Конспект урока по теме Причастие как часть речи. Правописание причастий


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Причастие как часть речи. Правописание причастий
Дидактические цели урока:
Образовательные: знать грамматические признаки причастия как части речи и систему правил, регулирующих написание причастий, совершенствовать орфографические умения и навыки правописания причастий с целью подготовки к ЕГЭ.
Развивающие: развивать правописные навыки, развивать языковую и коммуникативную компетенцию обучающихся.
Воспитательные: воспитывать способности актуализации полученных знаний для личностного и нравственного самоопределения.
Материальное обеспечение урока: наглядные пособия, интерактивная доска, слайдовая презентация, дополнительный материал
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый
Формы работы: индивидуальная, парная, общеклассная.
Формы контроля: самопроверка, взаимоконтроль, контроль преподавателя.
Ход урока:
№ Этапы урока
Время Работа суворовцев
I. Организационный момент.
1 мин. Сдают рапорт, приветствуют учителя
II. Орфоэпическая разминка.
БалОванный, включЁнный, зАгнутый, зАнятый, занятА, зАпертый, избалОванный, кровоточАщий, молЯщий, нажИвший, нАжитый, налИвший, начАвший, нАчатый.
Карточка.
СОгнутый, снятА, прожИвший, прИнятый, понЯвший, поделЁнный, повторЁнный, отклЮченный,
Задание ЕГЭ
Задание: В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
1. нАжитыйзАпертыйизбалОванныйзагнУтый2. согнУтыйнАчатыйналИвшийотключЁнный3. прИнятыйпрожИвшийподЕленныйкровоточАщийУчитель: Ребята, вы получили листы самооценки, поэтому в течение урока вы будете вносить свои результаты в него за разные виды деятельности.
К какой части речи относятся все слова орфоэпической разминки? (причастие) 2 мин. Пишут орфоэпическую разминку, один суворовец работает у доски. После выполнения результаты вносят в лист самооценки
III. Объявление темы и целей урока.
2 мин. Записывают тему и формулируют цели урока
IV. Основная часть.
1. Слово учителя.
Перед вами высказывание В.И. Даля. В своем "Толковом словаре живого великорусского языка" он сказал о причастии так: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного". На основании данного тезиса постройте устное рассуждение, доказывая правоту В.И. Даля.
2. Причастие как часть речи.
Слово о причастии.
Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре» сказал о причастии: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.
Действительно, своим «внешним видом» причастия похожи на прилагательные: имеют те же окончания, изменятся по родам, числам, падежам; согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже, отвечают на вопрос какой?.
Но причастия тесно связаны с глаголами, потому что образуются от них и имеют глагольные признаки: время (настоящее и прошедшее), вид (совершенный и несовершенный), возвратную форму, которая передается с помощью возвратного суффикса – ся (-сь). Причастия имеют при себе зависимые слова - существительные или наречия.
Отвечает на вопрос "какой? ", "каков?". Образовано от глагола (т.е. можно заменить сочетанием "который" + глагол). Есть причастные суффиксы
Действительные Страдательные
наст.вр. пр. вр. наст.вр. пр. вр.
ущющащящвшшомемименнннтДайте определение причастию. (Причастие – часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая?)
3. Составление на доске Интеллект-карты «Правописание причастий» с указанием номера задания ЕГЭ
- Мы с вами знаем, что правописание причастий очень сложное. Какие орфограммы мы с вами изучили?
- На партах у вас лежат примеры заданий, при выполнении которых вам понадобятся знания, полученные на сегодняшнем уроке. Эти задания вы выполните в конце урока.
Приложение 2.
Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.
1) Только родное слово может напоить душу поэзией, рождённую опытом народа.
2) По приезде в родной город я первым делом встретился со старыми друзьями.
3) Согласно приказа директора, победители школьной олимпиады получат дипломы и подарки.
Задание 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.
 
