающими; получилась ли работа в группе?);указательный палец – показатель приобретенного опыта (приобрела что-то новое для себя, не получила никакой ценной информации, узнала кое-что ценное и т.д.);большой палец – показатель мыслительной деятельности (каким образом повлияли полученные сегодня знания на мою мозговую активность? развитию чего способствовала полученная мной информация?).По завершению упражнения делается вывод о результативности  проведенной работы (урока).
. III.   Заключительный этап (подведение итогов, рефлексия)
- Уважаемые коллеги! Сегодня мы прожили вместе мастер-класс. Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения. (Правило: говорит каждый участник мастер-класса.) Поблагодарим друг друга. В заключение нашей встречи я хочу пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на занятиях, душевного равновесия, гармонии семейных отношений.
Спасибо за внимание.