Урок русского языка в 7 классе Повторение по теме «Причастие»


План урока
Тема: Повторение по теме «Причастие».
Цель: обобщение и систематизация знаний о причастии.
Задачи:1.Повторить теоретические сведения о причастии как части речи
2. Отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки, полученные при изучении темы «Причастие».
3. активизировать самостоятельную работу учеников
Оборудование: раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный момент
Определение готовности к уроку, приветствие
2. Фронтальный опрос-повторение.
Работа по карточкам ( 8 человек)
ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
- Закончи фразу:
1.Причастие – это самостоятельная часть речи, которая ( обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию)
2. Причастие с зависимыми словами называется (причастным оборотом)
3.Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то (он выделяется на письме запятыми)
4. Причастия делятся на (две группы: действительные и страдательные)
5. Действительные причастия обозначают (признак, который возник в результате действия самого предмета)
6. Страдательные причастия обозначают признак , который (возник у предмета под действием другого предмета).
ПОВТОРЕНИЕ НА ОСНОВЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
-Запишите под диктовку словосочетания.
Клокочущий водопад, строящийся стадион, изображаемая природа, видимый горизонт, растаявший снег, обнажённые деревья, трава скошена, высушенные растения, нераспустившийся цветок, не прекращающийся ни на минуту дождь.
- На какие правила правописания причастий даны словосочетания. От чего зависит написание гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?
3. Работа с художественным текстом.
На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, карканье; всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем ночном воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно - розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летели по тёмному небу.
- Из какого произведения приведён отрывок? (Н. В. Гоголь « Тарас Бульба»).
- Определите тип текста.
- Найдите в тексте причастия; докажите, что это причастия.
- Выпишите их. Определите вид. Подчеркните в тексте причастные обороты.
- Какое значение в нашей речи имеют причастия? Когда они употребляются в качестве определения? (когда надо показать признак, связанный с действием предмета).
- Что обозначают определения – прилагательные? (признак какого-либо качества предмета).
4. Правописание Н и НН в причастиях и прилагательных
- Спишите прилагательные и причастия, подбирая к ним определяемые слова, вставляя пропущенные буквы.
Торф ое (болото) засе ое (поле)
Песч…ый (берег) напис…ое (сочинение)
Искусств…ый (шёлк) постр…ый (отряд)
(ночи) длин…ы (дорожки) расчищ….ы.
- Прочитайте свои словосочетания. Назовите причастия. Назовите прилагательные.
- Что вы знаете о правописании суффиксов прилагательных Н. АН, ЯН, ОНН, ЕНН.
-Что нужно помнить о правописании суффиксов страдательных причастий прошедшего времени?
6. Работа по развитию речи.
- Исправьте речевые ошибки в предложениях.
Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес. (Солнце, выглянувшее из-за тучи, осветило лес. – части причастного оборота оказались разорванными).
Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели. (Деревья, колебаемые ветром, тихо шелестели. – неправильный выбор причастия: действительные причастия настоящего времени вместо нужного страдательного причастия настоящего времени).
5. Творческий диктант.
-Допишите предложения, дополняя их причастными оборотами и расставляя знаки препинания.
Почва – это поверхностный слой земли (покрытый растениями).
Материки – это большие пространства суши (окружённые океанами и морями).
Радиус – это отрезок прямой (соединяющий точку окружности с её центром)
7. Итоги урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке? (повторяли известные нам сведения о причастии)
- Всем спасибо за работу на уроке. Отметки…