име..щемусязавис..щийблещ..щийдерж..тсядыш..щийЗадание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
 
Этот фильм вовсе (не)интересен.
(Не)прекращающиеся дожди нарушили все наши планы.
По ночам он почти (не)спал.
Так может сделать только человек, (не)думающий о пользе леса.
Ситец (не)дорогой, а дешевый.
Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
 
Вдоль стен, вымаза(1)ых синей извёсткой, стояли скамейки, в передней комнате несколько стульев и стол для музыкантов, в задней — десяток столов, составле(2)ых в дли(3)ый ряд для ужина, — вот вся обстановка.
Задание 7. Найдите предложение, в котором есть нарушение построения предложения с причастным оборотом. Выпишите номер этого предложения.
1) Каждую летнюю зарю Герасим, несмотря на слепоту, ходил в поля ловить перепелов.
2) В своих статьях этот журналист поставил вопросы, волнующих многих его современников.
3) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С.Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».
Задание 11 . Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.
 
сдруж..т
леч..щийхлопоч..щийдыш..щиедерж..щийЗадание 12 . Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
 
(Не)распроданные игрушки уценили.
Дуня (не)лишена обаяния.
Проект (не)согласован.
Его волновал (не)решенный до сих пор вопрос.
(Не)везение, а кропотливая работа явилась залогом его успеха.
Задание 14 . Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Цифры укажите в порядке возрастания.
 
Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на буквенно-звуковое письмо так и не были реализова(2)ы: обществе(3)ость увидела угрозу разрыва с многовековой культурой, воплощё(4)ой в иероглифическом письме.
4. Повторение темы «Действительные и страдательные причастия. Правописание суффиксов»
- А сейчас из нашего кластера мы возьмем лишь одну характеристику – это виды причастий: действительные и страдательные. Приготовьте Интеллект-карты, они у вас на столах.
- Чем отличаются действительные и страдательные причастия? Назовите суффиксы.
5. Актуализация знаний
Правописание суффиксов причастий зависит от спряжения глаголов. Чтобы не ошибиться в их написании, вспомним спряжение и правописание личных окончаний глаголов.
Проверочная работа по применению правила правописания гласных в личных окончаниях глагола.
На доске: Е или И
Гон…т Слыш…т Се…т Кле…т Стро…т
Завис…т Ду…т Моч…т Испеч…т Пил…т
Скач…т Крош…т Ла…т Люб…т Хлещ…т
Рису…т Бор…тсяВид…т Бре…т Стел…т
Ученики записывают в пять столбиков только гласные буквы из личных окончаний глаголов.
* Если ученики во всех словах верно определили выбор гласных букв, то при проверке, объединив сначала и, а затем – е, получится код. В данном случае - два сердечка.

6. Распределительный диктант с взаимопроверкой.
Пищ…щий, трепещ..щий, вер...щий, волну..щий, люб…щий, стел..щийся, бор..щийся, готов..щийся, кле..щий, независ..мый, уважа..мый, контролиру..мый, незабыва..мый, реша..мый, оканчива..мый, слыш..мый, вид..мый, ненавид..мый, вспах..нный, задерж..нный, выращ…нный7. Лингвистическая задача. “Собери причастие”.
В данном предложении найти зависимое слово в именном словосочетании “прилаг. + сущ.” и взять корень: Ближайшая деревня находилась в часе пути от нас.
Из словосочетания приземлиться на опушке выделить в главном слове приставку.
От глагола читать взять глагольный суффикс.
Из причастия тающие (снега) взять суффикс.
Добавить окончание определения: Могучий Олег головою поник. (А. Пушкин).
К полученному слову добавить суффикс возвратности.
8. Выборочный диктант.
Задание: выпишите страдательные причастия с Н и НН, графически объясните написание суффиксов.
Музыка
(1)Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в небольшом польском городке. (2)Это был первый заграничный город, который я видел в своей жизни. (3)Он ничем не отличался от разрушенных наших городов. (4)Меж изуродованных домов по улицам, заваленным ломью, кружило листву, бумагу, сажу. (5)Над городом мрачно стоял купол пожара.(6)Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (7)И только пожары укрыть не могла.(8)Неожиданно в доме, стоявшем через улицу от меня, раздались звуки органа. (9)От дома при бомбёжке отвалилась половина, обнажив стены с нарисованными на них сухощёкими мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами.(10)Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином и покачивал головой, слушая одинокий среди войны орган.(11) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга. (12)Глупый был. (13)Малый был. (14)Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (15)И потому, должно быть, музыка, которую я слышал в детстве, переломилась во мне, закаменела, а тееёвзлёты к небу, к звезде, от которых я плакал когда-то, растворились в сердце и стали им самим, и то, что пугало в детстве, было вовсе не страшно.(16)Да-а, музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
(По Б. Л. Васильеву)

Самопроверка:
131000511112500Разрушенных разрушить
14338309715500Изуродованных изуродовать
13100059271000Заваленными завалить
14338309779000Нарисованными нарисовать
2881630933450010718808382000Сорваны сорванные сорвать
9. Составление интеллект-карты «Правописание НЕ с причастиями» парах.
10. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.
1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 4. Письмо так и осталось (не)отправленным. 5. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 6. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 7. День зачета был еще (не)назначен. 8. Он принял совсем (не)обдуманное решение.
11. Тест в формате ЕГЭ 1 мин.
3 мин.
3 мин.

3 мин.
3 мин.
5 мин.
2 мин.
3 мин.
5 мин.
3 мин.
5 мин. Слушают учителя
Готовят рассуждение по высказыванию Даля
Один суворовец составляет кластер
Дают определение причастию как части речи
Составляют карту «Правописание причастий»
Анализируют правописание суффиксов причастий
Выполняют проверочную работу на знание спряжения глагола
Пишут на листах распределительный диктант, проводят взаимопроверку по образцу
Решают лингвистическую задачу (пошагово составляют причастие из найденных элементов)
Пишут выборочный диктант
Осуществляют самопроверку
Составляют интеллект- карту, опираясь на личные знания, дополняют, используя дополнительный материал
Выполняют задание на правописание слитное и раздельное не с причастиями.
Заполняют лист самооценки
Выполняют тест, результаты вносят в лист
V. Это интересно
Употребление причастий в речи.
а) Чтение высказывания А. С. Пушкина об употреблении причастий в речи. (Приложение 1. Задание 1).
Может ли письменный язык быть совершенно подобным разговорному? Нет, так же как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному… Мы не говорим:карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом… Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя. Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка. (А. С. Пушкин).
- Какова главная мысль текста?
- Что говорит поэт об употреблении причастий?
б) Сообщение учащегося, который анализировал учебники для 10 класса (по 5 страниц). Он рассказывает, как часто и какие причастия употребляются в учебниках, в учебнике по какому предмету их больше всего.
в) Сообщение учащегося, который выписывал названия произведений, содержащих причастия, и группировал их по видам причастий. 3 мин. Слушают выступления товарищей
V.
Задание на самоподготовку: Егораева. Задания 11,12,14 (по 5 вариантов) 1 мин. Записывают задание в тетрадь
VI. Рефлексия
Неосмысленные понятия легко забываются. Правила хорошо помнишь, если они не вызубрены, а осмыслены. Зубрить правила не нужно. Надо только понять непонятное, осознать неосознанное. И главное расстаться с ничем не оправданной уверенностью, что все произойдет само собой. Неослабевающий интерес к миру - ваш союзник в учебе. Этот путь не закрыт, он открыт любому.
Определите свои ощущения при помощи причастий: понимающий, разобравшийся, понявший, сомневающийся, испытывающий проблемы, непонимающий 2 мин. Анализируют свою деятельность на уроке, используя причастия

Преподаватель: ________________/Муравьева Н.А./